Трансактный анализ Э. Берна
Трансактный анализ Эрика Берна одновременно
является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои
потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно,
творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от
психологических проблем…
Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе
взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе
жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.
Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей
личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает
возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом
сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.
Составляющие трансактного анализа
В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически
завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.
Структурный анализ
Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн
назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения
понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).
Родитель
У каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что
ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая
заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее)
поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его
жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.
Это и есть Я-состояние «Родитель».
Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в
детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием.
Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и
предрассудках нашего нынешнего поведения.
Родитель в нас отвечает за нашу совесть.
Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым
звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя —
первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой,
безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.
Взрослый
Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку
вероятностей.
Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на
ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и
перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный
компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях
Родителя и Дитя.
Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во
взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».
Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием
Родителя. Что проявляется в повторении, несколько измененного детского
поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный
страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и
сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и
др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).
Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за
интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.
Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или
девочка.
У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности
живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение
находится под контролем Взрослого.
В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не
в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека
возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим
проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях,
депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных:
алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).
Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности
и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для
дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.
Транзактный анализ
Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция —
единица общения (взаимодействия).
Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).
Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).
Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же
Я-состоянию собеседника.
Например:
Взрослый — Взрослый
- Сколько время? (стимул)
- Три часа. (реакция)
Родитель — Родитель
- Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)
- И не говори… (реакция)
Дитя — Дитя
- Давай прогуляем школу…
- А нас не накажут?
Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то
конфликты исключены.
Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в
межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос)
Например: муж жене
- В-В где моя рубашка? (стимул)
- Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)
или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький
(реакция)
Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и
конфликтов, как дома, так и на работе.
Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений,
ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.
Транзакции человека в жизни
Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.
Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и
заполняют наше жизненное время, структурируют его.
Структурирование времени
Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.
Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или
общества действия, например, приветствия.
Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у
компьютера и телевизора.
Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе,
учеба.
Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило
нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам,
скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.
Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи
любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к
чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.
Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего
времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он
помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное
общение и взаимодействие.
Удачливый человек — человек со структурированным временем.
Сценарный анализ
На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций
(родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и
историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он
неосознанно следует всю свою жизнь.
Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо
банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).
Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария
жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.
Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе,
автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по
свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека. |