|heae> Предоет и методы псиХологик> Пфактика. M  

Тзма 1. ЉПредмет и методы психклогии

Прркткка

 ,td width="100%"> ` 1*5. ГИПОТЕЗА " E <'x>Ќ  $

ГиоотҐзА — эво научное0прҐдполПжепие, влтевиющее из a $ `ъеории, котnроЕ еще не подттҐржжено и`не ` ®провеpгнуто. Љ 8/o9p>

(

=spao st9le="foft-size12.0pt;msп/bidi-font-siъe:q4.0pt; жont¬familq:"Tmmes New Roma. CYBfсuot;">Ж мевкдnлогии " пауки различают!уҐорбти·еские гипмтезы и`Јипотепы jак yмпирические прбдПоложения, которые ноdкeжрт   эксп…риментакьнюй яроверке. ЯерВые входят в структтрЫ0теорий в вачествд 0 0 обнюжмых ц стей. Теоретические гип®тезы выдкЁгаются для устранеэия внгт°енних протмвотехhй в"теорим лиaо для ($ oреОепгения рассогласоваmийЎтеnрии и $эксперименТалЬные"результатов и   пвлюѕтуЯ имструиенцОм совершенствоваеия теоретйчесиого   знанкя. О таких Гипоъезах и0ведец речь ФейесабендЄ Нбучная гипотеза долж­а удквoетворять принципаи   фалюсифицируeмости (если в х®де- }«сперимейтд он` опротесгается) йЉ жерифицируемости (если ж ходеM 0 эксперймента она зодтверЖдантбЯ)& $0 `НапОоню, ·то принцап ди«ьсифмцируемости аaсолютен, так0как опровЕржейид теории всеЈдд окончательно.`Прщнцип   `вхрИфицируемости относктнлеm( таj кръ вqегда есvь верояцность опровержения   гипотезы в следу>щeм исследовАнии.Нас интҐре1ует второй тhп$гипотез — п°еДположения, 0 выдвигАбмыe(аля решения проблемъ ( методој экспериментальнnго 0 исследюванИя. Это эКспериментаыьные ` 0гипотезы, которые не огЯзательно догжны 0 оэнов»ватьія на теории. Точнее, можно — вы¤блитэl пn крайнeй мерЕ,`трк тип` * $ гмпотез зо их прюисходдению/ Гйпотезл ( пефвого(ршп  осекВываюцся на теории или ! ьоdелh рсалюнжстh и предсуавпяьт собюй "проcнозл, следствия ятих теоший или моделей (так назъваеные теоретичеСкк ° обоснпванные гйпnтезы)* Они служат фЛя (проверки следсъвий ъонкретнОй!Теорйи $илЁ Моделк.!‚торои тип —0научные  ` эксперимейтальные гИпотезы,`такжб выдвигаемые0для подтверждения или " опровержения тех шли ипых теофий, 0  гаконмг,0ра­ее обнаpуженных законО¬ефностей иkи причинных увязей ! "$мевду явлениями< но не жснованные на(уже  " щуществующих теориях, а сфюсмулировапные яо Їфин¶илу ФеЙерабенда* «bсе подхnдштї.0ИхJ `оотавдание"— в шнтуиции исщ«емоватепя> $ «А почему йы не так?є Третий тип Ч   эмпиричЕские гипотезы, кnторые ( выдвигаътся бҐзотноqите«ьно(кбкой-либо теорий, модели, то есть формугируютуя ((" ¤ля жанэого случаы6`Классичнским Ђ ` вариантоl твкой$гипптежъ юалюетсыU b( " афжрмз¬ Кnз8ьЫ"‡рыТкоbа8 «Энлк­и с{луЌ bнпс,`онмабнет хвостом». После Ѕкспесименталюной проветои такая   гиoотепа превррщается в факт, оnыть жх — ( для дА©ного`случая (для Ккнктетной коровы, ее(хВоста и экщпериментатора)&-Љ Анещте с Тем оуновндя особенность лябыэ  `экспериментальных гипоцез заключаетУя в тод,0что кни ооератлонализирунмы. ( Проще говоря, онк сфофнулированы в тeрмин`х конкфетной экспериментаkьной пqПцежуры. Всегда можно провеств эксперимент по их mеоос0ежственной   прореркЕ. По соеержанию гиоотез их можно ` разdелить на гияотеЗщ о наличЁи:"А) явыения; Б) связи меоду явщения¬и; В) Їричипнои связh мджду явлениЯьи. <-o:x>

  Провдрка"гипотез типа А — поп»тка устанпвить истшну: «А "! быг ли малэчик? >/o:r> ` $

$

=qpab rtyle="dOnt-si:c812*0pt9iуo-bidi-gont-skxe:1ґ.0rt; Jfont=family:"TiMes Оew Rkнan CYRfsuot;".К`тдким… префположеЭиям lт­осится, папримеш,  гип~теза о гависимосви меЖду инТелиелтоl детей й их$родителҐй илИ fнН $ "гипотеуа о тоо, что эвстрввдрты скломны о риску( а0шнтрогерты йоkее остороцны. 0 Эти гипотезы oтоверяются в ходе измерктЗпьного исследования,$котжрое ( чаще назыўа~т корреляцконным !   исследов`нием. $ " " 0 јp!clasc=ўMsoNormal" style="text-indent:1.0cmzline-heIght:normAl;msg-p!зinauion: widog-orphao" `lign="jusThfy"><3tcn st9le="font-size:12.2ptmso-bidi-fo~t-size:14.:p4; fgnt-fami|Y:qunt;Times New"Rmmqn CYR&quov»">Шu результатом 0! $якляетСЯ уут`новление линейной или !$ (нелиндйной свзй иежду"прочеsсамм игh 0 обэаружепие крсутqтвия(такlвой.M ! Собственно экспешимейта{ьныИи  гhнотезами обычйо считают0лииь гипотезл уипА$В — о`оричиннмслеdственные свїзяu. $ & `‚ эЄсперимент льную(гипотезу включаюуся неgавихимбя пнсеменная. завйсимдя перемеэmвя, отНоьения междч " ` !ними и уфоўни допюлнитекьэых переменных.&nbcp;  :&obs0:&nb{p;6nBsp+&obsp9¦nbsp;&lbsp;&nbsP&ncsp;&nbsx;  &nfsp{ njcp{&n`sp;nbsр;&nвSr;&nBqz;&nbSp;6nbspnbsp;&nbгp; (>O:t> <+span>ј/t> !

<уpan"sdylu=ўfond-3ize:2.0pt;mso)`idi-fonф-size:14®0pt; font-family:&qхotTimec New oman C[R&qut;"ћВnътрданкер   выддлянр следую№ие варшанты ` $ @экспериментальных(гипотнз: o:p> `  " Tp class="MsoNormal"$style="text-indEnt:1.cm;lin%-hei'jt:no2mбl;mso)PAginatign: widow-orphao" align="j5stify">— контрвипотеза —   эКсперимемТальния"гипоrезр, альтер­атИВная$к оЎновному oредположеoиѕ; возпикает автоматмчесли; " M #  — третья конкурирующая экспериментальная гипотеза

— экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

— точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

— экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;                                                     

— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется только в факторном эксперименте. 

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Но (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, закономерности. Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй — о принятии утверждения Н1 об отсутствии различий [Гласе Дж., Стенли Дж., 1976].

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, изменчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая—вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя—«генератора идей».  

Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.