Тема 1.
Предмет и методы психологии
Практика
Житейская психология в мифах Древней Греции
Своим названием и первым определением психологии обязана греческой мифологии. Эрот или Эрос (Амур или Купидон в римской мифологии), сын Афродиты и бог любви, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюблённых, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретится с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Изображалась она всегда в образе бабочки или девушки.
Что
такое мифы?
В обыденном
понимании -
это прежде всего античные, библейские и
другие старинные "сказки" о
сотворении мира и человека, рассказы о
деяниях древних
богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе,
Геракле, аргонавтах, искавших "золотое
руно", Троянской войне и
злоключениях Одиссея. Само слово "миф"
имеет древнегреческое
происхождение и
означает Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов: *
космогонические мифы - мифы о
происхождении мира и вселенной, *
антропогонические мифы
- мифы о происхождении человека и
человеческого общества, *
мифы о
культурных героях - мифы о
происхождении и введении тех или *
эсхатологические мифы - мифы о "конце
света", конце времен.
Космогонические
мифы, как правило делятся на две
группы:
Очень
часто эти
мотивы сочетаются
в одном мифе: подробное описание
Антропогонические
мифы являются составной частью мифов
космогонических. Согласно многим мифам,
человек сотворяется
и самых
разнообразных
Мифы о культурных героях
повествую о том, как человечество
овладевало
Эсхатологические мифы
повествуют о судьбе человечества,
о пришествии
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную
выше *
В мифе человек и общество не выделяют
себя из окружающей
природной *
В мифе нет
абстрактных понятий, в нем все - очень
конкретно, персонифицировано,
одушевлено. *
Мифологическое сознание мыслит
символами: каждый образ, герой, действующее
лицо обозначает стоящее за ним явление
или понятие. *
Миф живет
в своем ,особенном времени - времени
"первоначало", "первотворения",
к которому неприложимы человеческие
представления о течении
времени. *
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему
чужды доводы рассудка, он объясняет мир,
исходя не из знания, а из веры.
Таким образом, в мифах можно проследить общие особенности психологии человека: это исследовательский характер мышления, потребность в знаниях. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. |