Особенности психологии как науки. Понятие о предмете психологии. Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом. Данные термин образован из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Поэтому всё же своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Данный
термин имеет два значения:
психология как наука и психология как
совокупность особенностей характера,
внутренний мир человека. Именно во
втором смысле мы говорим о психологии
того или иного человека, группы людей,
даже животных, особенно наших домашних
кошек и собак. Такое понимание легло в
основу житейской, «бытовой» психологии,
которая обобщает и закрепляет опыт
многих поколений людей, наш
собственный жизненный опыт. Она лежит в
основе нашего представления об
окружающих нас людях, о самих себе, о
причинах поступков, мотивах поведения,
успехах и неудачах. Всякий человек,
даже никогда специально не изучавший
психологию, постоянно объясняет Житейские представления о
психологии находят свое выражение и в
житейской мудрости, и в привычных устойчивых
взглядах, убеждениях. Они
отражены во многих народных пословицах,
поговорках: «В тихом омуте черти
водятся», «Доброе слово и кошке приятно»,
«Скупой платит дважды», «На сердитых
воду возят», «Нравом хорош, да норовом
негож». Очевидно, что эти пословицы
отражают серьезное знание
человеческой психологии. Настоящими знатоками психологии
являются, конечно, писатели, поэты,
художники, актеры - люди искусства,
открывающие в своих произведениях
невероятные глубины человеческой
души. И житейская психология, и
произведения искусства во многом
опережают, во многом помогают, но в чем-то
и отстают от психологии как науки. Предмет любой науки
составляют те вопросы, которые она
ставит по отношению к окружающему миру,
человеку. Научная психология схожа с
житейской, но есть между ними и
существенные различия. Они сходны в том,
что ставят перед собой одни и те же
вопросы: чем определяется тот или иной
поступок человека? Как мы мыслим? Почему
иногда, рассматривая что-то, мы не видим
главного? Почему один школьник лучше
решает задачи, а другой - лучше рисует?
Почему у кого-то много друзей, а у кого-то,
кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем
нет? Но отвечают на эти вопросы
житейская и научная психология иногда
одинаково, а иногда по-разному.
Например, на вопрос, почему один
ученик лучше решает задачи, а другой - лучше
рисует, и научная, и житейская
психология дают один ответ: у этих
детей разные способности. Но при этом
житейская психология основывается на
том, что человек рождается с теми или
иными способностями, все зависит от «природы»:
«Уж таким уродился». Научная
психология, говоря о различиях в
способностях людей, не отрицает роли
природных, врожденных задатков. Однако
основное значение в достижении
успехов в рисовании, пении, математике,
спорте и т.д. с научной точки зрения
имеет сама деятельность. Именно в самой
деятельности развиваются способности
человека.
Сейчас нам важно подчеркнуть, что «бытовое»,
житейское объяснение основывается на том, что
воспринимается непосредственно: Отличие научной психологии
от житейской - в том, как, на основе
чего делаются заключения и выводы. В
житейской психологии они строятся на
наблюдениях, стереотипных (шаблонных,
трафаретных), взглядах, убеждениях. Из-за
этого они часто отрывочны, случайны,
достаточно косны, нередко
противоречат друг другу. Научная
психология базируется на строгих,
полученных в ходе специальных
исследований и неоднократно
проверенных фактах, которые логически
систематизируются и объясняются в
специальных научных теориях. А теперь мы должны перейти к более
близкому знакомству с научной
психологией. Знакомство с любой наукой начинается с
определения ее предмета и описания
круга явлений, которые она изучает. Что
же является предметом психологии? На
этот вопрос можно ответить двумя
способами. Первый способ более
правильный, но и более сложный. Второй
— относительно формальный, но зато
краткий. Первый способ предполагает
рассмотрение различных точек зрения на
предмет психологии — так, как они появлялись
в истории науки; анализ оснований,
почему эти точки зрения сменяли друг
друга; знакомство с тем, что в конечном
счете от них осталось и какое понимание
сложилось на сегодняшний день. Так так вы только начинаете изучение
психологии, ответим
кратко. Как уже было упомнено в начале, слово «психология» в переводе на
русский язык буквально означает «наука
о душе». В наше время вместо понятия «душа»
используется понятие «психика», хотя в
языке до сих пор сохранилось много слов
и выражений, производных от
первоначального корня: одушевленный,
душевный, бездушный, родство душ,
душевная болезнь, задушевный разговор
и т.п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Психика - способность мозга получать
информацию об окружающей
действительности, создавать образ
объективного мира и регулировать на
этой основе собственное поведение и
деятельность. Работа психики
осуществляется только в процессе активной
деятельности человека, животного.
Активная деятельность - важнейшее
условие развития психики, т.е. её
совершенствования, усложнения,
углубления. Активное отражение
действительности - важнейшее свойство
дифференцированного, обладающего
многоуровневыми связями между
различными отделами - высокоорганизованного
мозга. Оно присуще и животным, и человеку.
Чем сложнее, чем сформированной
мозг, тем большими способностями
обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного
уровня развития психика достигает у
человека. Психика человека включает все, что он
ощущает, воспринимает, думает, помнит,
чувствует, все его привычки, его
индивидуальность, то, как, с помощью
каких средств, каких, по выражению
психологов, механизмов он это
делает. Психика дает возможность не
только достаточно точно отражать
особенности окружающего мира, она
позволяет предвидеть, предугадывать то,
что будет в дальнейшем. Такая опережающая
функция психической деятельности,
конечно, в наибольшей степени
характерна для человека. Благодаря
этому мы можем представить то, что
случится через некоторое время, можем
строить планы, ставить цели, мечтать.
Она позволяет нам, например, заранее
подготовиться к какому-либо сложному
событию. Например, если вам не хочется
делать уроки или готовиться к экзамену,
очень полезно представить себе свое
будущее эмоциональное состояние. Что
вы будете чувствовать, когда вас
вызовут, а вы не сможете сказать ни
слова. Что будете испытывать, когда
вас будут спрашивать о результатах
экзамена. Такое «эмоциональное
предвосхищение», как правило,
позволяет преодолеть лень и начать
заниматься. Психика имеет индивидуальный
характер. Психические особенности
образуют индивидуальность, и все
воздействия преломляются через
индивидуальные особенности. Вы сами,
наверное, неоднократно наблюдали, как
одно и то же событие одного человека
волнует, а другого оставляет
безразличным. Видели, как при нападении
на хозяина одна собака начинает его
защищать, а другая - прячется за него. Таким образом, изучение сущности и
закономерностей развития психики
человека и животных и составляет
предмет научной психологии. В этом учебном курсе мы будем
говорить о психологии человека.
Исследованием психики животных
занимается специальная отрасль
психологии - зоопсихология. Психология изучает
психические явления: психические
процессы, психические состояния и
психические свойства.
Под психическими явлениями обычно
понимают факты внутреннего,
субъективного опыта, внутреннего мира.
Фундаментальное свойство субъективных
явлений — их непосредственная
представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим,
чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем,
но и знаем, что видим, чувствуем,
мыслим и т. п.; не только стремимся,
колеблемся или принимаем решения, но и знаем
об этих стремлениях, колебаниях,
решениях. Иными словами, психические
явления не только происходят в нас, но
также непосредственно нам открываются.
Наш внутренний мир — это как бы большая
сцена, на которой происходят различные
события, а мы являемся одновременно и
действующими лицами, и зрителями. 1. Психические процессы
описывают три основные стороны
душевной жизни человека: познание,
чувство и волю. Соответственно в
психических процессах выделяются познавательные
процессы, чувства и воля. К познавательным
процессам относятся ощущение,
восприятие, память, Чувства, эмоции отражают переживание
человеком своего отношения к явлениям
окружающего мира, событиям своей
внутренней жизни, определяют то,
насколько они важны именно для него,
для его жизни, т.е. устанавливают
личностную значимость того или иного
события. Воля, произвольность
обеспечивает сознательную регуляцию
поведения, возможность действовать по
сознательно поставленной цели,
принятому намерению. В понятии «психические
процессы» подчеркиваются прежде всего
динамичность, пластичность,
изменчивость, непрерывность
психической деятельности. 2. Психические состояния
- относительно устойчивые психические
явления. К психическим состояниям
относятся бодрость, утомление, скука,
радость, тревога, апатия и др. Хотя
психические состояния, как и другие
явления психики, отражают воздействие
на человека определенных событий
внешней и внутренней жизни, он, как
правило, осознает лишь само это
состояние, а то, что его вызвало, либо
вообще не представляет, либо
представляет неотчетливо. 3. Психические свойства
- наиболее устойчивые и существенные
особенности, отличающие человека или
группу людей от других. К психическим
свойствам относятся особенности
личности человека, его направленность,
качества личности, черты характера,
темперамент, способности. Психические процессы,
психические состояния и психические
свойства не существуют отдельно друг
от друга, они взаимодействуют и могут
переходить друг в друга. Например,
любопытство как выражение
познавательного процесса, может
переходить в состояние интереса и закрепляться
в таком качестве личности, как
любознательность. Единство всех сторон
психической жизни человека служит
основанием для его активности.
Активность - общее свойство живых
организмов, основное условие их существования.
Жить - значит быть активным,
действовать. Именно активность
позволяет живому существу поддерживать
жизненно важные для него связи со
средой, она служит основой развития и
саморазвития. Активность обеспечивает
поведение человека - его взаимодействие
с окружающей средой, обусловливаемое
внешними (среда) и внутренними (потребности,
мотивы) условиями. Поведение может быть
в разной степени осознано человеком,
определяться сознательно поставленными
целями или осуществляться по
непосредственному желанию, чувству, т.е.
быть импульсивным. Важнейшей формой
человеческой активности является
деятельность. Деятельность -
сознательно регулируемая активность,
направленная на познание и
преобразование внешнего мира и самого
человека. Основные виды деятельности
человека - игра, учение, труд,
творчество. Именно в деятельности
формируются основные свойства личности,
развиваются ее способности. Изучая
психику человека, психология уделяет
особое внимание различным видам
человеческой деятельности, тому, как в
ней проявляется, формируется и
развивается человек. Итак, психология - наука,
которая изучает психику. Психика
человека обеспечивает внутреннюю
регуляцию его активности,
выражающуюся в его поведении и
деятельности. В системе наук психологии должно быть
отведено совершенно особое место, и вот
по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока
известно человечеству, о психике. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель (6 в. до н.э.). Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых, психология находится в особом
положении потому, что в ней как бы
сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним
сравнением. Вот рождается на свет
человек. Сначала, пребывая в
младенческом возрасте, он не осознает и
не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот
постепенно из глубины детства,
приходит к нему и постепенно нарастает
совершенно особое ощущение — ощущение
собственного «Я». Где-то в подростковом
возрасте оно начинает приобретать
осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто
я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те
психические способности и функции,
которые до сих пор служили ребенку
средством для освоения внешнего мира —
физического и социального, обращаются
на познание самого себя; они сами
становятся предметом осмысления и
осознания. Точно такой же процесс можно
проследить в масштабе всего
человечества. В первобытном обществе
основные мысли людей уходили на борьбу
за существование, на освоение внешнего
мира. Люди добывали огонь, охотились на
диких животных, воевали с соседними
племенами, получали первые знания о
природе. Человечество того периода, подобно
младенцу, не помнит себя. Постепенно
росли силы и возможности человечества.
Благодаря своим психическим
способностям люди создали
материальную и духовную культуру;
появились письменность, искусства,
науки. И вот наступил момент, когда
человек задал себе вопросы: что это за
силы, которые дают ему возможность
творить, исследовать и подчинять себе
мир, какова природа его разума, каким
законам подчиняется его внутренняя,
душевная жизнь? Этот момент и был рождением
самосознания человечества, т. е.
рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло,
можно коротко выразить так: если раньше
мысль человека направлялась на внешний
мир, то теперь она обратилась на саму
себя. В-третьих, особенность
психологии заключается в ее уникальных
практических следствиях. Практические результаты от развития
психологии должны стать не только
несоизмеримо значительнее результатов
любой другой науки, но и качественно
другими. Ведь познать нечто — значит овладеть
этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими
психическими процессами, функциями,
способностями — задача, конечно, более
грандиозная, чем, например, освоение
космоса. При этом надо особенно
подчеркнуть, что, познавая себя,
человек будет себя изменять. Психология уже сейчас накопила много
фактов, показывающих, как новое знание
человека о себе делает его другим:
меняет его отношения, цели, его
состояния и переживания. Если же снова
перейти к масштабу всего человечества,
то можно сказать, что психология — это
наука, не только познающая, но и конструирующая,
созидающая человека. И хотя это мнение не является сейчас
общепринятым, в последнее время все
громче звучат голоса, призывающие
осмыслить эту особенность психологии,
которая делает ее наукой особого типа. Четвёртая особенность психологии состоит в том, что её появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. И последняя, пятая особенность заключается в пересечении научной и практической психологии, о котором рассказывалось в первом вопросе. Любая наука имеет в качестве своей
основы некоторый житейский,
эмпирический опыт людей. Например,
физика опирается на приобретаемые нами
в повседневной жизни знания о движении
и падении тел, о трении и инерции, о
свете, звуке, теплоте и многом другом.
Математика тоже исходит из
представлений о числах, формах,
количественных соотношениях, которые
начинают формироваться уже в
дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У
каждого из нас есть запас житейских
психологических знаний. Есть даже
выдающиеся житейские психологи. Это,
конечно, великие писатели, а также
некоторые (хотя и не все) представители
профессий, предполагающих постоянное
общение с людьми: педагоги, врачи,
священнослужители и др. Но, повторяю, и
обычный человек располагает
определенными психологическими
знаниями. Об этом можно судить по
тому, что каждый человек в какой-то мере
может понять другого, повлиять
на его поведение, предсказать его
поступки, учесть его
индивидуальные особенности, помочь
ему и т. п. Ответим на вопрос: Чем же
отличаются житейские психологические
знания от научных? 1. Житейские психологические знания,
конкретны; они приурочены к конкретным
ситуациям, конкретным людям,
конкретным задачам. Говорят, официанты
и водители такси — тоже хорошие
психологи. Но в каком смысле, для
решения каких задач? Как мы знаем, часто
— довольно прагматических. Также
конкретные прагматические задачи
решает ребенок, ведя себя одним образом
с матерью, другим — с отцом, и снова
совсем иначе — с бабушкой. В каждом
конкретном случае он точно знает, как
надо себя вести, чтобы добиться
желаемой цели. Но вряд ли мы можем
ожидать от него такой же
проницательности в отношении чужих
бабушки или мамы. Итак, житейские
психологические знания
характеризуются конкретностью,
ограниченностью задач, ситуаций и лиц,
на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая
наука, стремится к обобщениям. Для
этого она использует научные понятия.
Отработка понятий — одна из важнейших
функций науки. В научных понятиях
отражаются наиболее существенные
свойства предметов и явлений, общие
связи и соотношения. Научные понятия
четко определяются, соотносятся друг с
другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению
понятия силы И. Ньютону удалось описать
с помощью трех законов механики тысячи
различных конкретных случаев движения
и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно
очень долго описывать человека,
перечисляя в житейских терминах его
качества, черты характера, поступки,
отношения с другими людьми. Научная же
психология ищет и находит такие
обобщающие понятия, которые не только
оптимизируют описания, но и за
множеством частностей позволяют
увидеть общие тенденции и
закономерности развития личности и ее
индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность
научных психологических понятий: они
часто совпадают с житейскими по своей
внешней форме, т. е. попросту говоря,
выражаются теми же словами. Однако
внутреннее содержание, значения этих
слов, как правило, различны. Житейские
термины обычно более расплывчаты и
многозначны. Однажды старшеклассников попросили
письменно ответить на вопрос: что такое
личность? Ответы оказались очень
разными, а один учащийся ответил так: «Это
то, что следует проверить по документам».
Я не буду сейчас говорить о том, как
понятие «личность» определяется в
научной психологии, — это сложный
вопрос, и мы им специально займемся
позже.
Скажу только, что определение это
сильно расходится с тем, которые было
предложено упомянутым школьником. 2. Житейских психологических
носят интуитивный
характер. Это связано с особым способом
их получения: они приобретаются путем
практических проб и ошибок. Подобный способ особенно отчетливо
виден у детей. Я уже упоминала об их
хорошей психологической интуиции. А
как она достигается? Путем ежедневных и
даже ежечасных испытаний, которым они
подвергают взрослых и о которых
последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети
обнаруживают, из кого можно «вить
веревки», а из кого нельзя. В отличие от этого научные
психологические знания рациональны
и вполне осознанны. Обычный путь
состоит в выдвижении словесно
формулируемых гипотез и проверке
логически вытекающих из них следствий.
3. Третье
отличие состоит в способах
передачи знаний и даже в самой возможности
их передачи. В сфере практической
психологии такая возможность весьма
ограничена. Это непосредственно
вытекает из двух предыдущих
особенностей житейского
психологического опыта — его
конкретного и интуитивного характера.
Глубокий психолог Ф.М. Достоевский
выразил свою интуицию в написанных им
произведениях — стали ли мы после их
прочтения столь же
проницательными психологами?
Передается ли житейский опыт от
старшего поколения к младшему? Как
правило, с большим трудом и в очень
незначительной степени. Вечная
проблема «отцов и детей» состоит как
раз в том, что дети не могут и даже не
хотят перенимать опыт отцов. Каждому
новому поколению, каждому молодому
человеку приходится самому «набивать
шишки» для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания
аккумулируются и передаются с большим,
если можно так выразиться, коэффициентом
полезного действия.. Кто-то давно сравнил представителей
науки с пигмеями, которые стоят на
плечах у великанов — выдающихся ученых
прошлого. Они, может быть, гораздо
меньше ростом, но видят дальше, чем
великаны, потому что стоят на их плечах.
Накопление и передача научных знаний
возможна благодаря тому, что эти знания
кристаллизуются в понятиях и законах.
Они фиксируются в научной литературе и
передаются с помощью вербальных
средств, т. е. речи и языка. 4. Четверное различие состоит в методах получения
знаний в сферах житейской и научной
психологии. В житейской психологии мы
вынуждены ограничиваться наблюдениями
и размышлениями. В научной психологии к
этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода
состоит в том, что исследователь не
ждет стечения обстоятельств, в
результате которого возникает
интересующее его явление, а вызывает
это явление сам, создавая
соответствующие условия. Затем он
целенаправленно варьирует эти условия,
чтобы выявить закономерности, которым
данное явление подчиняется. С
введением в психологию
экспериментального метода психология
оформилась в самостоятельную науку. 5. Преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Другими словами структура современной научной психологии очень многомерна. Получаемый материал накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии? Развитие науки напоминает движение по
сложному лабиринту со многими
тупиковыми ходами. Чтобы выбрать
правильный путь, нужно иметь, как часто
говорят хорошую интуицию, а она
возникает только при тесном контакте с
жизнью.
Поэтому научный психолог должен быть
одновременно хорошим житейским
психологом. Иначе он не только будет
малополезен науке, но и не найдет себя в
своей профессии. Отношения научной и
житейской психологии подобны
отношениям Антея и Земли; первая,
прикасаясь ко второй, черпает из нее
свою силу.
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется. И последнее. Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п. Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. О6щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечислять их все. Укажем лишь некоторые: возрастная, социальная, нейропсихология, психодиагностика, педагогическая психология и др. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |