Перевод В. Мершавка
Узнав кое-что о природе Афродиты,
древнего и потому — более
примитивного типа фемининности,
давайте взглянем на новые черты
женственности, сформированные позже. В
отличие от рожденной в морской пене
Афродиты, Психея родилась от выпавшей
на землю росы. Этот переход от
океанической природы Афродиты к земной
природе Психеи говорит об определенном
прогрессе развития фемининности от
древних океанических черт новым
человеческим формам. Таким образом, мы
переходим. от океанических пропорций к
меньшему, более постижимому масштабу.
Психея такое волшебное и неземное
существо, она настолько невинна и
девственна, что ей можно только
поклоняться, но ее никак невозможно
судить. Она обречена на постоянное
одиночество и не может найти себе мужа.
Психея существует внутри каждой
женщины в качестве несравнимого ни с
чем опыта жизни в одиночестве. Любая
женщина — в какой-то степени
достойная любви принцесса, имеющая
уникальные, присущие только ей одной
совершенства и слишком большую для
обычной повседневной жизни душевную
глубину. Если женщина в одиночестве
оказалась никем не понятой и считает,
что люди добры, но далеки от нее —
значит, она почувствовала в себе Психею.
Как правило, это очень болезненное
ощущение, которое часто переживает
женщина, не понимая его природы.
Попасть в это состояние — значит
остаться не затронутой эмоционально в
отношениях с окружающими.
Если женщина даст возможность
проявиться природе Психеи в
повседневных отношениях типа "ты —
мне, я — тебе", из этого не
получится ничего хорошего. Когда
сущность Психеи заполняет большую
часть внутреннего мира женщины, это
превращается для нее в серьезную и
болезненную проблему. Она будет
обливается слезами, причитая: "Меня
никто не понимает". И это
действительно так. Каждая женщина на
любом жизненном этапе имеет в себе эту
черту. Если вы видите в женщине это
качество и сможете к нему прикоснуться,
не сравнимая ни с чем красота и
божественное очарование Психеи могут
достичь сознания, и тогда начнется
благотворная эволюция.
Если женщина физически
привлекательна, проблема оказывается
более сложной. В этом отношении весьма
характерный пример — личность
Мерилин Монро: несмотря на всеобщее
поклонение, ей было невообразимо
трудно найти в отношениях с кем-либо
подлинную близость. В конце концов
жизнь стала для нее невыносимой.
Оказалось, что для такой женщины,
обладающей божественными чертами и
почти недосягаемым совершенством, в
мире не бывает простых человеческих
отношений. Если вы понимаете эту
динамику, можете представить себе
эволюцию Психеи.
Однажды я видел фильм, в котором
любили друг друга два человека, начисто
лишенные всякой внешней
привлекательности. Благодаря
волшебству фантазии, каждый из них
был прекрасен в глазах другого, и
оказалось, что любовь существовала
между двумя обаятельными,
привлекательными людьми. В конце
фильма камера вновь показала их лица
такими, какими они были на самом деле.
Но зрители уже знали иной облик
персонажей, ибо видели существовавших
у них внутри бога и богиню, которые были
несравнимо сильнее и могущественнее
внешней непривлекательности героев.
Этот пример демонстрирует пропасть,
существующую между внутренней
божественной природой человека и
внешней обыденностью, пропасть,
которой посвящено нее наше
повествование.
Брак Психеи
Психея приводила своих родителей в
отчаяние, ибо обе ее старшие сестры
успешно вышли замуж за соседних
королей, а руки младшей не просил никто.
Мужчины лишь боготворили ее. Король
пошел к оракулу, не ведая, что находится
под влиянием Афродиты, а та, полная
негодования и ненависти к Психее,
заставила оракула предсказать Психее
ужасное будущее! Девушке предстояло
обручение со Смертью, самым злым,
отвратительным и могущественным
существом. По закону Психею следовало
отправить высоко в горы, приковать там
к скале и оставить до поры, пока она не
достанется зловещей Смерти.
В Древней Греции предсказания
оракулов не подвергались сомнению,
считаясь неоспоримой истиной. Поэтому
родители Психеи, выполняя священную
волю, снарядили свадебный кортеж,
походивший более на похоронную
процессию, усадили туда Психею и
привезли ее высоко в горы к одинокой
скале. Здесь, в потоке слез, смешались
белизна свадебного убранства и
мрачность похоронного траура. Затем
родители погасили факелы и оставили
Психею одну в темноте.
Что мы можем отсюда извлечь? Психея
вышла замуж — но за смерть. По сути
каждая девушка как бы умирает в день
своего бракосочетания, ибо кончился
определенный этап ее жизни. В ней
умирают многие черты, характеризующие
женскую сущность, которые существовали
до сих пор. В этом смысле брак для нее —
это похороны. Многие характерные
детали брачных церемоний привнесены с
древнейших времен из погребальных
обрядов. Жених приходит со своим лучшим
другом и приятелями чтобы похитить
невесту, тогда как подружки невесты
охраняют ее невинность. Как и положено
по ритуалу, между ними возникает борьба,
и невеста плачет так, будто отмерла
часть ее жизни. Для нее наступает новая
жизнь, и свадебное торжество знаменует
собой появление новой матриархальной
власти.
Мы не в полной мере осознаем двойной
аспект бракосочетания и стремимся
видеть в нем лишь праздничный белый
цвет и наслаждение. Если отмирание
части прошлой жизни не находит своего
отражения в соответствующих ритуалах,
оно все равно позже обязательно
проявится в эмоциональном настрое и
менее преемлемой форме. Например,
некоторые женщины могут испытывать
сильную обиду и отвращение к браку
спустя несколько месяцев и даже лет.
На фотографиях, снятых на свадебной
церемонии в Турции, я увидел мальчиков
восьми-девяти лет, каждый из которых
прыгал на одной ноге, согнув другую
ногу в колене и привязав ее голень к
бедру. Этот ритуал должен был
напоминать о том, что в браке
испытывается не только наслаждение, но
и боль.
Африканские свадьбы не считаются
полноценными до тех пор, пока
новобрачная не станет обладательницей
определенного количества шрамов и ран.
Брак не считается подлинным, если не
было похищения. От брака можно получить
наслаждение после того, как будет
отдано должное всем священным
ритуальным элементам. Афродита не
любит, когда девушки умирают в руках
мужчин. Она не может допустить, чтобы
мужчина свел ее в могилу. Поэтому в
момент окончания девичества в каждой
женщине рыдает Афродита. Она
продолжает играть свою парадоксальную
роль, с одной стороны — страстно
желая брака, а с другой —
сопротивляясь и оплакивая потерю
девичества. Это эхо древних ритуалов по-прежнему
лежит у нас глубоко внутри и нагляднее
всего проявляется в организации
обрядов и церемоний.
Здесь мы снова сталкиваемся с
парадоксом эволюции. Именно Афродита
приговорила Психею к смерти, но и она же
выступила в роли свахи, предвестницы
брака и одновременно — его
противницы. Поступательный
эволюционный процесс в сторону брака
сопровождается регрессивными рывками
страстного желания к обретению
автономии и свободы и восстановления
статус-кво.
Однажды я увидел очень остроумную
карикатуру, отражающую архитипическую
власть брака. На ней было изображено
отношение каждого из родителей к
происходящему во время свадьбы. Отец
новобрачной был зол на наглеца ,
который посмел увести от него родную
дочь. Отец мужа испытывал триумф, став
обладателем верховной власти в мужском
обществе. Мать новобрачной была в
ужасен от того, что животное овладело
ее ребенком. Мать мужа была в гневе
на мегеру, которая соблазнила и увела у
нее сына. В этой карикатуре нашли
отражение множество древних архетипов,
встроенных и вросших в человеческую
психику типов поведения и мышления,
лежащих в глубинных слоях
бессознательного на протяжении
несчетного числа лет эволюционного
процесса. Если мы в свое время не
обратим на них внимание, они дадут
знать о себе позже и вызовут много
неприятностей.