|
Тема 2. |
|
как следствие информатизации современного общества
Содержание
1. Компьютерная зависимость и её симптомы
2. Сетеголизм и кибераддикция
3. Различные подходы к определению интернет-зависимости
4. Симптомы, стадии и факторы, способствующие развитию интернет-зависимости
5. Диагностика и лечение компьютерной зависимости
1. Компьютерная зависимость и её симптомы
В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить Интернет-зависимость как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
• использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
• использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета.
В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 гг. вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается в основном психологами. Интерес представляют работы психиатра Виталины Буровой, которая первая из российских врачей начала серьёзно изучать данное явление.
В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.
Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по работе им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- человек предпочитает есть перед монитором;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провел специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более.
Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое.
В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.
2. Сетеголизм и кибераддикция
Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.
Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в сутки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.
Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лаин;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов. Более того, согласно все той же американской статистике, в 68% случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга нашли любовника в Интернете!
Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии "аддиктивной реализацией» называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход».
Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все оши6ки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности. Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать кем угодно, делать всё, что ёму захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущим уровень!
Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:
I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.
1. Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно.
2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты» (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
3. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задаётся конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделённых хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.
II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр га личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.
1. Адкады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый
линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать
различные
призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти
игры
в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость,
то кратковременную.
2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх – доказать своё превосходство над компьютером.
3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.
3. Различные подходы к определению интернет-зависимости
Первое психологическое исследование связанное с компьютерной зависимостью провёл в 1980-х годах М. Шоттон. Детальное же обсуждение проблемы зависимости от компьютера, и в частности Интернета, началось недавно и ведется весьма интенсивно. Термин «Интернет-зависимость» предложил доктор И. Голдберг в 1995 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет (Internet Addiction Disorder (IAD)).
В основных чертах критерии Голдберга соответствовали уже описанным в справочниках критериям патологической зависимости от азартных игр. Но не было представлено никаких клинических материалов, удостоверяющих правильность выбора критериев и существования самого заболевания как такового. Поэтому мнения психологов разделяются: одни считают зависимость от Интернета болезнью и предлагают методы лечения, другие же называют ее пародией, и говорят, что Интернет-зависимость как болезнь не существует.
И. Голдберг приводит следующую систему критериев интернет-аддикции. По его мнению, можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характеристики:
И. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». Однако вместо термина «интернет-зависимость» И. Голдберг предпочитал использовать термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use). В настоящее время PCU употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин «интернет-зависимость» используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.
В 1996-1997 гг. С. Кинг представил содержательный обзор проблемы; появились основанные на эмпирических (в основном опросных, реже клинических) данных статьи С. Томпсена, В. Бреннера, О. Эггера и М. Раутерберга – вероятно, одно из первых в Европе исследование, Т. Белсэйр и др., Дж. Морэйхэн-Мартин и П. Шумейкер, Ч. Чу, К. Янг, Дж. Сулер и др.
Ученые столкнулись с проблемой большого сходства симптоматики зависимости от интернета и симптоматики так называемой «технологической зависимости», «зависимости от компьютеров» или «патологического применения компьютеров». Интернет-аддиктов достаточно сложно отделить от игроголиков и работоголиков, которые интенсивно работают в интернете, но при этом не испытывают патологической привязанности к «виртуальному миру». Также встал вопрос о том, что может быть и любые человеческие увлечения в своих крайних формах дают основания говорить об аддикции. В настоящее время ученые пришли к выводу о том, что говорить о зависимости от интернета как болезни неправомерно, правильно называть это феноменом, заниматься его изучением и оказывать психологическую помощь подверженным ему людям.
К концу 1998 г. интернет-зависимость оказалась фактически легализована – пусть не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и как сфера оказания людям психологической помощи. В 1998 году вышла в свет первая монографическая публикация К. Янг. Осенью 1999 г. появились монографии Дэвида Гринфилда и Карлы Сурратт. Обсуждение феномена зависимости от интернета происходит как в форме профессиональных публикаций, так и в форме он-лайновых дискуссий.
Наряду с исследованиями интернет-зависимости ведется популяризация этого феномена. Так, К. Янг основала «Центр он-лайн зависимости». Д. Гринфилдом был основан «Центр исследований Интернета» и организован специализированный веб-сайт по проблематике зависимости от интернета (www.virtual-addiction.com). Также в WWW созданы специализированные «группы помощи» страдающим от подобного синдрома или их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помощью. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией интернет – зависимости.
Проблему интернет-зависимости поднимают такие психологи как:
1) Джон Сулер – клинический психолог, профессор психологии в Rider University. Автор сетевого проекта «Психология киберпространства»,посвященного исследованию поведения людей в Интернете. Им создано и поддерживается еще несколько крупных ресурсов, таких как Teaching Clinical Psychology (http://www.rider.edu/users/suler/tcp.html) и Zen Stories to Tell Your Neighbors (http://www.rider.edu/users/suler/zenstory/zenstory.html). Профессиональные интересы Сулера нашли отражение в его книге «Современный психоанализ и восточное мышление».
2) Белинская Е.П – старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. Кандидат психологических наук. Окончила факультет психологии МГУ в 1983 году, защитила кандидатскую диссертацию в 1988 году. На факультете работает с 1994 года. Сфера научных интересов - проблемы социальной психологии личности.
3) Леонард Холмс (Leonard Holmes) - клинический психолог, специализирующийся в области профилактики и психокоррекции зависимостей; член Американской Ассоциации психологов и Американской психотерапевтической Ассоциации; руководитель проекта Chronic Pain на базе Хэмптоновского медицинского центра; член редакционного совета журнала «Киберпсихология и Поведение» (CyberPsychology and Behavior).
4) Кимберли С. Янг Доктор, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор, книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»). Она является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. Центр, созданный в 1995 г, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом (англ. Center for On-Line Addiction). Благодаря своим научным трудам и активной практической работе, доктор Янг стала известна во всем мире. Ее исследования широко освещаются в средствах массовой информации, включая New York Times, Wall Street Journal, Newsweek и U.S. News & World Report, национальные телекомпании различных стран.
Они отмечают, что, во-первых, влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети и подростки, связанные с возникновением у них игровой аддикции, т.е. уход от реальных проблем; во-вторых, получение отрицательной информации приводит к психическим расстройствам у подрастающего поколения. Правда и среди психологов нет единой точки зрения по данному вопросу. «Сегодня говорить об интернет-зависимости как о психическом отклонении от нормы неправомерно - серьезные исследования на эту тему не проводились, - считает Александр Войскунский, заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ. - Подростку, проводящему слишком много времени в Интернете, необходима не медицинская помощь, а в первую очередь помощь близких, которые уделяют ему недостаточно времени. Интернет не нарушает коммуникативные связи между людьми, но видоизменяет их. Как, например, в свое время изменил их телефон».
4. Симптомы и стадии интернет-зависимости
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна.
В наиболее расширенном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Но все-таки наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного Интернетом общения.
Кимберли Янг приводит 4 основных симптома интернет-зависимости: 1) навязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
В представлении К. Янг зависимость от Интернета – многомерное явление, включающее:
· проявления эскейпизма (бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением);
· поиск новизны;
· стремление к постоянной стимуляции чувств;
· эмоциональная привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение);
· удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ WWW в результате преодоления свойственной, как оказалось в результате проведенных исследований, многим зависимым в недавнем прошлом технофобии, а особенно ее разновидности – компьютерофобии, т.е. боязни компьютеров и других видов информационных технологий.
К. Янг также описала негативные феномены, проявляющиеся в условиях применения информационных технологий:
1. зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
2. «информационная перегрузка», т.е. навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
3. постоянное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4. зависимость от «киберотношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, от установления в ходе такого общения дружеских отношений или «флирта» , что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
5. зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».
Таким образом, согласно К. Янг интернет-зависимость включает в себя следующие формы зависимого поведения: киберсекс, зависимость от общения в интернет-сети, азартные игры в интернет-сети, путешествия по чатам, компьютерные игры.
Кроме того, К. Янг выделила стадии зависимости от Интернета:
1. на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями;
2. на второй стадии Интернет начинает замещать значимые сферы жизни;
3. на третьей стадии можно говорить о собственно бегстве.
5. Диагностика и лечение компьютерной зависимости
Перед психологами встал вопрос: «Кого же считать зависимыми от компьютера?». В результате были созданы тесты для диагностики компьютерной и интернет-зависимости, самыми известными из которых считаются тесты Кимберли Янг.
Многие психологи ищут ответ на данную проблему в психологии самой личности, в наборе определенных качеств, установок, процессов психики, которые создают благоприятную среду для развития интернет-зависимости. Например, психолог университетских клиник ИГМУ Оксана Халитова считает, что чаще всего компьютерной зависимостью страдают интраверты (люди, замкнутые в себе). Они обычно не могут найти общий язык со своими сверстниками. Компьютер восполняет все необходимые потребности подростков.
Некоторые интернет-зависимые люди, как считается, обладают высоким уровнем абстрактного мышления, они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредствованными контактами с другими, не склонны к конформному поведению, ощущают себя «пионерами» на «неизведанной территории». Способность постоянно пополнять знания и осваивать новые виды деятельности - источник их самоуважения. Нередко они обнаруживают в себе неизвестный им ранее интеллектуальный потенциал, дремлющие способности и новые интересы. Также почти все исследователи такого феномена как интернет-зависимость выделяют в особую «группу риска» людей, которые испытывают определенные трудности в межличностном общении.
То, что компьютерная зависимость существует это факт, лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость – временная. Рано или поздно у человека произойдёт насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастёт в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность. Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работай. Но тогда стоит ли ждать насыщения? Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребёнка контролировать своё время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального.
За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан Кимберли Янг, самым известным исследователем компьютерной зависимости. Как бы ни были хороши эти виртуальные службы психологической помощи все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами, эмоциями, так как зависимые лица, как правило испытывают значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлений межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.