Тема 1. Предмет и методы психологии. Практика.

Тема 1. Предмет и методы психологии

Практика

  Отрывки из экспериментальных бесед известного отечественного психолога Л.С. Славиной

Приведем в качестве примера метода беседы отрывки из экспериментальных бесед известного отечественного психолога Л.С. Славиной (1906-1984) с ученицей 3-го класса*. Изучались особенности проявления самооценки школьников.

«Э к с п. Тебе нравятся девочки в классе?

Г а л я. Нет, не очень.

Э к с п. Почему?

Г а л я. Потому что они плохие.

Э к с п. Почему они плохие?

Г а л я. Так мне кажется, что все они плохие.

Э к с п. А ты?

Г а л я. Я хорошая. Мне кажется, что они плохие, а я хорошая. Мне кажется, что я лучше их. Каждому кажется, что он лучше всех.

Э к с п. Нет, не каждому, многие дети говорят, что не они самые хорошие.

Г а л я. А я думаю, что я.

Э к с п. Что ты?

Г а л я. Я лучше всех.

Э к с п. Что значит лучше всех?

Г а л я. Лучше, лучше всех.

Э к с п. Умнее всех?

Г а л я. Да, и умнее и красивее всех.

Э к с п. И добрее?

Г а л я. И добрее всех.

Э к с п. А разве у вас в классе не Таня самая добрая девочка?

Г а л я. Она добрая, и я добрая.

Э к с п. А кто лучше - ты или Таня?

Г а л я. Я про себя думаю, что я.

Э к с п. А девочки признают, что ты умная, добрая, хорошая?

Г а л я. Нет.

Э к с п. А видят они это?

Г а л я. Видят, конечно.

Э к с п. Почему же они не признают?

Г а л я. Не знаю».

*Славина Л.С. Трудные дети. - М., 1998. - С. 86.