Вот лазурит - то ярко-синий, как южное
небо при блеске полуденного солнца, то
бледно-голубой, как небо
Окраска минералов и горных пород является одним из самых важных и характерных признаков камней, в особенности цветных. Определение всех минералов начинается с установлении их окраски.
Чтобы понять,
что может дать нам самоцветный камень,
взглянем на некоторые из
самоцветов.
полярных стран, то одноцветный камень
глубокого и спокойного синего тона, то
испещренный красивым
узором золотистых вкраплений
кристаллов пирита, напоминающих звёзды на
небесном своде.
Вот изумруд - то густого, почти тёмно-зелёного цвета, прорезанный трещинами,
то сверкающий яркой,
ослепительной зеленью.
Прекрасен бархатный густо-зелёный
нефрит саянских стремлин, в котором
повторяются
все тона листвы - от нежно-зелёных до
насыщенных тёмных.
Прекрасен и малахит уральских медных
рудников - то бирюзово-зелёный камень
нежных тонов,
то тёмно-зелёный с атласным отливом, то
красиво сочетающийся с синим азуритом.
Вот и красные камни: тёмно-красный или
алый, как кровь, рубин, розово-красный
турмалин,
тёмные вишнёво-красные гранаты, буро-красные
сердолики - всё богатство
оттенков красного цвета.
Кроме того, окраска некоторых минералов
изменяется при различном освещении.
Тёмно-зелёный при дневном свете
александрит кажется при искусственном
освещении малиново-красным;
фиолетовый аметист Среднего Урала
загорается кроваво-красными тонами, а
рубелит -
розовый турмалин - темнеет и теряет всю
свою красоту.
Осветите красочную картину пламенем
поваренной соли - красные, синие и
фиолетовые тона превратятся в грязно-чёрные, жёлтое покажется белым.
Поэтому очень трудно разделить
самоцветы на определённые цветные группы.
Трудно, например, описать различие между
цветом аквамарина и сапфира,
различие между синевой бирюзы, ляпис-лазури
или азурита.
При описании камня, особенно самоцветов,
необходимо различать: цвет - оттенок, тон -
колорит
камня и интенсивность окраски.
Большую роль при восприятии цвета
играет обработка поверхности камня, так
называемая "фактура".
Мокрый камень воспринимается зрением
совершенно иначе, чем сухой; его окраска
усиливается;
поэтому при просмотре камня его обычно
смачивают или покрывают лаком.
Но чем же обуславливается бесконечное
разнообразие цветов минералов?
Прежде всего мы должны обратить
внимание на то, что в одних случаях окраска
является чем-то постоянно присущим для
данного минерала; если и возможны
некоторые колебания в оттенке и густоте,
то всё же основной цвет сохраняется.
Эта окраска как бы неотъемлема
отданного химического соединения, - это его
собственная, или,
как принято называть, идиохроматическая,
окраска. Такова, например, окраска диоптаза
и малахита.
В другом случае окраска изменчива и
непостоянна и не связана непосредственно с
химическим составом
самого минерала. Это окраска чуждая -
аллохроматическая. Такова, например,
окраска изумруда, рубина или сапфира.
Она вызвана примесями каких-то
посторонних окрашенных химических
веществ, которые мы называем
хромофорами, то есть носителями окраски.
Если мы бросим взгляд на всё разнообразие
различных самоцветов, независимо от их
природы и происхождения, то увидим ряд
закономерностей
в характере камней. По этому поводу, было
проведено исследование в одном из
минералогических
музеев. В результате получилась интересная
картина( в процентах ) распределения
самоцветов по тонам.
Фиолетовые и пурпуровые.....................3
Синие.....................................................5
Чёрные и металлически-серые.................7
Красные и бурые...................................10
Бесцветные...........................................15
Жёлтые (зеленовато-жёлтые)..................20
Зелёные.................................................40
Агат | Для получения красного цвета агат погружают в раствор азотнокислого железа, а затем нагревают, пока не образуется оксид трёхвалентного железа.
Если выдержать агат в хромовой кислоте, а затем нагреть, образовавшийся оксид хрома придаст минералу голубовато-зелёный цвет.
Чтобы получить агат чёрного цвета следует выдержать его в сладком сиропе до тех пор пока все поры не заполнятся им. Затем камни помещают в серную кислоту, которая, как известно, обугливает сахар до черноты.
Для получения агата редкого голубого цвета его выдерживают сначала в растворе цианистого калия, затем переносят в раствор железного купороса. При этом образуется железная соль. Полученные голубые агаты устойчивы к спирту, эфиру, но буреют при попадании на них слабой щёлочи, в том числе и мыла.
|
Дымчатый крарц | Для придания лучшего цвета дымчатый кварц запекают в хлебном тесте в русской печи, через это минерал делается светлее и принимает золотистый оттенок ( таким же образом можно удалить дымчатость у некоторых уральских морионах ); то же самое удаётся, если варить дымчатый кварц в деревянном масле или в жиру.
|
Аметист | Аметист от нагревания совершенно обесцвечивается.
|
Сердолик | Некоторые буровато-серые сердолики от накаливания получают большую прозрачность и приятный крастный цвет.
|
Аквамарин | У аквамарина под влиянием повышенной температуры происходит изменение цвета с зеленоватого на более привлекательный голубой.
|
Хризопраз | Многие драгоценные камни даже от действия на них солнечных лучей выцветают. От этой же причины пропадает цвет хризопраза, для сохранения которого необходимо держать этот минерал в воде.
|