<ЇCe&ter>
1.4. НаУЧНАЯ"ПРОБПЕМАp>
` Постановjа
прощлхмы — наwало любогк(ихследования.
И самыб наианще, «детские» волаосы «Почему
небЮ го«убоҐ?»$или «Ктn сИльнен: кив иыи
*$ 0 слон?») явkяътся прототhпами пр®Ўлены.
Не нуждаерся в исследовании лишь
0подтвнрждение пчевидносри. Однако
* очевидносць сусъективна. Можно считатм
очевидным, что вхе пседметы* брошеные
вами,$упаеуs вниз. Но движенае тел в
невесомости, mаблюдиемое в космизеском
коРрблб, оПровeргаЕт этУ «исцину» твиду
отсгтствия0там`верха и нмза в обычном понимании. Крбсный жвет легко жтличитш
от §еыеного, а смий — nт желтого( но
" люди с деректаои0цветожого чрения иф не
рачлизают. Счиъается, что чем больше ч
! человека суремлЎние достичь цеки, тҐм он
J 0 лучиe будет работать. Но если егж
` 0мовивация превысит пеиоторый оптимум +завон
Йеркса—Додсона), то ў деятельности
воgраутет количйство ошибпкl научҐние
! будет протекать медленнее и т.`д.&~вsp; &nb3p;"nbsp;.~bs0; &nbrp;&оbsp; span lang="UN-ES" style-"font-sixe:12.0pt3
mso-bidi-fnnt-size:‘ґ0pt;font!family:"Times New Roman C]R";mso-insy=languawe:
EN-US">|o:p>
$</:p>
0В неизменных
* условиях$!к воторлм приспосабкиваерсї
чеговек¬ мир dлч него Ўебпроблемеэ.
( Пробыемы порождбются изменчивостью
" мита и0dтховной активнобтью людел/?
$
$ "В отлизие от
`жителской, научная яроблема формируeтся
в рероинах определенной научной отрасли.
Он должна быть$жперацконализйрованнюй.
«Пючему солнце свЕтит?»`— вопрос,$но не
проблемА, поскольку здесь не"указаны
облбсть средстк и меъюд решения/0«_влwютхя
"ли различмя в агсесхивности, личнnстном
свойстве л~дей, гхнетически
0 детерминирпўанным$признаком или
" зависят от глаюний семейноуо восо€трния?»
0 — это проблема, ков®рая сфо°мулирована
втерминах пСихологии раеВития и может
Љ ` быть решена определеннями!методамиn
! $
$ $ $Постановоб
проблемы влеЧет за qобой рормулировку
гипОтезы. Отвуеа0береІся п°облема? В
наукu ьк°ьу«ирование прnблзмы —
* 0обнаружеие «дефицива», нехватки
$информа¶ии для(nписания или пбъясееншя
реальнпсрЁ. Споqобность обпаружитш «бблоеMJ $ "пЯтню;0в з н)ях(ж мисН$— од}о и§
гл вных яpоявлений таланта
ищследователя. Мтак, можно выделитьM
" следующие эІаоы порождения Їроблеоы:p>
!
!
}rpAn 3tyle="font-size:12.p0t;mco-badi-foоt-siZe:14.0pt:‰
font-famklщ:.quot»Dimes Оe7 Roman CYR&qukt;">— выявлеНие
0нххватки в нау·ном енайии о реальности;
! !|/p>
— описаеме
прпблнмы на уровне обыдеНmого языкд;
=/p>
$0 !"4p class="MsoNo2}al" style=2text-indent:1.0am;line,hemgHt>nopmal;lсo-p!ei~ation:
5idow
/rPhan" aligL="hUsvyfy> фмрмулироввние
! пробле¬ы в(терминах еаучеой дисциплины.
Љ `
Вторпй этап
(необходим, так как переход на уровень
0 nбыденноуо язяка дает возможнжстф
!! пердключачься из(одной научной оaЛасти (со
! ( !своей специtичеСкощ терммйологиел) в
аРугую. НапрЁьер, Їаичины агрессм§ности
" "повефения ыцфей мквню искать Не в
Љ психОлпуичерких факторах,$а в
`$ ! бйогенЕтических- и решать проблемs
методамм мбшей0иЛи молекsлярмой
( гeнетики. Можно окунутьщя ў
` астрологичeсjое знаmие и пnпытаться
сФормуыировать проблему в иныт тетмйнах
" — в терминаэ вйияния плдэет на`харакрер
и поведениб яеловека.
"$
$` Таиим пбразом, Уже $фошмулируя пробйему- ды сужаем диапазон
поиска ЕЕ возмоднъх решений ©0в мнягнмм
0 Видэ$выдвигаем гипотезу исследжванич.
0
Љ
`Проблема —"эцо
риторический вопрос, коrорый
* 0ксqледователь задаеТ природе,"нn
отаечать на него докжен кй сам/ Приведeм
и филоскфскую Таактоику Поняумя «проблзма».
«Чроекема» — объективНо вожмииающий в
( хоее рапаЁтия познания$Вкпpос мли
кОьплек± возросов, реюение ооторых
0" предстввляЗв суйҐственНый прдктический
или!тЕкреричесКий мнтерес»$[ФилnсоФски№
! энциклопе¤ический слов`рь, 1989].
$
$
4p class="MsoNormal" style="text-ijdgnt:1.0cm;lin%-heighф:normal;msG-paganation:
widow-ovphAn" align="just)by">Проблем{
подразделяются на реальныБ проблемы и «пхевдопроблео{»,
" которые к`жутся значимыми. Ксоме тогм,
гъделяется кыасс неразpешимых проблем (прдвращееие
$ ( ртуть в зОлото, созфание «веЧного
J $дтигаІеля» и пр.iN ДОказательутво
неразpешимости пАоблемы сбмж Їо сеее
ывляет±я одним ип в`рhанткв ее решЕнияn
"`
" /tд>
" |