Х. Хекхаузен
Мотивация достижения
Хекхаузен Х. Психология
мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. С.17–23,
92–93 (с сокращ.)
Проблемы психологии мотивации
выводят нас за традиционные рамки,
разделяющие такие психические
процессы и функции, как восприятие,
память, мышление и обучаемость. Эти
проблемы предполагают гораздо
большую взаимосвязь этих функций, чем
может показаться, судя по
многочисленным психическим явлениям,
которые они представляют. Более того,
психология мотивации становится все в
большей степени экспериментальной.
Исследования мотивации достижения,
проводимые в последнее десятилетие,
как будет показано, являются
очевидным доказательством этого
факта.
Мотивация ориентированного на
достижение поведения определенно
заслуживает внимания. С одной
стороны, она исторически связана с
исследованиями мотивации,
проводимыми двумя пионерами
немецкой психологии – Нарциссом
Ахом [1] и Куртом Левиным [7][2]. У
первого попытки объяснения
направленного на достижение,
поведения испытуемых его
лаборатории, были связаны с
концепцией «детерминирующей
тенденции», у второго – с
использованием понятия «квазипотребности».
С другой стороны, и психологи-экспериментаторы,
проводившие психодиагностические
процедуры, полагались на мотивацию
достижения испытуемых в гораздо
большей степени, чем на любой другой
вид мотивации, при получении ответов
в процессе эксперимента. Все это
время они провоцировали ее, не
учитывая ее собственное влияние,
просто соответствующим образом
давая инструкцию. Не учитывали они и
индивидуальные различия в мотивации
достижения, несмотря на очевидность
факта, что подобные различия должны
существовать. Вместо этого
экспериментаторы и психодиагносты,
должно быть, посчитали их
несущественными или неприемлемыми в
качестве переменной, которая может
повлиять на поведение испытуемого.
Именно поэтому методика измерения
мотивации достижения, разработанная
исследовательской группой Дэвида С.
Мак-Клелланда, – это «прорыв»,
значение которого для будущей работы
психологов значительно превышает
узкую область исследования
мотивации достижения [8, 2].
В данной работе мы сосредоточили
наше внимание только на том типе
взаимодействий личности со средой,
который включает в себя идею
достижения. В эту область входит все,
что можно представить как «соревнование
с установленными критериями
наивысшего качества»[3] [8].
Нечто подобное происходит, когда
действие, его результат или
способность выполнить его,
рассматривается, переживается или
судится на основе оценок,
соотносимых с более или менее
жесткими критериями «лучше» — «хуже».
Эта область оценок определена
различными критериями успешности: от
самых общих и абстрактных до
конкретных специфических. В своей
самой простой форме критерий
успешности представляет собой пару
противоположностей: успех-неудача;
хорошо-плохо. Чаще всего подобная
классификация используется только
на самых ранних стадиях, поскольку
критерии успешности удивительно
дифференцируются, если определенное
взаимодействие со средой остается
ориентированным на достижение в
течение достаточно длительного
времени. Психология формирования
подобных стандартов – критериев
успешности – еще не исследована.
Более того, критерии успешности
могут быть ориентированы на задачу (например,
уровень мастерства как результат
деятельности), или на человека (например,
по сравнению с собственными прошлыми
достижениями), или быть
ориентированными на других (например,
сравнение с достижениями других, как
в ситуации соревнования).
Мотивация достижения, таким
образом, может быть определена как
попытка увеличить или сохранить
максимально высокими способности
человека ко всем видам деятельности,
к которым могут быть применены
критерии успешности и где выполнение
подобной деятельности может,
следовательно, привести или к успеху,
или к неудаче.
В конечном счете успех или неудача в
ориентированном на достижение
взаимодействии человека со средой
всегда случайны и таким образом
являются всего лишь преходящими
периодическими состояниями по
отношению к мотивации достижения. И
вне зависимости от того, насколько
дифференцированы критерии
успешности, эта шкала состоит из двух
частей: одна из них символизирует
успех (не важно, насколько ярко
выраженный), а другая – неудачу; и эти
части отделены друг от друга узкой
пограничной областью, если не
границей. В зависимости от
достигнутых успехов эта граница
может перемещаться вверх и вниз по
шкале, смещая вместе с собой нулевую
точку отсчета. Потому невозможно объективно
определить для достаточно длительного
периода времени, что именно для
определенного человека будет
являться успехом, а что – неудачей.
Совершенно другие вопросы
возникают и в связи с изменениями в
структуре самих критериев
успешности. Так, например, как это
происходит с любой шкалой оценок, –
количество градаций и их величина
могут изменяться со временем.
Из исследования уровня притязаний
[6] мы знаем, что успех и неудача
расцениваются как таковые только в
области задач средней сложности;
достижение чего-то, что является
слишком простым, не рассматривается
как успех, а неудача в достижении
слишком сложного не переживается как
неудача. Если достижение цели
становится со временем все проще, то
стимул к достижению постепенно
уменьшается, пока совсем не исчезнет,
хотя внешние условия среды остаются
неизменными. То же самое происходит,
если что-либо остается недостижимым.
Успех и неудача присутствуют и во
взаимодействиях личности со средой,
не имеющих никакого отношения к
достижениям. Но для экономии времени
в дальнейшем изложении понятия
успеха и неудачи будут
использоваться только в контексте
ориентации на достижение. Идея
достижения сконцентрирована вокруг
двух возможностей: достижения успеха
или избегания неудачи.
Соответственно, в мотивации
достижения присутствуют две
тенденции, собственно достижения и
избегания: «надежда на успех» и «боязнь
неудачи».
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ
Мотивация достижения направлена на
определенный конечный результат,
получаемый благодаря собственным
способностям человека, а именно: на
достижение успеха или избегание
неудачи. Мотивация достижения, таким
образом, по сути своей ориентирована
на цель. Она подталкивает человека к
«естественному» результату ряда
связанных друг с другом действий.
Предполагается четкая
последовательность серии действий,
производимых одно за другим. Однако
существуют специфические формы
активности, не связанные напрямую с
целью таким образом. Относящаяся к
достижению деятельность иногда
выполняется сама по себе и не имеет
своей целью завершение по достижении
цели или какой-либо другой внешней
причины. С такого рода проявлениями
мы встречаемся, например, при решении
интеллектуальных заданий (кроссворды,
головоломки) или в ручной работе,
требующей определенных навыков (вышивка,
вязание). Различные сложности, с
которыми люди сталкиваются в
процессе решения задач такого рода,
воспринимаются как приятный и даже
стимулирующий опыт. Слишком быстрое
достижение цели и успеха может даже
разочаровывать [5]. Подобного рода
организация целей, связанная с
достижением, как и игра, относится к
категории «нецелевой активности»
[3, 4].
Для мотивации достижения
характерен постоянный пересмотр
целей. Если посмотреть на
последовательность действий,
важность постоянного пересмотра
целей с течением времени становится
очевидной, поскольку цепь действий
может прерываться на часы, дни,
недели, месяцы или даже годы. Еще
одной характеристикой мотивации
достижения является постоянное
возвращение к прерванному заданию, к
чему-то прежде оставленному,
возобновление основной
направленности действий. Так,
создаются сложные и долгое время
существующие структуры из основной,
побочной и входящей в их состав
деятельности, которые ведут
посредством достижения серии «субцелей»
к главной, пусть даже очень
отдаленной. Планирование становится
необходимым для достижения
упорядоченной последовательности и
функциональной организации цепи
действий. Этот временной охват ряда
действий, которые Мюррей [9] называет
«серией» актов, и отличает мотивацию
достижения от множества других
мотивов.
Литература
-
Ach, N. Über den Willensakt und das Temperament. Leipzig:
Quelle and Meyer, 1910.
-
Atkinson, J.W. Towards experimental analysis of human
motivation in terms of motives, expectancies, and incentives.
1958.
-
Berlyne, D.E. Conflict, arousal, and curiosity. New York:
McGraw-Hill, 1960.
-
Heckhausen, H. Entwurf einer Psychologie des Spielens. Psychol.
Forsch., 1964, 27, 225-243.
-
Henle, Mary. An activity in the goal region. Psychol. Rev.,
1956, 63, 299–302.
-
Hoppe, F. Erfolg und Misserfolg. Psychol. Forsch., 1930, 14,
1–62.
-
Lewin, K. Vorsatz, Wille undBedurfnis. Psychol. Forsch., 1926,
7, 294–385.
-
McClelland,D.С., Atkinson, J.W., Clark, R.A., and Lowell, E.L.
The achievement motive. New York: Appleton, 1953.
-
Murray, H.A. Toward a classification of interactions. In T.
Parsons and E. A. Shils (Eds.). Toward a general theory of
action. Cambridge, Mass.: Harvard Univer. Press, 1951. Pp.
434–464
[2] Когда Боринг [Boring], историк нашей
науки, несколько лет назад ввел в
обиход широко известную аббревиатуру «nAch»
(needAchievement) – потребность в достижении,
– он спросил себя, а какое отношение
это могло бы иметь к N(arziss) Ach! – Прим.
авт.
[3] В некоторых наших изданиях
использовалась формулировка «соревнование
с заданными стандартами мастерства» (см.:
Общая психодиагностика. Под ред.
Бодалева, Столина. М.: МГУ, 1987. – Прим.
переводчика).
|