Тема 1. Предмет и методы психологии. Практика.

Тема 1. Предмет и методы психологии

Практика

Житейская психология в мифах Древней Греции

         

Своим названием и первым определением психологии обязана греческой мифологии. Эрот или Эрос (Амур или Купидон в римской мифологии), сын Афродиты и бог любви, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюблённых, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретится с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Изображалась она всегда в образе бабочки или девушки.

 

Что такое  мифы?  В  обыденном  понимании  - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях  древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и  злоключениях Одиссея.

        Само слово "миф"  имеет  древнегреческое  происхождение  и  означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам  вплоть  до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне  греческие  и  римские  мифы, позже им  стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.

         Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:

* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

* антропогонические  мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

* мифы  о  культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

* эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

  

           Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития, мифы творения. В мифах развития происхождение мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др.): "...всё было в состоянии неизвестности, всё холодное, всё в молчании, всё бездвижное, тихое и пространство неба было пусто..." (из мифов Центральной Америки). В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных  элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, ворона, койота).Самый известный пример мифов творения - библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог  свет днем, а тьму ночью..." .

         Очень часто  эти  мотивы  сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом  об  обстоятельствах творения Вселенной.

 

          Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется  и  самых  разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром  бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший  плодов  с  древа  познания  добра  и зла).У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

 

         Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования  огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф  подобного  рода  -  древнегреческое  сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе -  "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил  разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал  человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

 

          Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в  знаменитом  библейском "Апокалипсисе": "...грядет второе пришествие  Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец  времен", и  праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям".

 

          Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли  из настоятельной потребности людей объяснить своё происхождения, природу, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

* В мифе человек и общество не выделяют себя из  окружающей  природной стихии: природа, общество и   человек  слиты  в  единое  целое, неразрывное, единое.

* В  мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

* Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

* Миф  живет  в своем ,особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

* Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

 

          Таким образом, в мифах можно проследить общие особенности психологии человека: это исследовательский характер мышления, потребность в знаниях. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя.