Тема 1. Предмет и методы психологии
Практика
Отрывки из экспериментальных бесед известного отечественного психолога Л.С. Славиной Приведем
в качестве примера метода беседы
отрывки из экспериментальных бесед
известного отечественного психолога Л.С.
Славиной (1906-1984) с ученицей 3-го класса*.
Изучались особенности проявления
самооценки школьников. «Э
к с п. Тебе нравятся девочки в классе? Г
а л я. Нет, не очень. Э
к с п. Почему? Г
а л я. Потому что они плохие. Э
к с п. Почему они плохие? Г
а л я. Так мне кажется, что все они плохие. Э
к с п. А ты? Г
а л я. Я хорошая. Мне кажется, что они
плохие, а я хорошая. Мне кажется, что я
лучше их. Каждому кажется, что он лучше
всех. Э
к с п. Нет, не каждому, многие дети
говорят, что не они самые хорошие. Г
а л я. А я думаю, что я. Э
к с п. Что ты? Г
а л я. Я лучше всех. Э
к с п. Что значит лучше всех? Г
а л я. Лучше, лучше всех. Э
к с п. Умнее всех? Г
а л я. Да, и умнее и красивее всех. Э
к с п. И добрее? Г
а л я. И добрее всех. Э
к с п. А разве у вас в классе не Таня самая
добрая девочка? Г
а л я. Она добрая, и я добрая. Э
к с п. А кто лучше - ты или Таня? Г
а л я. Я про себя думаю, что я. Э
к с п. А девочки признают, что ты умная,
добрая, хорошая? Г
а л я. Нет. Э
к с п. А видят они это? Г
а л я. Видят, конечно. Э
к с п. Почему же они не признают? Г
а л я. Не знаю». *Славина
Л.С.
Трудные дети. - М., 1998. - С. 86. |