Перевод В. Мершавка
Раскрытие своей божественной
сущности привело Эроса к невыносимым
страданиям. Наступил конец райской
жизни, ибо обнаружилась его истинная
сущность — не божественного жениха
на гибельной свадьбе или творца
райских наслаждений, а живого
воплощения любви. Это раскрытие
оказалось для него весьма
чувствительным и не менее болезненным,
чем слава обманщика и хвастуна,
вделавшего меньше, чем обещал. Как
странно, что наши наилучшие
способности могут причинить столько
боли! Вряд ли все можно предвидеть
заранее, но, тем не менее, именно так и
происходит во многих жизненных
ситуациях. Мой учитель рассказал мне
случай, вполне подходящий для
иллюстрации того, о чем говорилось выше.
Очень возбужденный молодой человек
пришел на консультацию после шести
месяцев анализа. "Тони, все это
ужасно!" — "Что случилось?
Плохие новости?" — спросил Тони,
не менее возбужденный. — " Но что
же случилось, скажи мне, наконец!" —
"Тони, мой невроз исчез, я не знаю, как
жить дальше!" Смысл этого примера
абсолютно ясен. Потеря старого способа
адаптации к реальности — плохая
новость для человека, даже если он
может адаптироваться по-новому гораздо
лучше. Как Эрос, так и Психея оказались
глубоко травмированы при наступлении
следующего этапа эволюционного
процесса, хотя для каждого из них рана
оказалась благотворной и полезной.
По иронии судьбы, именно в тот момент,
когда приходит влюбленность, вы должны
признать индивидуальность и
уникальность личности другого
человека и, как следствие этого, —
его потребность в собственном
личностном пространстве и некоторой
дистанции. Отдалившись друг от друга,
вы сразу начинаете осознавать наличие
этой дистанции, ощущать разобщенности
и осложнение отношений. Как правило, у
человека (мужчины или женщины)
возникает страшное чувство слепой
подчиненности, едва он вообразит в
своем партнере бога или богиню. Вслед
за этим приходят изоляция и
одиночество.
Эрос выполнил свое обещание: у Психеи
родился ребенок. Конечно это была
девочка, а не мальчик, и не богиня, а
простая смертная. А Эрос покинул Психею.
Так происходит и в реальной жизни: на
смену райским наслаждениям приходит
обыденное и земное.
Когда подобные события происходят в
реальности очень часто ранний брак
превращается в печальную драму. Как
только женщина обнаружит, что мужчина
не является создателем и творцом рая,
как она предполагала, едва она раскроет
уловки и секрет его "невидимости",
оба супруга переживают сильное
потрясение. Оно несет в себе огромный
потенциал расширения сознания, но
проявляется в болезненных
переживаниях. И мужчина, и женщина
покидают райский сад и находят твердую
основу в человеческой жизни и
человеческом измерении. И очень
здорово, что все именно так и
происходит, ибо люди делают больше
хорошего, совершая человеческие
поступки, чем божественные деяния.
Однако цена этому — человеческое
страдание.
Итак, Эрос улетел к матери, Афродите и
с этого момента будет занимать очень
мало места в нашей истории. Бедная
Психея отныне продолжит свое
странствие в одиночестве, хотя у нее
гораздо больше помощников, чем она
думает. Даже великая пожирающая
свекровь, Афродита, продолжает
заботиться о ней на всем извилистом
и запутанном пути. В это время мужчина
может разорвать брачные узы и
вернуться в родительский дом. Или, не
сделав это физически, он может
погрузиться в непрерывное молчание,
перейти на поверхностный уровень
общения и не включаться эмоционально.
Это означает, что он вернулся в
материнский дом — если не к реальной
матери, то к своему материнскому
комплексу. В это время власть над
сознанием женщины берет в свои руки
Афродита.
Рассматривая Эроса в качестве
анимуса — мужской части женской
психики — мы можем вспомнить, что
именно Эрос сделал так, что в раю Психея
находилась в бессознательной власти
анимуса до тех пор, пока не зажгла
светильник. Когда это случилось и
раскрылась полная идентичность Эроса с
анимусом, он улетел обратно в свой
внутренний мир, к которому принадлежал.
Анимус
Юнг отмечал, что анима и анимус сильнее
всего проявляют себя в качестве
посредников между сознательной и
бессознательной частями психики.
Вернувшись в мир Афродиты, Эрос стал
помогать Психее наладить отношения с
Афродитой, Зевсом и другими богами и
богинями внутреннего архетипического
мира. Как мы убедимся впоследствии,
Эрос будет поддерживать Психею в
критические моменты ее развития,
привлекая на помощь всевозможные
природные силы и существа: тростник,
муравьев и орла.
Если женщина уже прошла в своем
развитии через подростковый период,
она должна избавиться от власти
доминирующего, второстепенного и в
значительной степени
бессознательного мужского компонента,
часто определяющего ее отношение к
внешнему миру. Развитие женщины может
продолжаться, если анимус, осознанный
как таковой, займет положение между
сознательным эго и бессознательным
внутренним миром и станет посредником
между ними, помогая, где только
сможет. Впоследствии он поможет
открыть для нее подлинный духовный
мир. Находящаяся под властью анимуса
женщина, абсолютно этого не осознавая
устанавливает отношения с внешним
миром при его посредничестве. Она свято
верит в то, что ее поведение
определяется не только с анимусом,
сколько сознательным выбором эго. Но
фактически, за редким исключением, эго
в значительной степени отстраняется об
этой функции, а ведущая роль переходит
к анимусу. Зажигая светильник сознания,
женщина видит абсолютно верную картину:
анимус, находящийся отделы от ее эго.
Подобно Психее, женщина обычно
переполнена чувствами. Анимус
представляется ей весьма
могущественным и богоподобным по
сравнению с ее слабым и беспомощным
сознанием. В этот момент у нее
возникает ощущение сильного отчаяния и
угрожающая ей опасности. Затем
наступает шокирующий момент первого
осознания своего анимуса, и женщину
переполняет чувство собственной
неадекватности, не менее опасное, чем
гипертрофированное чувство величия
превосходства. Обнаружив внутри себя
нечто вроде богоподобия, она может
оказаться на вершине блаженства. В этом
случае женщине угрожает "влюбиться в
саму любовь".
Если вы можете осмысливать и
сглаживать это развитие, постоянно
находясь в динамическом равновесии
между крайностями в отношении к
мужчине как к мужчине-смерти и мужчине-богу,
раю и изгнанию, восторгу и отчаянию,
значит, вы уже приступили к решению
воистину человеческой задачи —
развитию сознания. Я прошу вас поверить
такому моему обещанию: если вы готовы
принять мужчину в его реальном облике,
вам не потребуется ничего, кроме
светильника. Вы сможете узнать в
мужчине бога — не такого, каким
хотели увидеть в раю, — а в более
значительном, Олимпийском смысле. В мою
голову не приходит ничего более
важного, что имело бы смысл обещать.
Это событие в жизни Психеи чем-то
напоминает момент из жизни Парсифаля,
когда тот впервые нашел замок Грааля7.
Парсифаль увидел замечательный и
непостижимый для него мир, но не
остался в нем. Точно также Психея
потеряла Эроса почти сразу, едва
раскрыв его истинную неземную сущность.