Тема 4. Понятие личности. Индивид и индивидуальность. Практика.

Тема 4. Понятие личности. Индивид и индивидуальность

Практика

Примеры из практики и дополнительная информация по теме 

Практические задания и контрольные вопросы

        Г. Олпорт Личность: проблема науки или искусства

        Уильям С.Буллит, Зигмунд Фрейд
Представления о мотивах и личности в психоанализе

1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая моторная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

 

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

 

3. Известный психолог и философ Э. Фромм писал:

«...Мое собственное "Я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может любить» (Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. - М., 1992). Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируйте его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» личности.

 

4. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях?

 

5. Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деникина с точки зрения формирования отношения к себе.

«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из трех основных математических предметов по 2,5 (по пятибалльной системе).

То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я посвятил изучению математики. Вначале дело шло туговато, но мало-помалу "математическое" сознание прояснилось, я начинал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь трудной задачи доставляло мне истинную радость...

Учитель Епифанов был влюблен в свою математику... В классе он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо... Класс дал им назва­ние "пифагоров"... Во время заданной классной задачи "пифагоры" усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее...

Первая классная задача после каникул - совершенно пустяковая... Решаю в 10 минут и подаю. Прислушиваюсь, что говорится за "пифагоровой" скамьей: "В прошлом номере «Математического журнала» предложена была задача... А в последнем номере значится, что решение не прислано. Не хотите ли попробовать..."

"Пифагоры" взялись за решение, но не осилили. Я тоже заинтересовался задачей. Мысль заработала... Неужели?! Красный от волнения, слегка дрожавшими руками я подал лист Епифанову.

- Кажется, я решил...

- Епифанов прочел, ни слова не сказав, прошел к кафедре, развернул журнал и поставил так ясно, что весь класс заметил пятерку...

Я остановился на этом маловажном, со стороны глядя, эпизоде, потому что он имел большое значение в моей жизни. После трех лет лавирования между двойкой и четверкой, после постоянных укоров родителей, вынужденных и вымученных объяснений и уколов самолюбию дома и в школе - в моем характере проявилась какая-то неуверенность в себе, приниженность, какое-то чувство своей "второсортности". С этого же памятного дня я вырос в собственных глазах, почувствовал веру в себя, в свои силы, тверже и увереннее зашагал по ухабам нашей маленькой жизни» (Восхождение к Пифагору// Природа ребенка в зеркале автобио­графии. - М., 1998).

 

6. Действием какого психологического механизма могут быть объяснены воспоминания героини романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Катюши Масловой: «Воспоминания эти не сходились с ее теперешним миросозерцанием и потому были совершенно вычеркнуты из ее памяти или скорее хранились в ее памяти нетронутыми, но были так заперты, замазаны, как пчелы замазывают гнезда клочней (червей), которые могут погубить всю пчелиную работу, чтобы к ним не было никакого доступа... Маслова вспоминала о многих, но только не о Нехлюдове. О своем детстве и молодости, а в особенности о любви к Нехлюдову она никогда не вспоминала. Это было слишком больно. Эти воспоминания где-то далеко нетронутыми лежали в ее душе. Даже во сне никогда не видала Нехлюдова... Ей нужно было прочно и окончательно забыть обо всем этом, чтобы не убить себя, не стать безумной» (Толстой Л.Н. Воскресение// Собр. соч.: В 12 т. - М., 1959. - Т.11. - С.164).

 

7. Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь в стихотворении В. Берестова?

Любили тебя без особых причин,

За то, что ты - внук.

За то, что ты - сын.

За то, что малыш,

За то, что растешь,

                 За то, что на папу и маму похож.

                 И эта любовь до конца твоих дней

                 Останется тайной опорой твоей.

(Берестов В. Любимые стихи. - М., 1997. - С. .132)