|
Жизнь и
творчество Льва Николаевича Толстого
(09.09.1828 - 20.11.1910). |
|
Т 2. М.,
Просвещение. 1990. С.295.
Сентябрьским утром в
большой дворянской семье, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился
четвертый ребенок. Назвали его Левой. Его мать, урожденная княжна Волконская,
имела блестящее образование, склонность к рефлексии, чуткость к искусству.
Когда мальчику исполнилось два года, она умерла. По материнской линии Толстой
принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими,
Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой
был родственником А. С. Пушкина.
Отец Толстого, был участником Отечественной войны 1812
г, имел добродушно-насмешливый характер, любил читать и охотиться. Когда
Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от
встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении
"Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим
городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых
полков Наполеоновых". Отец скончался в 1837 и
Толстой осиротел, потеряв теперь и отца.
Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.
А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня
духовному наслаждению любви". - говорил он. Детские воспоминания всегда оставались для
Толстого самыми радостными.
Первый период московской жизни юного Толстого
продолжался менее четырех лет. С сестрой и тремя братьями юный Толстой
переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом опекунши П. И.
Юшковой.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился
к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем
на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел
английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском,
чешском и сербском. Знал греческий, латинский,
украинский, татарский, церковнославянский. Изучал древнееврейский, турецкий,
голландский, болгарский и другие языки. Там он проучился неполных два года.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили
Толстого - студента. Он увлекся самостоятельной работой над
исторической темой и, оставив университет в 1847, подав прошение об увольнении
из университета "по расстроенному здоровью и домашним
обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
"практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю,
географическую статистику, написать диссертацию и достигнуть высшей степени
совершенства в музыке и живописи.
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом
хозяйствования осенью 1847 Толстой поехал сначала в Москву, затем в Петербург,
чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот
период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно
отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить
юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до
аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.
В семье его считали "самым пустяшным малым",
а сделанные тогда долги, ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что
отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни.
Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и
появились первые незавершенные художественные наброски.
Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г.
началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского
быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История
вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре
Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич,
офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже
он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской
войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса"
(1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки"
(1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г.
напечатанная в журнале "Современник".
В 1851 старший брат Николай, уговорил Толстого ехать
вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу
Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях
(сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и
патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с
бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного
общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"
(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853),
"Рубка леса" (1855), а также в поздней повести
"Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию,
Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так
странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи "война и
свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и
отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени
(напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями
"Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому
настоящее признание.
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в
Бухарест, которая действовала против турок.
Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись
в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции.
Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и
медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853—1856
гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом
но, однако "Георгия" он так и не получил. В Крыму Толстого захватили
новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат),
здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре
напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре
месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили
литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной
"диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы,
появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере
позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой
религии" "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности,
религии практической". В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании
артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями
батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров
Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский
вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено
императором Николаем I.
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу
вошел в кружок ’’Современника’’, в котором уже были Н. А. Некрасов, И. С.
Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др., где его встретили как
"великую надежду русской литературы". Толстой принимал участие в
учреждении Литературного фонда и там оказался вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал
позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам
себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную
Поляну и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие (1857),
посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию(швейцарские
впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву,
затем в Ясную Поляну.
В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для
крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.
Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он
издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить
постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично
отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много
путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И.
Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные
педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные
идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения
должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых
посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с
помещиками о земле.
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается
порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского
врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную
Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная
Поляна" с книжками для чтения в
качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами
детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг.
"Азбука" и "Новая Азбука". В тот же год в отсутствие
Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию), которую
писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом.
Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание
педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе
и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и
образование", "Об общественной деятельности на поприще народного
образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с
учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О
методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским
ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал
сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для
этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие
способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой
становится поднадзорным писателем. Одними из первых
произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество"
и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была
написана). По замыслу автора, они должны были составить роман
"Четыре эпохи развития", однако уже с осени 1863 он захвачен новым
литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот
пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема,
семейного счастья и спокойного уединенного труда.
Толстой читал воспоминания и
переписку людей Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и
Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское
поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании
рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она
еще так молода, будто играет в
куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую
часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб,
вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с
тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично
вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в
которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в
том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные
запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был
ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку
"писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую
природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы,
ни истории").
Писатель работает над романом "Война и мир"
(1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал
материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав
"петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале
1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание
"Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были
составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года
закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени
главной героини — "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 —
начало 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В
"Исповеди" (1879—1882) писатель говорит о перевороте в своих
взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и
переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны
в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В
1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял
участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную
жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?"
(1882—1886).
В них писатель сделал основной вывод: "...Так
нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так
что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой
выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и
смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений — по жанру
публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины,
насыщенные элементами образности,— займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также
религиозно-философские сочинения: "Критика догматического
богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и
исследование четырех Евангелий", "Царство божье внутри вас". В
них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных
воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы
учения официальной церкви.
В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники
создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа
книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для
"простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как
и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не
только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного
творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны
его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы"
(1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под
"властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть
Ивана Ильича" и "Холстомер"
("История лошади"), "Крейцерова
соната" (1887—1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол"
(1889—1890) и повести "Отец Сергий" (1890—1898) ставятся проблемы
любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста
строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная
стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами
ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды
просвещения". В ней также показаны "хозяева" и
"работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из
голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически,
вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых
сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о
неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о
замене изжившего себя общественного
"порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892
г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь
не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение
всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение"
(1889—1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от
"Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны
Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от
двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни,
умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с
судьбой народной. Толстой сам указывал на единство,
существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение"
написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую
"манеру", в которой были написаны "Война и мир" и
"Анна Каренина". "Воскресение" стал последним
романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был
отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над
повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить
"два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый
Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает
одну из лучших своих пьес — "Живой труп".
Её герой — добрейшей души, мягкий, совестливый Федя
Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему
средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи,
притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из
пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья
"Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над
участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя
"После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной
Поляне, Толстой не раз собирался и
долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь"
уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По
дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на
маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в
Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал
"зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех
людей счастливыми.