Тема 1. Предмет и методы психологии
Практика
2.2 ВНОВЬ О МЕТОДОЛОГИИ В середине XIX в. О.
Конт, основатель позитивизма, предложил
концепцию развития человеческого
знания. Он рассматривал три
последовательно сменяющие одна другую
формы знания: 1) религиозное —
основанное на традиции и индивидуальной
вере; 2) философское — основанное на
интуиции автора той или иной концепции,
рациональное и умозрительное по своей
сути; 3) позитивное — научное знание,
основанное на фиксации фактов в ходе
целенаправленного наблюдения или
эксперимента. Конт полагал, что
человечество последовательно меняет
формы знания, вырастая, как подросток, из
одежды, которая стала тесной, а не как
модница, меняющая платья старого фасона
на последний крик моды. Старые формы
человеческого знания (религиозное и
философское) должны неизбежно отмереть
и стать предметом исследования
историков культуры. Однако, несмотря на
торжество позитивного знания, XX в. не
отверг ни философское, ни религиозное
знание. Следовательно, речь может идти
не о смене одного знания другим, а о
смене доминирования той или иной формы
знания в ходе развития цивилизации. Различные формы
знания существуют и развиваются
параллельно, как одновременно
существуют в живой природе, занимая
разные экологические ниши, водоросли и
млекопитающие, черви и насекомые,
дрозофила и шиповник, человек и сурепка. «Психология» —
термин, который может применяться к
разным видам человеческой практики и
знания. Во-первых,
существует психология как система
обыденных знаний людей о «психике»,
поведении других людей, особенностях и
закономерностях развития своей и чужой
душевной жизни и т. д. Эта «обыденная
психология» сегодня стала предметом
исследования одной из отраслей научной
психологии. Традиционное, обыденное
знание зафиксировано в естественном
языке («паtural language»)
в значениях слов, описывающих
особенности психики человека, его
поведение, личностные черты,
способности, мотивы и пр. Оно содержится
в поговорках и пословицах. Религиозные
представления о душе возникают на
основе осмысления традиционного, «обыденного»
знания о ее природе.
Во-вторых,
существует и «философская психология».
Вопрос о природе психической реальности
является ключевым. Пресловутый «основной
вопрос философии» о соотношении
идеального и материального, что «первично»,
что «вторично», не может быть даже
сформулирован без более или менее
четкой мысли о том, что есть идеальное (субъективное,
душевное, психическое и т. п.). Поэтому
большинство философов придумывали
концепции психики, создавали свои
представления о личности, об
особенностях ее развития, о соотношении
объективной и субъективной реальности («теория
отражения», в частности), о
детерминантах поведения человека и
групп людей. В рамках «философской
психологии» и по сей день создаются «модели»
психики или ее отдельных подсистем,
которые служат источником гипотез для
научной психологии и, кроме того,
позволяют интерпретировать различные
элементы эмпирического и
теоретического психологического знания.
Наконец, под
термином «психология» понимают науку,
возникшую в XIX в., — науку о психике как
некоторой самостоятельной реальности,
которая имеет материальную основу, т. е.
является механизмом отражения и
регуляции человеческого поведения, и
может быть исследована объективными
методами. Принципы материализма,
объективности и детерминизма легли в
основу естественнонаучного подхода к
изучению психики. Психология как наука,
принявшая методологию естествознания,
сложилась в конце XIX—начале XX в.
Одновременно В.
Дильтей, немецкий философ, предложил
рассматривать отдельно «науки о духе» и
науки о внешнем мире. К первым он отнес
философию, этику, эстетику, лингвистику,
право и ряд других. Ко вторым — физику,
химию, геологию, биологию и другие
естественные науки. Психологию он
определил как фундаментальную науку, из
которой берут начало все науки о духе. Из
этой науки вырастает основной метод «наук
о духе» — метод понимания. Дильтей считал, что
психология является эмпирической
наукой, но природа эмпирического знания
в психологии иная, чем в естественных
науках. Гуманитарное психологическое
знание близко к обыденному опыту, его
содержание известно и зафиксировано в
культуре, поэтому не содержит новизны в
естественнонаучном смысле. Критерием
понимания является не установление
истинности — ложности, «аутентичность».
Понимание как
метод исследования присутствует в ходе
любого психологического исследования.
Но ряд исследователей выделяет
понимающую, или гуманитарную,
психологию в качестве особой сферы
психологического познания, в которой
главным методом является понимание. Естественнонаучный
подход ориентирует психологов на
исследование внешне наблюдаемой
активности человека и животных —
поведения. Психологию относят к
поведенческим наукам, а наблюдение,
измерение и эксперимент в психологии
называют методами исследования
поведения (теthods of behavioral
research). Поведение
человека подразделяется на вербальное
(речь) и невербальное (предметное
действие, неречевая коммуникация).
Исследовательские приемы — это
методики, регистрирующие вербальное и
невербальное поведение. |