Тема 8. Индивидуально-психологические
свойства личности
Практика
Формирование
характера у младших школьников Характер не является
врожденным, он формируется под
воздействием условий жизни и
целенаправленного воспитания. Кое-что в
характере является и врожденным - именно
те черты, которые связаны с
темпераментом. В формировании характера
решающее значение имеют первые 7-8 лет,
дошкольный и младший школьный возраст,
когда закладывается основа характера
человека. На формирование характера
оказывают влияние в первую очередь
условия жизни ребенка, та среда, в
которой человек растет и взрослеет, «дух»
общества, его мораль и ценностные
ориентации. Каналами этого влияния
служат общение со взрослыми и
сверстниками, книги, радио, телевидение,
обычаи, традиции и пр. Очень серьезное влияние на
формирование характера оказывают
семейные условия, отношения в семье.
Домашнее воспитание имеет решающее
значение для формирования характера
ребенка. Характер формируется в
деятельности. Характер ребенка
приобретет свое качественное
своеобразие в последовательно ведущих
для него видах деятельности - в игре,
учебе, труде. Черты характера формируются при
повторении форм поведения в жизни и
деятельности. А. С. Макаренко
подчеркивал, что очень важно постоянно
упражнять детей в правильном поступке, «организовывать...
гимнастику поведения», закреплять
правильные формы поведения. Уже в дошкольном возрасте
обрисовываются первые контуры
характера, начинает складываться
привычный образ поведения, определенные
отношения к действительности. Если условия, в которых жил и
действовал ребенок, не требовали от него,
например, выдержки или инициативности,
то соответствующие черты характера у
него и не вырабатываются, какие бы
высокие моральные идеи ни прививали ему
словесно. Воспитание, устраняющее все
трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного
характера. С поступлением в школу
начинается новый этап формирования
характера. Ребенок сталкивается с рядом
новых и строгих правил и школьных
обязанностей, определяющих все его
поведение в школе, дома, в общественных
местах. Эти правила, обязанности
развивают у школьника организованность,
систематичность, целеустремленность,
настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие.
Исключительно важную роль в
формировании характера играет школьный
коллектив. В школе ребенок вступает в
отношения содружества и взаимопомощи с
товарищами. У него развивается сознание
долга и ответственности перед
коллективом класса, школы, чувство
товарищества, коллективизм. Основное условие воспитания
характера младших школьников состоит в
единстве общих требований к ним с
индивидуальным подходом к каждому.
Индивидуальный подход не должен ни в
какой мере нарушать общих требований. Первостепенное значение в
формировании характера имеет
организация личного опыта ребенка,
способствующего образованию устойчивых
привычек поведения и деятельности. «Характер детей складывается
и формируется в реальных действиях и
поступках и в той внутренней работе,
которая завязывается вокруг них и в них
вплетается педагогический процесс, как
деятельность учителя-воспитателя,
формирует развивающуюся личность
ребенка в меру Формируя личное поведение
ребенка, педагог формирует и личностные
свойства ребенка, его мотивационную
сферу. Мотив, действенный для
данного человека, - это будущая черта его
характера в ее генезисе (потенциально по
крайней мере). Поэтому особенности
мотивационной сферы ребенка должны
находиться в центре внимания учителя. Внешне один и тот же поступок,
одно и то же отношение детей к занятиям,
школе, одноклассникам, учителю, в
зависимости от мотивов, из которых они
исходят, из целей, которые они более или
менее сознательно преследуют,
приобретает совсем различный и в
отношении педагогической своей
ценности иногда прямо противоположный
смысл. Учителю необходимо понять
подлинные личностные мотивы поведения
ребенка, мотивы его действий, его
внутреннее отношение к задачам, которые
перед ним ставятся. Если учитель знает
настоящие мотивы поведения своего
ученика, он сможет взаимодействовать с
ним, сможет профессионально грамотно
строить учебно-воспитательный процесс,
чтобы помочь ребенку сформировать
позитивные мотивы учения и отношений с
одноклассниками. На воспитание характера
детей влияют личный пример учителя, его
поступки, отношение к детям и своей
деятельности. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |