Тема 1. Предмет и методы психологии
Практика
ПРЕДИСЛОВИЕ До
начала 80-х годов психологическая наука в
нашей стране напоминала, образно
говоря, перевернутую пирамиду, стоящую
на своей вершине. Большинство
отечественных психологов занималось
исследовательской и преподавательской
работой, меньшая часть — прикладными
разработками, считанное количество
оказывало консультативную
психотерапевтическую и
психодиагностическую помощь людям. Социальные
процессы в России привели к тому, что
психологи стали зарабатывать на жизнь
преподаванием, изданием популярных книг
и практикой. Интерес к гуманитарной
психологии, практической психологии
возрос необычайно. Интерес же студентов
психологических факультетов к
фундаментальным исследованиям, а тем
более к их методам снизился. Кроме того,
культура психологического эксперимента
в нашей стране традиционно была не на
высоте. Главным
пособием для студентов-психологов,
изучающих технику проведения
психологического эксперимента,
считается учебник Р. Готтсданкера «Основы
психологического эксперимента» (1982),
удачно переведенный профессорами МГУ Ч.А. Измайловым и В.В. Петуховым. Книга
Готтсданкера при всей популярности
изложения и доступности все же, на мой
взгляд, не охватывает многообразия проблем,
возникающих при планировании и
проведении современного психологического
эмпирического исследования. Монография
Д. Кэмпбелла «Модели экспериментов в
социальной психологии и прикладных
исследованиях», вышедшая в 1980 г. в
издательстве «Прогресс» под общей
редакцией М.И. Бобневой, рассчитана на
более компетентного читателя и при всех
ее достоинствах, вряд ли может
рассматриваться как учебник. Термин
«экспериментальная психология» имеет,
по крайней мере, четыре значения.
1) Под
экспериментальной психологией понимают
(вслед за В. Вундтом, С. Стивенсом и
другими учеными) всю научную психологию
как систему знаний, полученных на
основе экспериментального изучения
поведения человека и животных. Научная
психология приравнивается к
экспериментальной и
противопоставляется философской,
интроспективной, умозрительной и
гуманитарной психологии. Эта точка
зрения отражена в «Экспериментальной
психологии» Под редакцией П. Фресса и Ж.
Пиаже (Экспериментальная психология,
1966). 2)
Экспериментальную психологию иногда
трактуют как систему экспериментальных
методов и методик, реализуемых в
конкретных исследованиях. Типичным
учебником, который предлагает студентам
такое понимание экспериментальной
психологии, является «Экспериментальная
психология человека» М.В. Мэтлин 3) Термин «экспериментальная
психология» часто употребляется в
расширительном значении для
характеристики научной дисциплины,
занимающейся проблемой методов
психологического исследования в целом. 4) Наконец, под
экспериментальной психологией понимают
только теорию психологического
эксперимента, базирующуюся на
общенаучной теории эксперимента и в
первую очередь включающую его
планирование и обработку данных.
Классическим учебником такого рода
стала «Экспериментальная психология» Ф.Дж. Мак-Гигана. Подобные учебники похожи
на пособия по математической
статистике для гуманитариев. С 70-х гг. учебный
курс «Экспериментальная психология»
читается в российских вузах. В «Государственном
образовательном стандарте высшего
профессионального образования» за 1995
год ему отводится 200 часов. Прослушав
этот курс, студенты должны получить
представление о «теоретическом и
эмпирическом знании в психологии;
специфике психологического
эксперимента; экспериментальной
психологии деятельности; естественных и
искусственных видах деятельности;
экспериментальной психологии сознания
личности». Традиция
преподавания экспериментальной
психологии в российских университетах
началась с лекций профессора Г.И.
Челпанова. Еще в 1909/10 учебном году он
читал этот курс на семинарии по
психологии в Московском университете, а
позже — при Московском психологическом
институте (ныне — Психологический
институт РАО). Челпанов
рассматривал экспериментальную
психологию как учебную дисциплину по
методике психологического исследования,
а точнее — по методике эксперимента в
психологии: «Тот курс, который я хочу вам
предложить, должен иметь значение
методики экспериментальной психологии
и предназначаться для тех, кто
предполагает самостоятельно заняться
исследованием психических явлений.
Название "Введение в методику
экспериментальной психологии" было
бы самым правильным обозначением
данного курса». Представление о
содержании курса, читавшегося
Челпановым, дает учебник «Введение в
экспериментальную психологию» (1915). Семинарий
Челпанова включал в себя и
психологический практикум. «В семинарий
принимаются только те студенты, которые
имеют в виду избрать своей
специальностью научную разработку
психологии. Поэтому студент,
предполагающий поступить в семинарий,
должен подвергнуться некоторому
испытанию в его действительном интересе
к научным занятиям в психологии. На первом году
пребывания в университете студент
только слушает курсы психологии и
других философских дисциплин. В конце
года он сдает соlloquium
по этим предметам и, в случае
удовлетворительной сдачи, он
принимается в члены просеминария по
экспериментальной психологии. На втором
году проходит практически экспериментальную
психологию в объеме предполагаемого
руководства и в то же время продолжает
слушать теоретические курсы по
психологии и другим философским
дисциплинам. На третьем году
принимается в члены психологического
семинария, участвует в семинариях по
общей и экспериментальной психологии и,
кроме того, непременно участвует в
качестве испытуемого в самостоятельных
исследованиях, которые ведут старшие
члены семинария. Такое участие является
прекрасной школой для развития
самонаблюдения и для ознакомления с тем,
как ведутся самостоятельные занятия. И
только на четвертом году пребывания ему
предоставляется тема для
самостоятельной работы.
Я считаю
чрезвычайно полезным для практиканта,
после того как он переработает
практикум, взять какое-либо известное
исследование и повторить его во всех
деталях. Это является очень хорошим
средством для ознакомления с деталями
психологической методики. В просеминарий я
принимаю обыкновенно 18 человек, не
больше. Мне кажется, что это число может
в самых больших университетах
удовлетворить тех, кто предполагает
сделаться специалистом по психологии.
Участники разбиваются на шесть групп. В
каждой группе практикант попеременно
должен быть экспериментатором,
испытуемым и протоколистом. Наблюдения
и измерения, произведенные практикантом,
должны быть им тщательно
запротоколированы и в недельный срок
представлены руководителю занятий. В
случае неудовлетворительного
исполнения работы практикант должен
повторить ее еще раз» [Челпанов Г. И., 1915]. В современных
научных программах психологический
практикум отделен от курсов общей и
экспериментальной психологии.
Соответственно, изучая
экспериментальную психологию, студент
углубляет и дополняет те знания, которые
он получил, прослушав курсы основных
психологических дисциплин. Для работы с этим
учебником необходимо овладеть основами
общей психологии, представлять, как
проводится психологическое
эмпирическое исследование, знать начала
математической статистики и теории
измерений. Я старался не
дублировать учебники по теории научного
метода и математической статистики. Но
вместе с тем при необходимости включал
соответствующий материал в текст.
Психологической диагностике и теории
тестирования уделено минимум внимания.
На эту тему написано и издано множество
пособий и руководств, а к моменту выхода
данной книги их будет еще больше. Мой
личный взгляд на проблему
психологического эмпирического метода
изложен в монографии «Структура и
логика психологического исследования» [Дружинин
В. Н., 1994]. Вашему вниманию
предлагается учебник, а не научная
работа, поэтому представленные в нем
знания и рецепты являются на
сегодняшний день общепринятыми, хотя, с
моей точки зрения, и не всегда
правильными. Интерес к
методическим проблемам психологии
оставил в наследство своим студентам М.С. Роговин (1921-1993). Хочу вспомнить добрым
словом и поблагодарить профессора В.Д. Шадрикова,
читавшего курс экспериментальной
психологии в |