Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях
Божович Л.И. Проблемы
формирования личности.
/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж:
1995. С.157–162.
Рассматривая исследования
потребностей и мотивов,
проводившиеся нашей лабораторией в
последние годы, нам хотелось бы,
прежде всего, остановиться на
анализе психологического механизма
развития, происходящего внутри одной
и той же потребности, и превращения
ее в качественно новые формы.
Вскрытие такого механизма является
тем более важным, что он приближает
нас к решению основной теоретической
проблемы, а именно проблемы
возникновения специфически
человеческих побудителей поведения,
так называемых духовных
потребностей.
Рассматривая развитие учебных
интересов ребенка и переход их в
интересы познавательные, мы
попытались найти корни этой сложной
специфически человеческой
потребности. Анализ поведения детей
в младенческом возрасте позволяет
выдвинуть положение, что у детей при
переходе их от периода
новорожденностн к младенческому
возрасту возникает особая
потребность, а именно потребность в
новых впечатлениях.
Она выражается в появлении у детей
зрительного сосредоточения, которое
в свою очередь изменяет все их
поведение и характер их
эмоциональных переживаний.
М.Ю. Кистяковская [1] на
основании длительных клинических
наблюдений утверждает, что
зрительные впечатления, начиная с
трех-пятинедельного возраста,
действуют на ребенка успокаивающе.
Если ребенок этого возраста плачет,
его можно успокоить, перенеся с
кровати, например, на стол.
Очутившись в другом, иногда лучше
освещенном месте, ребенок начинает
переводить глаза с одного предмета
на другой и уже больше не кричит, а
лежит тихо и спокойно. У ребенка с
полутора-двух месяцев можно
поддерживать спокойное
бодрствование, не меняя места его
пребывания, а только привлекая его
взгляд к ярким, красочным или
блестящим предметам, помещенным на
удобную для рассматривания высоту.
Когда ребенок перестает смотреть на
игрушку, он нередко начинает плакать,
однако стоит только вновь привлечь
его взгляд к этой же или другой
игрушке, как он опять успокаивается и
длительно, сосредоточенно смотрит на
нее. Согласно наблюдениям М.Ю. Кистяковской, под влиянием
зрительных воздействий у ребенка
впервые возникает радостное чувство.
Он его проявляет при виде красочных,
блестящих предметов, но больше всего,
когда он смотрит в лицо и
прислушивается к голосу
разговаривающего с ним взрослого. По-видимому,
человеческое лицо представляет для
него наиболее сильный комплексный
раздражитель.
В настоящее время накоплен уже
достаточно большой фактический
материал, свидетельствующий о том,
что положительные эмоции у младенцев
возникают и развиваются лишь под
влиянием удовлетворения потребности
во внешних впечатлениях.
Удовлетворение же собственно
биологических потребностей — в пище,
кислороде и пр. — приводит лишь к
успокоению ребенка, к состоянию
удовлетворенности, но не вызывает
радостных эмоций.
Н.М. Щелованов [3] утверждает,
что отсутствие впечатлений даже у
вполне здорового, сытого, хорошо
ухоженного ребенка вызывает крик,
который прекращается лишь вместе с
появлением новых впечатлений. И
наоборот, если дети начинают плакать
под влиянием боли или голода, то
очень часто, если боль и голод не
достигли слишком большой
интенсивности, плач можно
затормозить, показывая ребенку яркие,
блестящие игрушки.
Значение потребности детей в новых
впечатлениях Н.М. Щелованов
раскрывает следующим образом.
Известно, что нервно-психическая
деятельность и поведение детей, в
частности, например, развитие их
движений, не являются результатом
только органического созревания
нервной системы. Для того чтобы
обеспечить нормальное нервно-психическое
развитие ребенка, мало озаботиться
только его питанием и правильным
гигиеническим уходом, надо дать ему
необходимое воспитание. Воспитание в
раннем детстве определяется
системой воздействий, вызывающих
определенные реакции детей и
организующих их нервно-психическую
деятельность. Н.М. Щелованов
рассказывает, как «дефицит
воспитания» даже при самом
тщательном питании детей и уходе за
ними приводит к задержке их развития
в двигательном, умственном и даже
физическом отношении. Он утверждает,
что при «дефиците воспитания» резко
возрастает детская смертность. По-видимому,
потребность в новых впечатлениях
порождается включением в
жизнедеятельность ребенка коры
головного мозга. Это делает понятным
возникновение такой потребности.
Ведь к моменту, когда кора головного
мозга вступает в действие, она еще не
закончила своего формирования ни в
структурном (морфологическом), ни тем
более в функциональном отношении.
Известно также, что полноценное
развитие органа, а тем более такого
сложного органа, как полушария
головного мозга, возможно лишь в
результате его функционирования.
Поэтому мозг нуждается в
раздражителях, вызывающих его
деятельность и тем самым
обеспечивающих его морфологическое
и функциональное развитие. Р. Я.
Лехтман-Абрамович утверждает даже,
что удовлетворение потребности во
внешних впечатлениях «…так же
необходимо для центральной нервной
системы, для ее функционирования, как
и удовлетворение потребности во сне
и прочих органических потребностей
ребенка» ([2], стр. 6). Правда,
мысль о том, что потребность во
внешних впечатлениях является
основой психического развития,
специфического именно для человека,
может быть оспорена аргументом, что
наличие внешних раздражителей
необходимо для развития и нервной
системы животных. Однако здесь
следует отметить, что для развития
нервной системы животных достаточно
тех раздражителей, которые они
получают в естественных условиях
своей жизни; что же касается коры
головного мозга ребенка, то она уже с
момента рождения представляет собой
орган такой степени сложности, при
которой он для своего развития
нуждается в специальной организации
раздражителей со стороны взрослого
человека и в постоянном их
усложнении.
Таким образом, потребность в новых
впечатлениях первоначально является
чисто органической потребностью, но
очень скоро (скорее, чем другие
органические потребности) она
начинает приобретать некоторые
специфические особенности,
характерные для духовных
потребностей человека.
Во-первых, удовлетворение этой
потребности, вызывавшее сначала
только ускорение развития (так же как
удовлетворение других органических
потребностей), затем начинает
сопровождаться ярко выраженными
положительными эмоциями. А это
значит, что здесь имеет место
стремление к достижению, а не
стремление к избавлению от чего-то,
что мешает нормальному
существованию организма. Таким
образом, в противоположность
наиболее распространенным
концепциям, в которых основной
движущей силой психического
развития ребенка признается
состояние неудовлетворенности,
беспокойства, страха и даже
фрустрации, наличие потребности во
внешних впечатлениях позволяет
понять это развитие как результат
активности ребенка, связанной с
положительными переживаниями. Иначе
говоря, движущей силой выступает не
слабость ребенка перед окружающей
средой, не стремление лишь
приспособиться к ней, а напротив,
стремление познать действительность
и овладеть ею.
Во-вторых, потребность в новых
впечатлениях становится как бы
ненасыщаемой: чем больше ребенок
получает впечатлений, тем в большей
степени у него проявляются реакция
сосредоточения и положительные
эмоции. То и другое снимается только
утомлением.
Как же можно понять возникновение
указанных особенностей в развитии
этой, в своем генезе, органической
потребности?
Мы предлагаем для этого следующую
гипотезу. Многие наблюдения (и в
частности те, которые были сделаны Н.М.
Щеловановым, М.Ю. Кистяковской и др.,
уже излагавшиеся нами) показывают,
что ребенок при удовлетворении
потребности испытывает не только
состояние довольства и успокоения,
но при каких-то, пока еще не
достаточно изученных условиях и
сильные положительные эмоции. По-видимому,
эти эмоциональные переживания
связаны с поиском удовлетворения
потребности и с самим процессом ее
удовлетворения. Стремясь продолжить,
оживить или усилить эти переживания,
ребенок (да и взрослый человек)
начинает либо совершенствовать
предмет ее удовлетворения, либо
искать новые способы этого
удовлетворения. По существу именно
здесь возникает качественно новая
форма потребности (ее психическая
форма), когда человека побуждает к
действию не нужда в чем-либо, не
недостаток, а стремление к новому
переживанию — к овладению, к
достижению. Так, в процессе
удовлетворения почти любой
первичной органической потребности
у человека возникает новая
психическая ее форма. Человек не
просто хочет быть сытым, он хочет
получить от еды удовольствие, в связи
с этим он совершенствует продукты
питания, определенным образом
обставляет его процесс. Таким
образом, психические, духовные
потребности становятся
ненасыщаемыми, приобретают
возможность самодвижения. Правда, в
тех случаях, когда такое
самодвижение приобретают
примитивные потребности, это
самодвижение ведет не к прогрессу
данных потребностей, а к их
извращению, что может принести
значительный вред человеку. Примером
этого может служить возникновение и
развитие гурманства, половые
извращения, а также разного вида
наркомании.
В 1971 г. в психиатрической клинике
под руководством Б. В. Зейгарник было
проведено исследование того
процесса, который приводит к
возникновению алкоголизма. На основе
тщательного анализа истории болезни
целого ряда алкоголиков было
установлено, что первоначально все
эти люди прибегали к вину
исключительно ради того, чтобы
пережить то состояние подъема,
внутренней свободы, ощущение своей
силы, которые возникают при
опьянении. Поэтому чаще всего
пристрастие к вину возникало у людей,
страдающих чувством неполноценности,
неудачников или людей, не
удовлетворенных своей жизнью. Однако
постепенно они все чаще и чаще
прибегали к алкоголю, с каждым разом
увеличивали его дозы. Последнее в
свою очередь влияло на организм
больного, рождая у него совершенно
новую органическую потребность в
алкоголе.
Возникновение же самодвижения
потребностей высокого духовного
порядка, например, потребности в
познании, в искусстве, в творчестве, в
достижении моральных и общественных
ценностей, необходимо для
полноценного формирования личности
человека. Более того, отсутствие
роста этих потребностей,
обеспечивающих активное
функционирование человеческих
способностей, обязательно ведет
сначала к застою личности, а затем и к
ее распаду. Напротив, при развитии
духовных потребностей человека
будет решена проблема внутренней
стимуляции его активности и
непрекращающегося
совершенствования его личности.
Литература
-
Кистяковская М.Ю. О стимулах,
вызывающих положительные эмоции у
ребенка первых месяцев жизни. «Вопросы
психологии», 1965, 2.
-
Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И.
Этапы развития игры и действий с
предметами в раннем детстве. М.,
Медгиз, 1949.
-
Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка.
Задачи воспитания. Гл. 1. «Воспитание
детей раннего возраста в детских
учреждениях». М., Медгиз, 1960.
|