Психология цвета

На главную

Символика цвета в искусстве, знамёнах, одежде, интерьере

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым - фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие человеческий организм.

Французский невропатолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном свете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И.Н.Спиртова и других, установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных.

Ф. Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая - успокаивающей. По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый - спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов - одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Цветам свойственна определенная выразительность. Выразительность цвета не есть результат ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выразительность в значительной степени зависит от установки испытуемых.
 

Символика цветов

Известно, что цветы имеют язык, т.е. каждый из них есть символ какой-нибудь идеи или чувства. Во многих случаях светской жизни незнание цветов может повести к неприятным промахам и ошибкам. Есть цветы, исключительно принадлежащие женщинам, и поднести такой букет молодой девушке покажется просто обидой.

Махровая роза обозначает детскую грацию. Белая роза - невинность. Розовый бутон - расцветающую юность. Мимоза - скромность. Незабудка - воспоминание. Ландыши - счастье. Маргаритка - невинность. Белая лилия – чистоту. Все эти цветы приличны только молодым девушкам и были бы смешны для женщины в зрелом возрасте. Белая сирень - эмблема юности - также годится для первых, но лиловая сирень по своему значению прилична только молодой женщине. Невеста надевает венок из мирты (чистая любовь) и флер д'оранжа (эмблема девственности). Фиалка и прострел, символ скромности, принадлежит всем возрастам, так же как резеда, занимающая видное место во всех букетах, особенно в букетах для молодых девушек; прекрасный аромат ее в соединении со скромною внешностью обозначает, что внутренние качества нравятся больше красоты. Боярышник (символ надежды) и шиповник также принадлежат молодости. Розовая роза есть эмблема женщины в расцвете красоты. Ярко-красные цветы по значению не подходят для молодых девушек, но составляют принадлежность мужчин, изображая страсти. Таковы: олеандр, красная гвоздика, мак, настурция, красный ясенец. Камнеломка есть знак дружбы. Ноготки - эмблема ревности и тревоги. Мускатная роза и махровая гвоздика - жеманство. Ива - печаль; кипарис - сожаление; дягиль - меланхолию. В букеты молодых девушек можно также включить вязель (наивность) и дикий перец (девственность).

Символика красок
Белая - невинность, чистота, откровенность
Пурпуровая - величие, могущество, почести
Кармин - истинная набожность, здоровье
Ярко-красная - остроумие, изворотливость
Розовая - молодость, любовь, нежность
Коричневая - смирение
Темно-коричневая - глубокая горесть
Серая - надежда, расположение
Индиго - блаженство
Фиалковая - дружба, воспоминание, постоянство
Золотая - великолепие, блеск, богатство
Оранжевая - подозрительность
Бледно-желтая - неверность
Черная - печаль

 Красный цвет в русском искусстве

28 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Красный цвет в Русском искусстве". Экспозиция занимает более 20 залов, включая произведения русских художников от XIV века до наших дней. Идея, заложенная в ее основу, стала новым шагом в выставочной деятельности. Мы привыкли к историко-искусствоведческому подбору памятников искусства, объединенных тематически или хронологически определенным стилем, направлением или именем художника - здесь же мы видим попытку изменить устоявшуюся парадигму: через акцентирование внимания на проблеме цвета в русском искусстве обращается внимание на ту роль, которую он играл и играет в русской культуре вообще.

Кандинский писал, что "красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево" ("О духовном в искусстве"). Интересно, что красному (в европейском понимании) соответствует античный элемент "огонь", холерический темперамент, а в категориях времени - современность (желтый указывает на будущее). Психология, активно изучающая цвет с точки зрения эмоционального и психофизического воздействия на человека, установила, что красный (вернее, красно-оранжевый) активизирует вегетативные функции человеческого организма, когда как темно-синий вызывает обратную реакцию, так же надо учесть, что такой "язык" интернационален. Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем; различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то отчаянно-праздничный, то сжигающе-чувственный, то в загадочно-мистический.

В русской культуре красный цвет, безусловно, занимает особое место. Само слово "красный" выходит далеко за пределы простого обозначения цвета. В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: "У них даже слово красный обозначает красоту". Действительно, русский фольклор богат эпитетами, такими как "красное солнышко", "красная девица"... Этот цвет связан с праздником - свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Представленные на выставке предметы русского народного искусства показывают, как ценился этот цвет. Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами. Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа. (Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый - тона не просто теплые, а горящие - согревающие).

На экспозиции, где представлена древнерусская иконопись замечаешь, как сложность христианской цветовой символики (где в зависимости от оттенка или силы звучания красного изменяется и его смысловое прочтение), соединяется с любованием красным цветом, любованием, идущим от народного чувства - отсюда и яркая праздничность, светящаяся огненность, доминирующая в ряде икон.

Искусство XVIII века, с его тяготением к западноевропейскому пониманию живописи, показывает как постепенно, свойственное русской душе, пристрастие к красному приглушается-затушевывается академической выучкой. И, если в первой половине XVIII века в работах русских художников этот цвет все же вырывается, как будто бы случайно, откуда-то из подсознания, иногда совершенно выбиваясь из общей колористической гаммы произведения (кажется, что живописец для большей красоты добавил красного и не заметил, что палитра перенасыщена яркостью), то к XIX веку этот цвет теряет свою природную стихийность, его появление становится обусловленным продуманной рационализированной схемой, он превращается в декоративное пятно - элемент колористического решения, уместный в данном сюжете и в данной композиции.

В начале XX века красный снова захватывает умы русских художников. Появляется понимание того, что "цвет сам по себе что-то выражает" (замечательная фраза Ван Гога). В работах Ф.А. Малявина этот цвет звучит отчаянно-звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К.С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств. И, если в иконописи - красный - выступает как цвет, выражающий высшие, философско-религиозные ценности, а в народном искусстве - как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала века он становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового.

Иное чувство возникает, когда попадаешь в залы, где представлено искусство Советского периода. Здесь красный - предельно идеологизирован. Ностальгически звучат такие дополнения к этой части экспозиции как красные флаги, транспаранты с лозунгами и, как апофеоз, реконструкция знаменитого "красного уголка" - непременного атрибута производственных помещений.

"Постсоветская" живопись завершает выставку. В некоторых работах появляется новый акцент в использовании красного цвета - он эротизируется. Как противоположность революционно-партийной официальности цвет переполняется обнаженной гипертрофированной чувственностью.

Выставка заставляет задуматься о многом - она, пропущенная через магический кристалл красного, - история нашей страны, явленная в искусстве. Авторы экспозиции проявили неординарный творческий подход в раскрытии заданной темы. Замечательно дополняют живопись предметы быта, реконструкция "красного угла" в интерьере русской избы - еще одно проявление любви к красному.

Азбука цветов хиппи

Феньки тогда не покупались и не продавались, это сейчас их можно везде купить. Хиппи плели феньки, для того чтобы их дарить или менять, но не носить, почему-то не принято было носить свои феньки. И ещё не принято было благодарить за подаренную феньку. Цвета расшифровывают все по-разному, здесь я привожу другую версию расшифровки, не такую, как у меня, присланную Дэцил из Пензы. В этой версии смысл имеют не только отдельные цвета, но и сочетания.

Например: чёрно-белый, жёлто-зелёный и т.д. Дарили феньки хиппи очень оригинально, они плели так чтобы фенька была точно по руке и завязывали её прямо на руке, таким образом её нельзя было снять, раз подарили - так носи.

Белый - невинность, чистота
Прозрачный - битломания
Зелёный - юность
Красный (оранжевый, розовый) - любовь, страсть
Чёрный - магия, оккультизм
Жёлтый - ревность
Синий (голубой) - спокойствие
Бордовый - коварство

Сочетания:
Красно-белый - свободная любовь
Чёрно-красный - анархия
Чёрно-белый - пристрастие к наркотикам
Жёлто-зелёный и бело-коричневый - поклонение богу Джа (если это что-то говорит)
Сине-жёлтая фенька обозначает поклонение творчеству БГ
Черно-жёлтый - вечность
Сине-белый - пошлость
Бирюзово-золотой - NIRVANA

Если фенька состоит из трёх или больше цветов - она говорит о том, что у её владельца что-то не в порядке.

Символика цветов в фенечках

Цвет

Наши комментарии

Синий

В результате опроса мужчин и женщин всех возрастных групп установлено, что синий является самым любимым цветом европейцев - 38% людей назвали его своим любимым цветом. Хотя синий - холодный цвет, у большинства людей он ассоциируется с гармонией, дружелюбием и тоской. По азбуке цветов хиппи синий - это спокойствие, а голубой цвет - дружба.

Красный

По опросу красный следует сразу после синего - 20% людей назвали этот цвет своим самым любимым. По азбуке цветов красный - это любовь. Но будьте осторожны, девушки, с сочетанием "красный + белый", которое означает "Free love", чтобы избежать приставаний со стороны молодых людей.

Зелёный

У зеленого цвета меньшая популярность, чем у красного и синего - это любимый цвет всего 12% людей. По азбуке хиппи зеленый цвет обозначает природу, а сочетание "Зеленый + белый" означает "Green Peace".

Чёрный

Обычно у людей черный цвет связывается с элегантностью. Кроме того, он обладает некой аурой силы и тем самым делает человека, носящего фенечку, как бы немного сильней. 8% людей назвали его своим любимым цветом. По азбуке хиппи ассоциируется с печалью и одиночеством.

Жёлтый

Этот цвет называют любимым 5% людей. Для большинства желтый ассоциируется с неискренностью, ревностью, завистью и жадностью, у некоторых - с летом и изобилием. По азбуке хиппи - легкое сумасшествие.

Белый

Поклонниками белого цвета являются только 3% людей. По "азбуке" он означает свободу, а вообще ассоциируется с чистотой, изысканностью, правдой, идеалом, религиозностью и точностью.

Фиолетовый

Его предпочитают 3% населения. Как выяснили психологи, фиолетовый цвет - цвет оригинальности, тщеславия и развитой фантазии. Этот цвет - признак экстравагантности и иногда ассоциируется с чем-то искусственным.

Коричневый

Коричневый цвет более всего приятен 2% людей. Он ассоциируется с ленью, мещанством, невоздержанностью, изредка - с домашним уютом. По азбуке хиппи не рекомендуются сочетания "коричневый + желтый" и "коричневый + зеленый", они считаются несчастливыми, равно как и сочетание черного с белым.

Серый

Серый цвет любит приблизительно 1% людей. Он обычно ассоциируется со старостью, скромностью, пунктуальностью, бесчувственностью, иногда - с приспособленчеством. А у некоторых людей серый ассоциируется с понятием "серая масса".

Оранжевый

Меньше всего людей предпочитают оранжевый цвет - меньше 1%. По азбуке хиппи - тяжелое сумасшествие.

 Цвета знамён

Если спросить сегодня любого анархиста, какого цвета знамя анархизма, он не колеблясь ответит: черного или красно-черного. Но принятие этих цветов было долгим и противоречивым. Черное знамя впервые подняли в марте 1831 г. взбунтовавшиеся землекопы в Реймсе (Франция), написав на нем: "Труд или смерть!". Позднее в Лионе группа землекопов была за то же самое отправлена на гильотину. А 21 ноября 1831 г. в Лионе войска расстреляли манифестацию уволенных ткачей. В ответ вспыхнуло восстание. Мгновенно были сооружены баррикады, и над ними взвилось черное знамя с девизом: "Жить, работая или умереть сражаясь!". Это было первое в истории массовое восстание рабочего класса. Во всех этих случаях черное знамя служило символом отчаяния и нищеты рабочих, готовых скорее умереть в борьбе за свои права, чем терпеть несправедливость. Кроме того, черный цвет стал связываться с антимонархической борьбой - ведь традиционным цветом монархии считался белый.

Во время республиканского восстания в Париже 5-6 июня 1832 г. повстанцы подняли уже красное знамя. С тех пор эти два цвета - красный и черный - считаются основными цветами анархического и вообще революционного движения по всему миру. В 1848 г. на баррикадах Парижа развевались оба знамени.

Наряду с красными и черными знаменами, в 1871-1872 гг. в Италии появляется и красно-черное знамя, но расположение цветов отличалось от современного диагонального. Поле у этого флага было черным, но со всех сторон его окаймляла узкая красная полоса. По мнению историка анархизма Макса Неттлау, знамя было принято в противовес красному, которое марксисты стремились превратить в партийное. В начале 1870-х гг. красно-черное знамя появилось у мексиканских анархистов; там оно стало официальным символом нарождавшегося рабочего движения. За пределами Мексики оно тогда не распространилось. В годы Мексиканской революции (1910 -1917 гг.) красное знамя с черной полосой служило эмблемой анархо-синдикалистского "Дома рабочих мира" (1912-1916), а после революции красно-черные флаги подняли как проправительственная "Региональная конфедерация рабочих", так и анархо-синдикалистская Всеобщая конфедерация трудящихся (1921-1931). По-видимому, именно из Мексики заимствовал красно-черное знамя никарагуанский революционер А. Сандино, у которого его переняли, в свою очередь, многие партизанские группировки в Америке и Африке. Но эти движения уже не имели ничего общего с анархизмом.

Вопрос о цвете знамени приобрел и некоторый организационный подтекст. Черный флаг приняла часть пропагандистских и боевых групп анархистов, которые работали как внутри, так и вне структур рабочего движения. Некоторые из них прибегали к тактике отчаяния - "пропаганде действием" (покушениям, бросанию бомб и т.д.) - вроде полумифической группе "Черная рука" в Испании. Повсеместного распространения черное знамя в конце 19 - начале 20 вв. не получило. Оно пользовалось популярностью во Франции, в России, Польше, Германии, Италии и ряде других стран, а также в Северной Америке, куда его привезли иммигранты из Европы.

Анархистское красное знамя сохраняло популярность в романских странах Европы, в Латинской Америке, в Скандинавии, на Дальнем Востоке... Абсолютно все анархо-синдикалистские и революционно-синдикалистские профсоюзы мира, а также часть анархистских групп ("Фридом" и Социалистическая лига в Британии, младосоциалистические клубы в Швеции, Норвегии, Дании и др.) предпочитали красные флаги.

Современное диагональное красно-черное знамя появилось только в начале 30-х гг. в Испании и во Франции. В Испании спор о флаге шел с 1919 г. и имел теоретическую подоплеку о роли профсоюзной работы. В центре дискуссии оказались две анархистские группы из Барселоны - "Красное знамя" и "Черное знамя". Первая из них издавала одноименный журнал и в 1919 г. стала инициатором создания Иберийской анархистской коммунистической федерации, имевшей также секции во Франции. Эта группа подчеркивала важность профсоюзной организации. Вторая группа держалась в стороне от профсоюзной борьбы и занималась радикальной пропагандой. Противоречия между ними сохранялись до 1930 г. С падением монархии в Испании для анархо-синдикалистской работы открылись новые перспективы; прежний спор устарел.

27 апреля 1931 г. в помещении профсоюза строителей в Барселоне собрались представители Национальной конфедерации труда (НКТ) и Иберийской анархистской федерации (ФАИ), чтобы обсудить подготовку к первомайской демонстрации и, в частности, решить, под каким же знаменем выступать. Представитель группы "Черное знамя" Гарсия Оливер предложил объединить черное ("анархистское") и красное ("синдикалистское") знамена в одно. Так и было решено. 1 мая 1931 г. - спустя сто лет после поднятия черного знамени - анархо-синдикалисты вышли на демонстрацию под красно-черным флагом. К середине 30-х гг. он распространился во всех странах, где имелись анархисты, и заменил собой прежнее, красное знамя анархо-синдикалистов. Даже Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), традиционно выступавшая под красными знаменами, приняла новый флаг. Анархо-синдикалисты сохранили черное знамя только на Дальнем Востоке, где это было связано с собственными традициями. Красный флаг сохранили синдикалисты из "Индустриальных рабочих мира" (ИРМ), которые с 1970-х-1980-х гг. стали помещать на него эмблему черной кошки - синдикалистского символа нелегальной стачки. Некоторые группы ИРМ имели и черные знамена, поскольку официального флага в ИРМ нет.

Уже до второй мировой войны эмблема М.А.Т. также претерпела изменения: знамя стало красно-черным, с него исчез девиз, из эмблемы были удалены лишние детали, а изображение рабочего приобрело более четкие стилизованные очертания.

Классическое ныне красно-черное знамя представляет собой полотнище, разделенное по диагонали на две половины. Чаще всего, верхняя половина красная, нижняя черная; иногда встречается и обратное расположение полос. Активный, энергичный, агрессивный красный цвет символизирует решимость анархо-синдикалистов бороться за социальную революцию. Черный цвет - символ свободы, отрицания всего, что ограничивает ее или мешает ее осуществлению через осуществление идеалов анархизма.

Несиндикалистские анархисты продолжали поднимать по преимуществу черные флаги. С появлением в 1964 г. эмблемы в виде буквы "А" в круге, она стала помещаться и на черных знаменах анархистов. Ее изображают либо в верхнем углу у древка, либо в центре полотнища. Эмблема обычно красного или белого цвета.

Красный и черный цвета служат символами и нового левого "автономного движения", появившегося в Европе в 70-е гг. Его участники считают себя стихийными анархистами. Среди них распространены красное знамя с черной звездой, черное знамя с черепом и костями и красное либо черное знамена с эмблемой движения за захват пустующих домов ("сквоттеров") - молнией в виде буквы "N" в круге. Происхождение этого последнего значка не установлено; предполагают, что он появился в 70-е гг. в Нидерландах.

Традиционная цветовая символика китайского костюма

Многим известны достижения буддистов и даосов в области коррекции психосоматики человека. Но не все знают, что еще в добуддистском Китае Конфуцием были разработаны и описаны способы коррекции психофизического состояния человека с помощью одежды, ее покроя, цвета, орнамента и украшений с оккультной символикой... Эти принципы легли в основу китайского национального костюма. Но так как разумное правление в Китае было далеко не всегда (в период династии Мин многие знания в этой области были утеряны), принципы ритуального двучастного китайского костюма были почти забыты. К ним очень серьезно относились в буддизме и даосизме. Внимание к повседневной жизни человека, к его изначальной природе, лежащее в основе этих систем, не могло обойти область одежды, которая, как и все окружающие предметы, должна была способствовать внутреннему сосредоточению. Как? Будем исходить из философских принципов древнего Китая.

Итак, жил-был костюм. Поскольку он был ритуальным и самым старым в семье китайской национальной одежды костюмом, его очень уважали. Было ему, чем гордиться - ведь его создавали великие мудрецы Поднебесной и носил сам Сын Неба (император). Костюм уподобляли храму, так как символика его структурной системы была очень схожа. "Я так же важен в государстве, как и храм",- говорил он. "Я помогаю императору управлять государством, ученикам и монахам - успокаивать мысли и сосредоточиваться для преодоления испытаний на пути к просветлению, я защищаю путников от холода и ветра, а мастерам у-шу не мешаю плавно и красиво двигаться и наносить точные удары. Мои создатели уподобили человеческие взаимоотношения отношениям между Небом и Землей".

Из древневосточной легенды мы знаем о существовании горы Суньшань или Куньлунь. Она служила связью между Небом и Землей. Отсюда - часто встречаемое изображение горы на узорах из облаков, окруженной двенадцатью зернами риса (символ зависимости земледелия от двенадцати месяцев года и двенадцати созвездий Зодиака). Дракон считается повелителем дождя и воплощением "ян" (Небо). "Ян" сливается со стихией "инь" (Вода) - дракона изображали парящим в облаках, играющим пылающей жемчужиной, рождающей молнии. Дракон, как и дождь,- символ союза Неба и Земли. Взаимодействие двух противоположных начал являются причиной круговорота пяти стихий, каждая из которых имела свой цвет и время года. На этом была основана цветовая символика в одежде, ставшая государственным ритуалом во времена Конфуция.

Стихии дерева соответствовал зеленый цвет (весна), огню - красный (лето), металлу - белый (Осень), воде - черный (зима). Существовавшие в Китае праздники встречи каждого нового времени года происходили в обстановке, когда весь двор и все государственные чиновники были обязаны надеть одежду того цвета, который соответствовал встречаемому времени года. Праздник конца лета, когда созревал хлеб, считался праздником Земли. Символическим цветом этого праздника был желтый. Существование других оттенков и других цветов объяснялось чередованием пяти элементов по принципу взаимного "покорения": огонь "покоряет" (плавит) металл - красный и белый дают розовый, металл рубит дерево - белый и зеленый дают бирюзовый и т.д.

Помимо цветовой символики существовала система аллегорических изображений животных и птиц, которая помимо идеологического имела еще и социальное значение. Гражданские чины обозначались символами различных птиц, а военные - символами животных в иерархической последовательности.

Цвет в государственной символике Якутии

Республика Саха (Якутия) имеет отвечающие ее статусу Государственный герб и Государственный флаг. Их проекты были одобрены на XV и XVI сессиях Верховного Совета, то есть соответственно: флаг - 14 октября 1992 года, герб - 26 декабря того же года. Тогда же появились и были введены в действие специальные законы о флаге и гербе, разработаны их статусы.

Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой, означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый - любимые цвета саха также соответствуют общепринятым представлениям о чистоте чувств и помыслов людей. А темно-красный цвет, заимствованный с наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз.

Цвета флага соответствуют общепринятым в международной практике символическим значениям цветов. А подсказаны они географическими и климатическими особенностями и историко-культурными традициями края.

По мифологии саха считают себя "детьми белого солнца". На флаге сразу обращает внимание белое солнце в зените на фоне огромного голубого неба. Под ними узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов, породненных Севером. Зеленый цвет - символ плодородия, возрождения, символ дружбы и братства. Это - короткое яркое лето, цвет таежных просторов, а также олицетворение тюркского происхождения народа саха, давшего название республике. Красный цвет - не только символ жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Включение красного цвета в сочетании с белым и зеленым является характерным и для народного прикладного искусства Якутии.

 

Основы цветовой символики в игровых гербах и знаменах

Вообще, для чего команде (отряду, рыцарю, клану и др.) иметь знамя, герб, и прочую атрибутику? Ну, во-первых, в любой команде должна быть какая-то своя идеология, своя история, и, наконец, своя святыня, поругание которой может послужить прекрасным поводом для объявления священной войны, и прочих интересных вещей.

Общие правила составления такой необходимой вещи необходимы для того, чтобы при одном взгляде на штандарт вашей команды все сразу поняли, кто вы такие, и каких жизненных принципов придерживаетесь. (То есть, если на вашем гербе изображен дракон, раздирающий пасть льву, и все это на фоне скрещенных мечей и прочих агрессивных символов, то, наверное, вы крутые. И вряд ли стоит брать такой герб простой мирной деревушке...)

Основные правила составления:

Начну с личных гербов, которые, как показывает опыт, можно прекрасно использовать и в качестве городских, и для общекомандных штандартов.

Основой всякого герба, безусловно, считается щит. Известны пять форм западноевропейского щита. По правилам теоретической геральдики дамы и девушки должны были пользоваться ромбовидными щитами.

Цвета. Обычно использовались те цвета, которые легче было воспроизвести. Светлые цвета чередуются с темными, чтобы все они хорошо выделялись. Из светлых цветов используются желтый и белый. Их называют металлами—золотом (ор) и серебром (арджент). Остальные цвета изображались при помощи эмали (финифти). Это — черный (траур), красный (гюльз), синий (лазурь), зеленый (верт) и пурпурный. Одно из основных правил — не разрешается накладывать металл на металл и финифть на финифть. (То есть не рисовать золотом по серебру, серебром по золоту и проч.) Действительно, даже при том, что сейчас вы вряд ли будете использовать позолоту, думайте о том, чтобы цвета были контрастными, и старайтесь придерживаться этого правила.

Символика красок. А теперь, в качестве дополнения предлагаю некоторые цветовые нюансы. Определения эти не геральдические, а символические, и обще-ассоциативные. Красный — символ крови, огня и храбрости. С одной стороны он символизирует радость, красоту, любовь, с другой — войну, месть и вражду. Также обозначает власть и величие. Черный — траур, несчастье, с одной стороны и благородство с другой. Является эмблемой тайного и неизвестного. Синий — цвет неба и моря. Также символизирует чистоту и вечность. В языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. Зеленый — цвет травы и листьев. Юность, надежда и веселость. Белый (серебро)—благородство, чистота, непорочность. Желтый (золото)—в древности воспринимался как застывший солнечный свет. Богатство, власть и слава.

Флаг Армии Спасения

 

Форма и атрибутика Армии Спасения глубоко символичны. Они предназначены для того, чтобы проповедовать без участия проповедника. Сами за себя.

Синий цвет - цвет Неба, чистоты: Символ святости Бога-Отца.

Красный цвет - символ пролитой крови Иисуса Христа.

Желтый цвет - символизирует огонь Духа Святого.

Три цвета, которые используются во флаге, присутствуют почти в любом представлении Армии Спасения. Это, так называемые, цвета Армии. На самом деле - это вновь свидетельство о трех основополагающих утверждениях (см. флаг):

Синий - ВЕРА, Бог, Небо. "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6)

Красный - СПАСЕНИЕ, Христос, Кровь, Голгофа. "Без пролития Крови не бывает прощения" (Евр.9:22)

Желтый - СВЯТОСТЬ, Дух Святой, Огонь, очищение. В свое время (при основании Армии Спасения) доктрина о святости в нашем понимании была уникальной. Армия Спасения одна из первых христианских церквей, которая стала утверждать, что святость доступна каждому человеку. В настоящее время никому и не сможет придти в голову нечто другое, но...

 

       Особенности оформления интерьеров.

       Отделка жилого помещения.

     При отделке стен квартиры необходимо учитывать особенности – размеры помещения, его ориентацию по сторонам света и др. Выбирая тот или иной цвет, нужно помнить и о некоторых его свойствах. Так, например, цвет оказывает влияние на зрительное восприятие размеров помещения.

    Если комнату окрасить в ярко-желтый или оранжевый цвет, она будет казаться меньше. Это объясняется тем, что так называемые теплые цвета (красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые) обладают свойством как бы зрительно приближать  окрашенные поверхности.

      И, наоборот, холодные цвета (голубовато-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые) зрительно удаляют окрашенные поверхности, благодаря чему  помещения кажутся более просторными.

     Эти свойства  цветов используют для зрительной корректировки неудачных пропорций помещений. Если в длинной и узкой комнате две торцовые стены окрасить интенсивным теплым цветом (например, терракотовым - цвета красного кирпича), а продольные - холодным (зеленовато-голубым), создается впечатление, что комната стала шире и короче.

      При помощи цвета можно также зрительно уменьшить или увеличить высоту помещений. Если в небольшой по площади, но высокой комнате потолок окрасить теплым цветом, а стены – холодным, он будет казаться ниже, а комната просторнее. Низкая комната с потолком, окрашенным светлым холодным цветом, зрительно кажется более высокой.            

      При отделке помещений необходимо учитывать, что наиболее благоприятное воздействие на зрение и нервную систему человека оказывают желтые, желто-зеленые, зеленые, зеленовато-голубые и серебристо-серые цвета.

      Их и рекомендуется применять в качестве основных. Красный, фиолетовый и синий цвета возбуждают нервную систему, утомляют зрение, поэтому их целесообразно использовать только для отделки небольших поверхностей.

     В небольших по площади, но высоких комнатах для зрительного уменьшения их высоты стены отделывают не одним, а двумя цветами.

      Для этого поверхность стены нужно разделить по высоте на две части горизонтальной линией, проведенной на расстоянии  около 80 см от потолка. Верхнюю часть стены следует окрасить светлым, а нижнюю – более насыщенным,  но обязательно согласованным по цвету тоном.

      Для окраски дверей  рекомендуется несколько вариантов. Полотно двери и наличники можно окрасить в белый цвет или в тот же цвет, что и стены. Если для стен выбран светлый цвет, двери лучше окрасить тем же, но более насыщенным цветом.

      Очень часто деревянные дощатые полы по сложившейся традиции окрашивают  в довольно мрачный  темно-коричневый цвет. Лучше красить пол в светло-коричневый, светло-серый, желтый цвета.

      В отличие от деревянных, полы из линолеума или поливинилхлоридных плиток бывают самых разнообразных расцветок – синие, голубые, зеленые, бежевые, светло-серые. Цвет таких полов обязательно нужно согласовать с цветом, выбранным для окраски стен.

      Независимо от цвета стен в передней или комнате полы должны быть одного цвета во всех помещениях квартиры. Хорошо сочетаются бежевые стены и светло-коричневый пол, золотисто-желтые стены и зеленовато-голубой пол, светлые серовато-зеленые стены и светло-серый пол.

      В интерьере жилища может быть использована множество разнообразных гармоничных  цветовых сочетаний. Однако существует два основных композиционных приема: тональный и контрастный.

      При первом гармония строится  на сочетании оттенков одного цвета (например, голубого) или по тональности цветов (желтого и зеленого, желтого и оранжевого и т.д.).

      Используя этот прием при отделке квартиры, большие поверхности (стены и потолки) следует окрашивать в мягкие, светлые тона, а для мебели и декоративных тканей можно выбрать более насыщенный цвет. Отдельные предметы обстановки или убранства (изделия из керамики, диванные подушки и т.д.) могут быть другого более интенсивного цвета. Эти предметы внесут в интерьер яркие цветовые пятна, не нарушая общей спокойной гармонии его  доминирующих тонов. В интерьере не должно быть монотонности и однообразии, необходимы хотя бы незначительные контрасты; отсутствие их также утомляет, как и злоупотребление очень яркими, насыщенными цветами и резкими контрастами.

     Цвета белый и серый хорошо сочетается с желтым, красным и зеленым, поэтому их можно использовать при создании цветовых гармоний.

     Если в интерьере используется различные оттенки одного цвета, например голубого, то в этом случае стены могут быть светлого  голубовато-серого цвета, а обивка тахты и кресел того же, но более насыщенного цвета.

      Декоративную ткань на окна можно выбрать в тон стены или, например, белую с легким рисунком (голубоватого тона); ковер - светло- серого цвета. Отдельные предметы убранства, например подушка на тахте и керамическая ваза на журнальном столике, - оранжевые.

    Если стены  зеленовато-серые, то тахта светло-зеленая, ковер этого же , но более насыщенного цвета, декоративная ткань на окнах в тон обивки тахты с рисунком желтого цвета, кресла и подушки на тахте – желтые.     Можно использовать два близких цвета и их оттенки.

    Например, стены светло-желтые, тахта коричневая, ковер насыщенного зеленого тона, декоративная ткань на окне белая с желтым рисунком.

    Такой прием наиболее часто применяется в интерьере жилища, поскольку мягкие сочетания близких цветов и их оттенков и отсутствие резких контрастов создают спокойную, наиболее благоприятную для отдыха и занятий обстановку.

     Второй прием основан на сочетании взаимно контрастных  или, как их еще называют, дополнительных цветов.

     Основными из них являются следующие пары цветов: желтый и синий; красный и голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желто-зеленый и фиолетовый; пурпурный и зеленый.

     Например, стены в комнате окрашены в светло-желтый цвет, а пол или ковер синий. Обивка для мебели выбрана желтого, а декоративная ткань на окнах белого цвета с голубым рисунком.

     Этот прием обычно применяется при отделке не всей квартиры, а только ее некоторых помещений, например детской комнаты.

      Можно также использовать одновременно оба приема световых сочетаний – тональный и контрастный. Интерьер детской комнаты может быть основан на контрастных сочетаниях желтого, голубого и красного цветов, которые хорошо воспринимаются детьми.

      По предложению Польской академии наук цвет стен, комнат для детей младшего возраста должен быть теплых оранжево-желтых оттенков; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников – голубой или нейтрально светло-серый. Для пола или ковра следует выбрать голубой, для некоторых предметов меблировки  красный, а для окраски стен желтые цвета.

     Цветовую гамму общей комнаты и спальни  можно решить  в мягких, спокойных тонах – золотисто-желтым, серебристо-серым, светло-оранжевым, а кухни на основе сочетания светло-голубого (стены) и  лимонно-желтого (кухонная мебель) тонов. Близкие по тональности и контрастные сочетания цветов  используются и в интерьере  только одной, предположим общей, комнаты квартиры. Если весь интерьер комнаты будет основан на гамме серо-голубых тонов, то для того чтобы выделить уголок отдыха, следует применить    контрастное  сочетание цветов, например, голубовато-зеленого ( тахты) и красного (кресла).

     Исследования показывают, что из спектральных цветов больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, несколько менее – красный и менее всех – зеленый цвет.

    Окраска кухонь и отделка ванной и туалета могут быть разнообразными и многоцветными.

    Помещения, в которых находятся продолжительное время, лучше окрашивать в светлые неяркие цвета, а проходные помещения – в насыщенные.

    Проекты по интерьеру либо экстерьеру обеспечивают возможность точного подбора материалов по цвету для отделки всего здания либо иного объекта и его отдельных частей как внутри, так и снаружи.

     Документы проекта развертки и аксонометрии следует рассматривать как рабочие чертежи  проектирования цветовой отделки.

     Перспектива позволяет увидеть, как будущее здание или сооружение будет вписываться в архитектурный ансамбль улицы, площади, а также как будет зрительно восприниматься его интерьер.

      Перспективное изображение может даваться с тенями для более наглядного представления и без теней в качестве образца при определении цвета отделки.

     Цветовую отделку помещений рекомендуется производить с учетом особенностей климата, назначения помещений, условий зрительной работы, характера освещения и требований техники безопасности.

     Возможности выбора гармоничных цветовых сочетаний для отделки квартиры практически не ограничены, поэтому  не существует каких-либо готовых рецептов. Однако, используя общие приемы  создания цветовой гармонии  и учитывая конкретные условия обстановки квартиры каждый может отделать квартиру в соответствии со своим вкусом и наклонностями.

Особенности оформления офисов.                  

    Офис (англ.) – контора, канцелярия служба. Прежде всего офис должен иметь деловой вид.

    Начинать планирование размещения офиса надо с рациональной ориентации всего здания по сторонам цвета.

    Глубоко проникающие лучи восходящего и заходящего солнца мешают работать. От лучей полуденного солнца можно защититься с помощью солнцезащитных устройств.

    На приведенном  рисунке применена удобная мебель. Цветовая гамма решена в спокойных тонах. Дневной свет приглушен с помощью жалюзи, но одновременно имеет место направленное освещение. Наличие всех этих факторов создает деловую, сосредоточенную обстановку для работы.

    В офисе необходимы: системы эффективного искусственного освещения, система кондиционирования воздуха, устройство звукопоглощающей облицовки стен, полов, перекрытий. Окна, защищенные занавесками, обуславливают ряд эргономических требований (связанных с психологией человека и физиологией труда). К ним относиться возможность обзора окружающей местности, возможности регулирования освещенности помещения. Необходимым для офиса является обеспечение проветривания, поддержания уровня шума, наличие переставных перегородок-экранов, цветочниц, удачное цветовое решение интерьера, наличие аквариумов, флорариумов, зоны отдыха и беседы.

    Окраска стен и потолков, их отделка зависят от размеров и местоположения помещений и как бы улучшают их габариты.

    Стены помещений при членении – горизонтальными и вертикальными полосами кажутся разных размеров. Кроме того, вертикальные полосы создают впечатление движения, а горизонтальные покоя.

    Голубая стена зрительно отдаляется, коричневая стена приближается, а желтая исчезает. Прочность сооружения подчеркивают темные и голубовато-серые цвета.

    Для узкого и длинного помещения целесообразно применять «прозрачные» перегородки, расчленяющие помещение.

    Чтобы сделать узкое помещение зрительно шире, можно на одной из длинных стен повесить встык большие зеркала.

    Целесообразно менять яркость цвета окраски стен в помещении в зависимости от освещенности той или иной стены. Так, стена, на которой находятся световые проемы окон, кажется намного темнее других стен помещения.

    Если помещение маленькое, то голубая и светло-зеленая краски как бы раздвигают стены, создают ощущение большего пространства, делают комнату свободнее.

     Коричневый и терракотовый (красновато-коричневый) цвета зрительно уменьшают помещение. Поэтому пропорции удлиненной комнаты можно зрительно улучшить благодаря окраске торцовых сторон в более темные цвета.

     Выбор колорита также зависит от климатических условий. Например, для  помещений в районах с жарким климатом хороша гамма зелено-синих цветов различной светлоты в сочетании с теплым акцентом.

     То же самое относится  и к помещениям, выходящим на солнечную  южную сторону.

        Контраст нескольких светлых и темных полос или предметов создает впечатление интенсивности освещенности, что важно для недостаточно светлых помещений.

       Яркие и пестрые цвета любят женщины. Однако, если помещение наполнено  множеством ярких вещей, которые не создают цветовой ансамбль, то красота разрушается. Чтобы не было пестроты, следует применять не более четырех цветов, образующих цветовую гамму.

      Важным фактором формирования ансамбля офиса является нарастание силы цвета при движении от входа к главной комнате.

      Решающим в создании хорошего эффекта общей композиции является вид от главного входа главной комнаты, способный повести вошедшего человека в нужном направлении. Замкнуть композицию целесообразно красиво обставленным местом для беседы.

      Для зоны отдыха целесообразно применять интенсивный теплый  зеленый цвет пола и стен с оранжево-красной и желтой мебелью.

      В настоящее время оформление офисов производится в основном по трем направлениям, в так называемых «екатериненском», «советском» и «европейском» стилях.

      В «екатериненском» стиле используется часто  бордовая гамма цветов с золотым акцентом. В интерьере применяются гобелены, лепнина, филенчатая разбивка стен, хрустальные люстры, зеркала, мебель с овальными формами и бархатной обивкой.

     В «советском» стиле имеет место привычная спокойная бежевая гамма цветов, предпочтение отдается отделке с применением фанерованных древесно - стружечных плит, которыми выкладываются панели стен. В тон подбирается мебель с кожаной или суконной  обивкой.

     В «европейском» стиле часто присутствуют контрастные цветовые сочетания, например, черно-белые. В поверхностях шкафов и в конструкциях мебели (ножки столов, кресел) применяется металл.

   Широко используется обивка мебели под кожу.  Предпочтительные цвета обивки: черный, белый, фиолетовый, «металлик».