|
Тема 9. |
|
Восприятие как познавательный процесс и его влияние на эффективность педагогических программных средств
Содержание
1. Процесс восприятия как один из важнейших в когнитивной сфере психики человека
2. Принципы построения визуальных средств обучения
3. Восприятие педагогических программных средств
1. Процесс восприятия как один из важнейших в когнитивной сфере психики человека
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры), о слуховом восприятии (слушание рассказа, музыкального произведения), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путём ощупывания).
В психологии определены ряд особенностей и свойств восприятия.
Во-первых, процесс восприятия протекает во взаимосвязи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаём то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определённым образом относимся к тому, что воспринимаем).
Во-вторых, в результате воздействия определённых предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.
В-третьих, восприятие характеризуется целостностью и осмысленностью, то есть каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении её с целым и определяется им, и сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Так, при восприятии нового учебного материала учащийся следит за содержанием речи педагога. Для осмысления целостного восприятия материала ученику важно уловить соотношение между словами, фразами. При разговоре по телефону некоторые звуки мы слышим нечётко, но понимаем смысл разговора. Осмысленность и обобщённость восприятия хорошо обнаруживается при восприятии незавершённых рисунков, в которых контуры представляют собой пунктирные линии, но что изображено человеком осознаётся. Незавершённость рисунка восполняется опытом и знаниями. В процесс восприятия включается понимание и осмысливание.
В-четвёртых, восприятие определяется избирательностью, так как предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчётливостью. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности. Отношение учащегося к уроку определяет, будет ли он воспринимать объяснения учителя, или будет думать о чём-то постороннем. В данном случае слова педагога могут являться как предметом, так и фоном восприятия. Понятно, что предмет и фон восприятия динамичны: то, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном.
Выделение предмета из фона восприятия и динамичность их взаимоотношений хорошо видны в так называемых двойственных изображениях (рис. 1 а, б). В зависимости от выделяемого контура предмета восприятие будет разным. Если в кубик связать грани 1, 2, 3, то будут восприниматься шесть кубиков. Объединение граней 3, 4, 5 определит восприятие семи кубиков (рис. 1, а). Лестница Шрёдера (1858 год) – тройственное изображение. Если смотреть от левого нижнего угла вверх по диагонали, видна лестница. Если начинать рассматривать это изображение от правого верхнего угла вниз по диагонали, то создаётся восприятие нависающего карниза. Если пробежать глазами по диагонали слева направо и обратно, то возникает восприятие серой полоски бумаги, сложенной гармошкой (рис. 1, б). На этих примерах понятно, что восприятие сложный психологический процесс и от особенностей предмета восприятия зависит очень многое.
2. Принципы построения визуальных средств обучения
Возникает вопрос: как должно быть построено визуальное педагогическое программное средство обучения, что бы оно соответствовало особенностям человеческого восприятия?
В своей работе James W. Brown, Richard B. Lewis, Fred F. Harcleroad «Audio Video instruction: technology, media and methods». (Printed in the United State of America, 1973) выделяют 4 группы принципов построения визуального средства обучения :
· общие принципы,
· принципы, основанные на особенностях расположения материала,
· принципы, касающиеся создания надписей,
· принципы, определяющие особенности иллюстраций.
1) Общие принципы
· Визуальные средства обучения не должны восприниматься учителем как некие произведения искусства: важна их эффективность, а не красота.
· Визуальные средства обучения должны быть интересными, красочными, привлекать к себе внимание и удерживать его.
· Визуальные средства обучения должны соответствовать цели, содержанию и другим методическим составляющим урока.
2) Принципы, основанные на особенностях расположения материала
· Э С К И З
Перед созданием любого визуального средства обучения необходимо сделать его эскиз. Он может быть уменьшенным либо в натуральную величину, хотя первый вариант самый оптимальный, так как небольшой набросок может дать представление о том, как визуальное средства обучения будет выглядеть на расстоянии (рис. 2).
· Б А Л А Н С
Расположение материала должно быть сбалансированным, то есть распределение материала должно быть равномерным, но необходим главный фокус, обеспечивающий понимание основной идеи, заложенной в неком показе. Из двух основных типов баланса - формальный и неформальный (рис. 3), последний обычно расценивается как более интересный. Разумеется, для эффективного показа необходим выбор только одного баланса. Наличие данного принципа обеспечивается необходимостью удовлетворить внутреннее стремление к стройности, завершённости и чёткости.
Таким образом, при формальном типе расположения материала фокус расположен в центре, в результате чего баланс основан на симметричности всех объектов относительно главной вертикали и главной горизонтали, а при неформальном (рис. 4) – фокус может быть расположен ближе к одному из любых четырёх углов, что обеспечивает нестандартное и интересное расположение материала.
· Ф О Р М А
Кроме определения фокуса в показе важна ещё его форма, то есть некое определённое расположение объектов. Учёт формы способен повысить эффективность восприятия. Форма может быть очевидной или не очевидной, то есть наблюдателю она может быть понятна или непонятна. Форма может быть нестандартной, индивидуально использованной для данного изображения, либо выбранной из уже разработанных. Наиболее распространёнными являются 4 формы, основанные на буквах английского алфавита: I, S, T, Z (рис. 5). Используя их или другие подобные формы как основу для показа, можно создавать интересные визуальные средства обучения.
· А К Ц Е Н Т
Для подчёркивания главной идеи показа необходим акцент, который может достигаться определённым расположением надписей, цветовых акцентов.
· К О Н Т Р А С Т
Главное в любом показе – обеспечение внимания обучаемых на важных элементах изображения. Умело построенное визуальное средство обучение должно привлекать к себе, чего можно добиться использованием сочетания тёмных и светлых областей. Один из очевидных способов использования контраста – это применение тёмного фона для светлого изображения и наоборот (рис. 6).
· Г А Р М О Н И Я
Хорошее расположение материала должно быть гармонично. Это означает, что все элементы (надпись, цвет, материалы) должны работать совместно для поддержания основных идей: никакой элемент не должен отвлекать внимание, исключая главные объекты. Вообразите эффект показа фотографий тяжелого сельскохозяйственного оборудования с заголовками с маленькими буквами на нежно голубом фоне.
2) Принципы, касающиеся создания надписей
· Ч Ё Т К О С Т Ь
Надписи в визуальных средствах обучения должны быть отчётливыми, простыми, уместными и яркими для того, чтобы они легко воспринимались
· Б О Л Ь Ш О Й Р А З М Е Р
Буквы в надписях должны быть большого размера, желательно без выделения заглавных букв.
· С Т А Н Д А Р Т
Надписи рекомендуется делать простым шрифтом без лишних украшений. Они могут быть разных размеров, закрашенными или не закрашенными.
4) Принципы, определяющие особенности иллюстраций
· Ц В Е Т О В А Я П А Л И Т Р А
Цвет – важный элемент любого визуального средства обучения. Цвета способны изменить настроение человека, он может стать активным или пассивным, спокойным или возбуждённым. Основное правило для средств обучения – использование минимум цветов во избежании размытости изображения и потери гармонии. Как уже говорилось, использование контрастности способно привлечь внимание: на любом темном фоне хорошо будут смотреться элементы белого, желтого, оранжевого, зеленого, красного, синего, и фиолетового цветов, а на белом или светлом фоне элементы черного, красного, оранжевого, зеленого, синего, фиолетового, и желтого цветов.
Рассмотрим основы цветовой гармонии.
1) Монохроматическая цветовая гармония состоит в том, что любой цвет может быть получен смешением оттенков любых базовых цветов.
2) Аналогичная цветовая гармония состоит в том, что некоторые цвета на спектре получены путём смешения двух соседних с ним цветов. Например, между жёлтым и зелёным цветом находится промежуточный – жёлто-зелёный.
3) Дополнительная цветовая гармония использует противоположные цвета в спектре: например, желто-оранжевый и сине-фиолетовый. Хотя иногда противоположные цвета не сочетаются (зелёный и красный), но это можно исправить изменив оттенок одного из двух цветов. То есть, как уже упоминалось, очень важен контраст для чёткости изображения на расстоянии. Но с другой стороны сочетание тех или иных цветов может привести к неожиданному восприятию обоих. Например, попробуйте изобразить два квадрата, при чём один находится внутри другого, и их центры совпадают. Закрасьте меньший квадрат красным цветом, а оставшееся пространство большого квадрата синим. Теперь изобразите тот же рисунок, только поменяйте цвета местами. Положив рядом две эти картинки, вы увидите, что синий цвет в маленьком квадрате смотрится более светлым, чем на другом рисунке, хотя использовались одни и те же краски. Этот эксперимент показывает зависимость предмета восприятия от его фона.
· П Р О С Т Ы Е Р И С У Н К И И К А Р Т И Н К И
1) Делайте рисунки простыми, смелым, и непосредственным.
2) Делайте пробный набросок на бумаге, чтобы распланировать расположение информации, которая будет сообщена, проверить стиль, чёткость.
3) Делайте каждый эскиз с ориентацией на заключительный размер, в котором будет рисунок.
4) Не боритесь за художественное совершенство – важна непринужденность и спонтанность.
5) Любой может научиться делать эскизы рисунков. Лица людей передают идеи. Вы можете начинать с простого овального лица и экспериментировать с постепенным дополнением минимальных линий, чтобы указать их особенности и выражения. Используйте планы создания рисунков показанных на рисунке 7. Изображения, несмотря на их простоту, могут показывать даже некие действия и некие отношения.
3. Восприятие педагогических программных средств
Поскольку педагогические программные средства ориентированы на достижение поставленных преподавателем учебных целей, они должны разрабатываться с учётом предъявляемых к ним психолого-педагогических (отбор материала, организация деятельности учащихся, адаптивность, формы предъявления информации, организация взаимодействия учащегося и компьютера, оценка результатов), эргономических (расположение информации, использование текста, предъявление информации, применение изображений), эстетических (выразительность, целостность, кадры-заставки) и конструтивно-технических требований (конструктивная универсальность, сопроводительная документация, эффективность труда преподавателя, эффективность труда учащегося).
Компьютерные обучающие системы также называют интерактивными или диалоговыми. Диалог человека и компьютера можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем в виде сообщений, проводимый с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам. По своей форме информационные сообщения могут иметь вид текста или изображения и появляться как подсказка (осуществляет компьютер, инициирует выполнение некоторого действия пользователя); сообщение об ошибке; сообщение о состоянии системы; справочная информация.
Эффективное представление текста на экране является одним из вопросов поднимаемых в литературе. Доказано, что внешний вид документа влияет на скорость понимания его содержания или скорость заполнения, если речь идет о бланках.
Перед выдачей обучаемому изображения необходимо позаботиться о виде каждой строки, каждого слова и даже каждого символа текста. Главным здесь является ясность сообщения, выдаваемого обучаемому. Сообщение в целом можно охарактеризовать четырьмя показателями читабельности: типом стиля, длиной строки, выравненностью текста, точками прерывания. Стиль включает реверс текста, отчётливость изображения, подчёркивание, выделение мерцанием и другими средствами важных моментов содержания, размеры текста, всевозможные способы чередования, курсив и цвет. Очевидно, что размер текста должен быть небольшим, по крайней мере таким, чтобы можно было различать сходные строчные буквы и знаки, длина текста обусловлена особенностями памяти обучаемого, в том числе возрастными.
Текст должен относиться к одной теме. Должно быть выделено центральное предложение, отражающее основную идею. Оно, как правило, читается дольше остальных, для студента очень важны те характеристики, атрибуты понятия, которые в нём упоминаются. Если первое предложение текста не содержит главную идею, обучаемый вынужден искать её в последующих предложениях, что требует больших усилий. Таким образом, главную идею текста лучше вынести в заголовок, а пояснение понятия сделать чётким и ясным, выделяя либо в отдельные пункты, либо рассматривая каждый атрибут в отдельном предложении.
Структура экрана при этом может быть разнообразной. Выделим основные три способа организации экрана. При первом способе экран разделяется на две, не обязательно равные, части. Одна часть может быть использована для ввода данных с клавиатуры, а другая - для вывода команд, подсказок. В другом случае - окна экрана могут иметь разный размер и содержание в разные моменты обучения. Второй способ организации пространства экрана означает, что нет зарезервированных участков экрана, которые содержат некоторый бланк для выдачи информации. Требуемая информация выдается по мере необходимости, а отводимая для этого часть экрана может использоваться для других целей. Третий способ - использование вложенных окон. Такое окно появляется в определенном месте экрана по требованию, оно исчезает либо когда на экране исчезает данное требование, либо появляется новое. Также необходимо иметь на экране участок для ввода ответа обучаемого на вопрос системы. Желательно, чтобы и вопросы задавались в определенном месте экрана. Постоянно в одном и том же месте должна появляться (или постоянно присутствовать) ориентировочная информация. Лучше, если ориентировочная информация помещена в одной строке вверху или внизу экрана.
Наиболее распространенные формы человеко-машинного диалога в компьютерных обучающих системах - это диалоги типа "вопрос-ответ" и "меню". Диалоги этих типов должны отвечать требованиям естественности, последовательности, неизбыточности, гибкости и поддержки пользователя. Естественность означает, что при взаимодействии с системой обучаемый не должен существенно изменять имеющиеся традиционные способы решения задач. Стиль ведения диалога должен быть разговорным, а не письменным, фразы, по возможности, не должны требовать дополнительных пояснений.
Требование краткости предполагает ввод пользователем минимального размера сообщений. Это, во-первых, обеспечивает более быстрое взаимодействие и, во-вторых, сокращает количество ошибок при вводе, что облегчает контроль правильности ответов обучаемого. Краткость относится не только к входным (от обучаемого) сообщениям, но и к репликам компьютера, особенно к подсказке. Поддержка пользователя осуществляется в виде подсказок, справочной информации или обратной связи. Кроме поддерживающей обратной связи можно также выделить два типичных её вида: репетиторскую (целенаправленно обучающую) и советующую. Подсказки и справочная информация могут опережать действия обучаемого, обратная связь осуществляется после ввода им сообщения. Гибкость диалога - это мера того, насколько хорошо он соответствует различным уровням подготовки обучаемого, индивидуализация компьютерного обучения зависит от гибкости выбранного диалога.