Статья

 

Васильев В., Сухорукова М.

Информационное общество и образование / Высшее образование в России. №7`2004. С. 122-129.

 

В. ВАСИЛЬЕВ, профессор, ректор

М. СУХОРУКОВА, доцент

С.-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

 

Информационное общество и образование

Несмотря на большое число публикаций на тему информационного общества, интерес к такому феномену современной культуры, как информационные технологии, их влияние на все сферы жизни человека и общества, к настоящему времени изучены далеко не полностью — исследования еще только начинаются. Связано это с тем, что сами информационные среды находятся в стадии быстрого, динамичного и в большой степени непредсказуемого для человека развития. Вторая причина неготовности осознать все последствия влияния «информационной культуры» на жизнь людей - сложность самого человека, его психической, эмоциональной и других сфер. Мы не успеваем осознать, что происходит сейчас и не в состоянии делать объективные прогнозы на будущее, тем более когда речь идет об отрасли, изначально ориентированной на будущее, — об образовании.

Образование является частью культуры, и на его развитии отражаются все те процессы в обществе, которые активно влияют на культуру, представляющую собой системную совокупность различных форм ее проявления: это «наука, искусство, техника, религия, мораль и т.д.». Образование включает в себя, с одной стороны, трансляцию культуры, то есть уже существующих ее «сторон, аспектов, граней, способностей и свойств», и, с другой — процесс зарождения и подготовки ее будущего состояния, так как именно в образовательных процессах сегодняшнего дня закладываются основы будущего [1].

На формирование будущего состояния культуры активно влияет функционирование глобального информационного пространства, символизирующего вступление в новую фазу развития общества.

Образовательная сфера информационного общества является изначально междисциплинарной и объединяет как минимум два направления: образование рассматривается и как предмет педагогики, и как процесс трансляции культуры, происходящий в новых условиях единой информационной среды.

Еще в 70-х годах XX века Э. Тоффлер писал, что все технологически развитые общества «ощущают сверхнормальную скорость перемен» [2]. В начале XXI века это стало ощутимо для всех людей, вступающих в контакт с единой информационной средой либо с теми или иными видами современных технологий. Таким образом, в образовании должны быть заложены перспективы на будущее, опережающие настроения и «веяния» сегодняшнего дня. Для решения этой задачи необходимо представлять себе, с одной стороны, особенности и возможности образовательного процесса в условиях информационного общества и с другой — состояние и тенденции современных культурных процессов.

* * *

К особенностям процесса образования в условиях единого информационного пространства можно отнести следующие явления, которые, в свою очередь, можно условно разделить на «положительные» и «отрицательные».

1. Положительные.

• Возникают уникальные возможности доступа к информации - мгновенного ее получения на любом сколь-угодно удаленном сервере из любой точки земного шара без существенных денежных и временных затрат.

• Интерактивный характер взаимодействия с информацией - то есть возможность построения индивидуального «сценария» нахождения в информационном пространстве.

• Разнообразие «форматов» представления информации: гипертекст, видео, звук и другие формы мультимедийных способов создания «виртуальной реальности», способных сделать процесс образования увлекательным и интересным.

• «Открытость» информационной среды для индивидуального творчества, что одновременно порождает и отрицательный аспект, так как на суд пользователей можно вынести абсолютно любой продукт вне зависимости от его качества. Тем не менее возможность создавать что-то и сразу же делать достоянием всех пользователей всемирной сети может служить отличным педагогическим «полигоном» при умении задействовать этот потенциал.

2. Отрицательные.

• Наиболее серьезной негативной стороной явления называют психологическую зависимость пользователей сети («интернет-аддикцию»), сопровождающуюся в том числе ослаблением социальных связей и другими пагубными последствиями «ухода» в виртуальную реальность. Статистические данные показывают примерно одинаковый процент людей, склонных к той или форме «аддикции», вне зависимости от доступных видов «ухода», так что виртуальная реальность - не единственное «зло», с которым почти невозможно бороться «поверхностными методами». Данная проблема лежит за пределами чисто психологических или чисто педагогических сфер и, судя по всему, отражает более глубокие кризисные состояния культуры в целом.

• Чрезвычайно низкий уровень массовой, в том числе распространяемой с помощью сети, культуры, позволяющей говорить о неблагополучной «экологии» в духовной сфере. Эта проблема также выходит за рамки собственно образовательной проблемы, хотя здесь, в отличие от проблемы интернет-зависимости, у педагогики есть разработанные и опробованные подходы. О них пойдет речь ниже.

• Негативным фактором можно считать изменение отношений в системе «учитель-ученик», в которой наиболее ценным является процесс традиционной устной передачи знаний. С другой стороны, такое изменение можно охарактеризовать как снятие внутренней антиномичности в оппозиции «учитель - ученик». В настоящее время все чаще говорят о смещении роли учителя в сторону «консультанта ». Между тем в полной мере замена традиционной системы распределения ролей не произойдет никогда, также, как никогда не произойдет полной замены книги текстом на экране компьютера [3].

Устное, непосредственное и живое общение в паре «учитель - ученик», безусловно, останется в сфере образования, когда речь идет о передаче культурной и духовной традиции. Нои роль учителя-консультанта при развитии информационных образовательных систем оправдана со всех точек зрения и потому абсолютно неизбежна.

Использование информации через Интернет без малейшей творческой «переработки» приводит к обучению «искусству компиляции» взамен «искусства выработки креатива» - в данном случае имеется в виду способность творческого усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей информации. Начиная с тривиального «снашивания» рефератов и вплоть до неспособности «пропускать информацию через себя», этот процесс ведет к механическому накоплению знаний, подменяющему истинное образование нехитрым процессом подготовки к тестам и другим способам (поверхностным) проверки знаний.

Перечисленные выше и другие «отрицательные» стороны обсуждаемых явлений в основном сводимы к двум последствиям — неспособности сохранять индивидуальность и «внутреннюю дистанцию» в увлекательном и захватывающем существовании в «виртуальной реальности» и неумению противостоять давлению массовой культуры в целом, которая представляет на сегодняшний день крайне агрессивную среду, в буквальном смысле слова разрушающую психику человека.

Кто учится и кто учит?

Одной из существенных характеристик образования в информационном обществе становится расширение возрастных и временных рамок традиционного образовательного процесса. Образование адресовано отнюдь не только молодежи. Быстрота перемен приводит к тому, что реальная ситуация требует обучения (и переобучения) каждого каждые пять-семь лет. Расширение традиционных границ понятия «образование» приводит к формированию нового к нему отношения: оно становится востребованным для всех активных членов общества, поскольку процесс образования происходит постоянно, интерактивно и в большой степени индивидуально. Меняется соотношение двух понятий - «образование» и «обучение». Образование предполагает индивидуальную активность обучаемого с точки зрения отношения к этому процессу и интерактивность с точки зрения методики и используемых технологий. Обучение предполагает пассивность со стороны обучаемого и по определению менее эффективно. Заинтересованность в образовании для каждой из возрастных групп появляется через соответствующую мотивацию, в том числе и с помощью новых технологических и методических решений. Этим в том числе должна заниматься педагогика и близкие к ней разделы психологии.

Учиться должны и сами педагоги, прежде всего - владению современными технологическими средствами передачи знания, так как методическую сторону на базе имеющихся технологий могут создать только учителя. В этом смысле воспитание в себе психологии «ученика» означает «перевертыш» в системе «учитель-ученик», что потенциально может стимулировать переосмысление себя в традиционной роли.

Переиначивание взаимоотношений «учитель — ученик» имеет свою историю, которая отражает изменения, вносимые в нее каждой эпохой. Начиная с момента изобретения письменности, в традиционную форму общения «учитель - ученик» уже был привнесен элемент «дистанционного образования ». Это был первый шаг ухода от устной передачи знаний. Но до XV века, когда было изобретено книгопечатание, книги(рукописи)предназначались для малочисленной элиты. В книге Маршалла Маклюэна «Галактика Гуттенберга», написанной в 1962 году, время после этого технического открытия называется периодом, когда преобладал линейный способ мышления, который характеризовался привнесением в отношения «учитель - ученик» книги как посредника при передаче знаний. В этом смысле информационные технологии, расширившие возможности «линейного» текста, являются продолжением однажды сделанного шага.

Образование, как и культура в целом, должно не отторгать, а использовать новые возможности, не опасаясь ослабления роли учителя. При любом развитии информационных систем всегда будет стоять вопрос о создании новых информационных образовательных ресурсов, на что способны только сами педагоги, если они будут активно владеть технологиями, как известно, развивающимися очень быстро.

Таким образом, педагог в информационном обществе выступает сразу в двух ипостасях: прежде всего как создатель образовательных сред (никакие специалисты в области информационных технологий сделать это за него не в состоянии), а также как консультант. Последнее сегодня вызывает наиболее живую полемику. Тенденции, тем не менее, таковы, что длительность аудиторных занятий уменьшается. Это относится в меньшей мере к школьному образованию, в большей - к университетскому и уж тем более - к всевозможным формам «переподготовки» специалистов без отрыва от работы. С экономической точки зрения стоимость аудиторных занятий велика. С точки зрения стоимости обучения нецелесообразно тратить аудиторные часы на освоение большей части материала, если его можно пройти во внеаудиторные часы, получив доступ к курсу через Интернет. В аудитории, где столь высока стоимость академического часа, есть смысл строить занятия на задавании вопросов. Именно такой путь выбирают студенты там, где они сами оплачивают каждый курс. Подобная тенденция наблюдается также и там, где по ряду причин происходит сокращение аудиторных часов, а педагог - тоже в силу ряда причин - не хочет сокращать объем материала, который он будет спрашивать на экзамене. И уж тем более такая ситуация необходима там, где происходит «непрерывное обучение».

Процесс внедрения информационных технологий в образование сопровождается, как и все новое, рядом непредвиденных трудностей. Быстрота их внедрения без соответствующей методической проработки приводит к тому, что педагог не просто становится «консультантом», и даже не наставником-репетитором, который советует, как лучше построить индивидуальный сценарий обучения. «Это скорее уже лаборант, который максимально облегчает студенту путь к усвоению материала, практически полностью устраняется как личность из учебного процесса и сводит свою роль к рекомендациям методических материалов и демонстрации видеосюжетов, таблиц, графиков и т.д.» [4]. Происходит это в силу того, что в быстро меняющейся ситуации, во-первых, существует временной разрыв между появлением методических разработок и быстрым внедрением новых технологий и, во-вторых, не успевают «соответствовать ситуации» сами педагоги. Поиск путей решения этой проблемы должен, судя по всему, привести к построению системы «непрерывного обучения» для тех, кто работает в «индустрии образования».

Постмодернизм, массовая культура и образование

В настоящее время при самых противоречивых оценках этого явления современное состояние культуры фиксируют как постмодернистское.

Сильная сторона постмодернистского мышления — в освобождении от догматизма, сковывающего любой подлинный культурный процесс. Одной из характерных черт постмодернизма является отрицание иерархии, что позволяет прийти к идее культурного полифонизма, то есть к подлинному диалогу. Постмодернистская ситуация предлагает новый опыт восприятия и владения своими и чужими культурными ценностями. Равноправный и открытый диалог стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир [5].

В работе Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», вышедшей в 1979 году, впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального, или информационного, общества. Позиция постмодернизма перекликается с установками постнеклассической рациональности и основывается на законах функционирования открытых динамических систем, которые принципиально не описываются в рамках традиционной философии и науки. Отказ от познания мира (и его преобразования) означает как констатацию множественности и субъективности истин, так и акцент на понимании, а не на знании. Такой подход следует учитывать при построении новой образовательной парадигмы.

Постмодернистское сознание - это реакция на устоявшиеся формы культуры, это попытка найти новые формы, новые подходы, в том числе и к образованию.

Отношение к постмодернизму как «состоянию культурного пространства » колеблется между двумя крайними оценками. То же самое происходит и по отношению к постмодернистской педагогике. Встречается и крайне отрицательное отношение к этому явлению, и тогда на первый план выдвигаются чисто деконструктивистские, разрушительные «импульсы», призванные разрушить классическую систему образования [6].

Эпатажные и крайне резкие лозунги постмодернистской философии, в том числе в вопросах воспитания и образования, призывают пересмотреть «классический » подход к образованию, сформированный в рамках эпохи модерна и испытывающий в настоящее время ярко выраженные кризисные 4 состояния. В то же время, полностью игнорируя очевидные сложные проблемы «классических» устоев образования, не замечая объективных тенденций, связанных с интеграцией информационных технологий в образовательный процесс, критики постмодернистского подхода не учитывают тех явных позитивных, благотворных тенденций, которые в конце концов появляются в области образования, в том числе и под влиянием неравнодушных, эпатирующих призывов постмодернизма. Кроме того, ряд фундаментальных истин, исповедуемых постмодернистской педагогикой, были сформулированы значительно раньше, так как проблемы, выражаемые оппозициями «учитель — ученик», «свобода — принуждение» и другими в применении к традиционной школе, находили свое разрешение, например, в принципах вальдорфской школы и т.д.

Более того, по мнению Сеймура Пейперта, одного из основателей нового подхода к образованию, компьютерная культура может придать учению более гуманный характер, задав более личностные, менее чуждые ребенку отношения со знанием [7].

Если бы не требовались чрезвычайные, энергичные меры для решения наболевших вопросов в традиционном образовательном подходе, не появились бы призывы постмодернистской педагогики, заявляющие о необходимости кардинальной смены образовательной парадигмы. Кроме того, совершенно очевидно, что в образовании, как в зеркале, проявляются все достигшие кризисного состояния процессы современной культуры. И только непонимание неотвратимости перемен позволяет, не вдумываясь, отторгать призывы постмодернистской педагогики пересмотреть подходы к фундаментальным, составляющим суть европейской культуры ценностям, в том числе и в сфере образования.
Одной из кризисных, болевых «точек» современной культуры является засилье т.н. «массовой культуры», что позволяет говорить уже об экологическом бедствии. В числе входящих в сферу интересов постмодернизма - обострение антиномического противостояния между массовой и элитарной культурой. (Впервые эта проблема была сформулирована еще в первой половине XX века [8]).

Реакцией на противостояние «массового» и «элитарного» является осознание необходимости выработки «иммунитета» против той в высшей степени агрессивной среды, которая формируется средствами масс-медиа как поле «массовой» культуры. Этой проблеме посвящены специальные программы, направленные, прежде всего, на подготовку молодых людей к жизни в информационном обществе. В программах, появившихся еще в 60-70-е годы в Европе и США, в качестве главной цели называлось формирование у молодого поколения умения разбираться в принципах, методах и целях создания различных видов «виртуальной реальности», то есть умения противостоять агрессивным методам масс-медиа, в том числе и в компьютерном пространстве.

В Англии уже в 90-е годы Британский институт кино сформулировал шесть главных принципов (аспектов) социокультурного образования в области аудио- и видеопродукции [9]. Первый - «категория»: обучение умениям определять виды продукции (документальный фильм, «мыльная опера» и т.п.) и виды средств информации (кино, печать и т.п.), специфику их воздействия на аудиторию; второй — «язык» (визуальный и звуковой ряд); третий — «агент» (кто производит, стадии производства, сроки, стоимость); четвёртый — «технологии»; пятый — «аудитория»; шестой — «восприятие изображения» (составление впечатления и сравнение продукции). Эти шаги, последовательно пройденные при анализе любого масс-медийного продукта, позволяют достаточно эффективно «выходить из сферы влияния» и с большой степенью объективности определять место, роль, назначение и даже художественную ценность анализируемого «образца». Если в этом перечне выделить в отдельный пункт «специфику воздействия на аудиторию» и включить в программу в качестве обязательного материала изучение основных приемов психологического воздействия на человека с помощью масс-медийных сред всех видов, то осознанность восприятия и степень приобретаемого «иммунитета» возрастут.

Противостоять - в большой степени означает понимать происходящее. В каком-то смысле мы все должны быть специалистами в области технологий воздействия масс-медиа любых видов на человека. Только после этого станет возможной реализация тех поистине уникальных возможностей для индивидуального развития человека, которые заложены в информационном обществе. В этом состоит один из специфических моментов образования в эпоху информационной цивилизации.

Еще одна проблема, ставшая болезнью зарождающего информационного общества, проблема, которая должна решаться в том числе и через построение новой образовательной парадигмы, - этические и эстетические нормы сетевой культуры. Новые формы коммуникации, возникающие на базе сетевых информационных средств, вызывают к жизни проблемы, попытки решения которых следует делать через внедрение в сознание особых норм и правил. Введение дисциплин, посвященных этике и эстетике сетевой культуры, может послужить началом активного освоения междисциплинарного поля, образованного, с одной стороны, информационными технологиями и с другой - дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Дистанционное образование

Судя по некоторым публикациям, ДО предсказывается роль абсолютного лидера в системе высшего образования уже к концу первого десятилетия нового века. Говорят о его возрастающей роли в формировании новой образовательной парадигмы, а также о новом сложившемся к настоящему времени понятии - о «дистантной педагогике».

В упрощенной схеме ДО - это процесс передачи информации с помощью неких технических средств. В начальном, неразвитом виде, в котором мы можем наблюдать его сейчас, процесс этот отличается примитивностью и обезличенностью. В перспективе он впитает в себя все позитивные черты использования новейших (а также еще не разработанных) информационных технологий.

Одно из условий успешной реализации этой формы образования — улучшение взаимодействия в паре «учитель - ученик», которое должно основываться на обычных принципах классической позитивной (с точки зрения эмоционального контакта) коммуникации. Последняя не всегда встречается в традиционных формах обучения: способности педагога и ряд внешних объективных условий (например, отношение числа учеников к одному педагогу) порой не позволяют установить истинный контакт.

В системе ДО можно выделить следующие необходимые для эффективного онлайнового обучения принципы: психологическая поддержка, управление мотивацией, в том числе формирование установки на самореализацию и желание учиться, и т.д. Как создать полноценную коммуникативную среду в условиях ДО? Ответ на этот вопрос подсказывает сама практика онлайнового общения в сети. В случае общения в реальном времени в распоряжении педагогов уже сейчас есть такие формы, как чат и видеоконференции; в режиме отложенного времени — это электронная почта, способная (как это знают на практике миллионы людей во всем мире) создать полноценную среду общения (в чем-то даже более близкую, чем общение в аудитории), а также другие формы, которые станут доступными с развитием технологий - на основе визуального и звукового ряда. Если педагог способен выстроить отношения с учеником с помощью тех или иных современных форм связи для достижения эмоционального контакта — это и есть один из путей преодоления дефицита общения. Так общаются миллионы людей во всем мире, это - вид эпистолярного жанра в новой цифровой форме. А если учесть нереализованные к настоящему времени возможности мультимедийной среды, то перспективы ясны. Центральная пара образовательного процесса - «учитель - ученик» - становится осью коммуникации. Установление же коммуникации зависит от способностей и желания педагога (как и в случае традиционных форм обучения) и реализуется в любой из доступных на определенный момент форм (технологий). Речь идет, таким образом, о применении педагогических приемов, умений и навыков (а также о желании их применять) - в онлайновом обучении. По-видимому, это — одно из направлений, которое должно учитываться при построении новой образовательной парадигмы.

Литература
1. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С.20.
2. Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2002. - С. 32.
3. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст// Интернет. - 1998. - № 6-7. - С.91-92.
4. Шамшурин В.И. «Новации» и традиции в отечественном образовании // Человек. - 2003. - №4. - С.47.
5. Постмодернистская ситуация в культуре XX века // Философия культуры: становление и развитие: http://lib.userline/650?page=211
6. Например: Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма// Высшее образование в России. - 2002. - № 4,5.
7. Пейперт С. «Переворот в сознании» Образы учащегося общества: http://www.uic.nnov.ru/pustyn/cgi-bin/htconvert.cgi?pagert.txt
8. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. - М., 1997.
9. Зазнобина А. С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ// Человек. - 1999. - № 1. - С. 110.