Окраска камней

Окраска камней  

Окраска минералов и горных пород является одним из самых важных и характерных признаков камней, в особенности цветных. Определение всех минералов начинается с установлении их окраски.
 

  Чтобы понять, что может дать нам самоцветный камень, взглянем на некоторые из 
самоцветов.

Вот лазурит - то ярко-синий, как южное небо при блеске полуденного солнца, то бледно-голубой, как небо
 полярных стран, то одноцветный камень глубокого и спокойного синего тона, то испещренный красивым
 узором золотистых вкраплений кристаллов пирита, напоминающих звёзды на небесном своде. 
 Вот изумруд - то густого, почти тёмно-зелёного цвета, прорезанный трещинами, то сверкающий яркой,
 ослепительной зеленью.
 Прекрасен бархатный густо-зелёный нефрит саянских стремлин, в котором повторяются 
все тона листвы - от нежно-зелёных до насыщенных тёмных.
 Прекрасен и малахит уральских медных рудников - то бирюзово-зелёный камень нежных тонов,
 то тёмно-зелёный с атласным отливом, то красиво сочетающийся с синим азуритом.
 Вот и красные камни: тёмно-красный или алый, как кровь, рубин, розово-красный турмалин,
 тёмные вишнёво-красные гранаты, буро-красные сердолики - всё богатство
 оттенков красного цвета.
 Кроме того, окраска некоторых минералов изменяется при различном освещении.
 Тёмно-зелёный при дневном свете александрит кажется при искусственном освещении малиново-красным;
 фиолетовый аметист Среднего Урала загорается кроваво-красными тонами, а рубелит -
 розовый турмалин - темнеет и теряет всю свою красоту.
 Осветите красочную картину пламенем поваренной соли - красные, синие и
 фиолетовые тона превратятся в грязно-чёрные, жёлтое покажется белым.
 Поэтому очень трудно разделить самоцветы на определённые цветные группы.
 Трудно, например, описать различие между цветом аквамарина и сапфира,
 различие между синевой бирюзы, ляпис-лазури или азурита.
 При описании камня, особенно самоцветов, необходимо различать: цвет - оттенок, тон - колорит 
камня и интенсивность окраски.
 Большую роль при восприятии цвета играет обработка поверхности камня, так называемая "фактура".
 Мокрый камень воспринимается зрением совершенно иначе, чем сухой; его окраска усиливается;
 поэтому при просмотре камня его обычно смачивают или покрывают лаком.
 Но чем же обуславливается бесконечное разнообразие цветов минералов?
 Прежде всего мы должны обратить внимание на то, что в одних случаях окраска
 является чем-то постоянно присущим для данного минерала; если и возможны
 некоторые колебания в оттенке и густоте, то всё же основной цвет сохраняется.
 Эта окраска как бы неотъемлема отданного химического соединения, - это его собственная, или,
 как принято называть, идиохроматическая, окраска. Такова, например, окраска диоптаза и малахита.
 В другом случае окраска изменчива и непостоянна и не связана непосредственно с химическим составом 
самого минерала. Это окраска чуждая - аллохроматическая. Такова, например,
 окраска изумруда, рубина или сапфира. Она вызвана примесями каких-то
 посторонних окрашенных химических веществ, которые мы называем 
хромофорами, то есть носителями окраски. Если мы бросим взгляд на всё разнообразие
 различных самоцветов, независимо от их природы и происхождения, то увидим ряд закономерностей
 в характере камней. По этому поводу, было проведено исследование в одном из минералогических 
музеев. В результате получилась интересная картина( в процентах ) распределения самоцветов по тонам.

Фиолетовые и пурпуровые.....................3

Синие.....................................................5

Чёрные и металлически-серые.................7
                                                        
Красные и бурые...................................10

Бесцветные...........................................15

Жёлтые (зеленовато-жёлтые)..................20

Зелёные.................................................40

Существуют определённые законы возникновения окраски минералов.

 
Агат Для получения красного цвета агат погружают в раствор азотнокислого железа, а затем нагревают, пока не образуется оксид трёхвалентного железа. Если выдержать агат в хромовой кислоте, а затем нагреть, образовавшийся оксид хрома придаст минералу голубовато-зелёный цвет. Чтобы получить агат чёрного цвета следует выдержать его в сладком сиропе до тех пор пока все поры не заполнятся им. Затем камни помещают в серную кислоту, которая, как известно, обугливает сахар до черноты. Для получения агата редкого голубого цвета его выдерживают сначала в растворе цианистого калия, затем переносят в раствор железного купороса. При этом образуется железная соль. Полученные голубые агаты устойчивы к спирту, эфиру, но буреют при попадании на них слабой щёлочи, в том числе и мыла.  
 
Дымчатый крарц Для придания лучшего цвета дымчатый кварц запекают в хлебном тесте в русской печи, через это минерал делается светлее и принимает золотистый оттенок ( таким же образом можно удалить дымчатость у некоторых уральских морионах ); то же самое удаётся, если варить дымчатый кварц в деревянном масле или в жиру.  
 
Аметист Аметист от нагревания совершенно обесцвечивается.  
 
Сердолик Некоторые буровато-серые сердолики от накаливания получают большую прозрачность и приятный крастный цвет.  
 
Аквамарин У аквамарина под влиянием повышенной температуры происходит изменение цвета с зеленоватого на более привлекательный голубой.  
 
Хризопраз Многие драгоценные камни даже от действия на них солнечных лучей выцветают. От этой же причины пропадает цвет хризопраза, для сохранения которого необходимо держать этот минерал в воде.