Список
учёных, сделавших вклад в развитие
психологии,
и
краткое описание их основных идей
Античный
период.
Ученый
|
Основные
идеи
|
Платон
(428 – 348 г.
до н.э.)
|
Родоначальник
европейского идеализма, создал на
основе древнегреческой мифологии
философскую модель, вел
напряженную борьбу с
материалистическим направлением,
вершиной которого в период
античности являлось учение
Демокрита.
Противник
материализма.
Ученик
Сократа
Познание
- есть анамнесис воспоминание души
об идеях, которые она созерцала до
ее соединения с телом.
Платон
интенсивно разрабатывал
диалектику и наметил развитую
неоплатонизмом схему основных
ступеней бытия.
Он учил, что истинная
реальность, которой он считал
сферу вечных, бестелесных, чуждых
ему материальных идей, постигается
устремленным к этому высшему миру
умозрений.
Считал, что
чувственное и умопостигаемое
принадлежит к двум не сопоставимым
ни в каком отношении мирам.
В своих учениях он
ориентировался на математику.
Считал, что работа
мышления отличается от ощущений не
только по характеру ее зависимости
от объектов, но и по производимым
субъектом действий.
|
Аристотель
(384 – 322 г.
до н.э.)
|
Полагал что идейное
богатство мира воплощено в
конкретных чувственно
воспринимаемых вещах и
раскрывается только благодаря
земному общению с ними в процессе
эмпирических исследований.
В своих учениях он
ориентировался на биологию.
Душа
–
Это целесообразно работающая
органическая система.
–
Неотъемлемое начало
органической жизни, но не
материального мира в целом.
–
Способ организации
материального тела.
Окончательно покончил
с гилозоизмом – учением о
одушевленности всех физических
тел.
Выделил четыре
функции души:
1.
Питательная, вегетативная –
растительный мир.
2.
Сенсомоторная – животный мир
3.
Сенсомоторная – животный мир
4.
Разумная – человеческий мир,
человек.
Учил, что каждый
ситуации соответствует
определенный – правильный аффект.
Отвергал, что органом
психики является мозг –
поверхность больших полушариев не
обладает чувствительностью.
Учился у
Платона.
Воспитатель
Александра Македонского.
Основоположник
формальной логики. создатель
силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от
греч. syllogistikos выводящий
умозаключение), исторически первое,
созданное Аристотелем учение о
логической дедукции.
«Первая
философия» (позднее названа
метафизикой) содержит учение об
основных принципах бытия:
возможности и осуществлении/
Колебался
между материализмом и идеализмом;
идеи:
-
внутренние движущие силы вещей,
неотделимые от них;
-
источник движения и
изменчивого бытия вечный и
неподвижный «ум»;
-
ступени природы:
неорганический мир, растение,
животное, человек.
-
«ум», разум, отличает человека
от животного.
Центральный принцип
этики - разумное поведение,
умеренность (метриопатия).
|
Августин
(354 – 430 г.
до н.э.)
|
“Отец церкви”
Культивировал
негативное отношение к реальному
миру и интровертную установку –
человек должен остаться наедине с
собой чтобы устремиться к
всевышнему.
Проповедовал
спонтанную активность души с телом
с которым она соединена.
|
Гераклит
(530 – 470 г.
до н.э.)
|
Все вещи есть суть
модификации огня.
“По каким дорогам ты
ни шел бы, не найдешь границ души,
так глубок ее логос”
Все существующее, в
том числе телесное и душевное,
непрерывно изменяется и
безостановочно течет.
Он полагал, что душа
испаряется из влаги.
Придерживался идеи
неразделимости внешней природы и
души.
Разделил психические
и допсихические состояния в
организме.
Внутри психического
познания вычленил: мышление,
познание, уровни понимания.
|
Парменид
(период
расцвета
504-501 до н.
э.)
|
Основатель
элейской школы.
Провел принципиальное
различие между чувственно
познаваемым миром и миром
умопостигаемым.
чувственно
познаваемый мир – текучий, зыбкий,
вечно изменчивый.
умопостигаемым мир –
неподвижен, однороден, закончен.
Первым
провел принципиальное различие
между умопостигаемым, неизменным и
вечным («единым»), бытием (сфера
истинного знания) и чувственно
воспринимаемой изменчивостью и
преходящей текучестью всех вещей (сфера
«мнения»).
Сформулировал
идею тождества бытия и мышления.
|
Анаксагор
(500 – 428 г. до н.э.)
|
Материалист.
Считал мир состоящим
из бесчисленного множества
качественно различных частиц, учил,
что их движение упорядочивается
благодаря уму. Он указывал на
начало, придающее процессам
природы и человеческому поведению
(включая мышление) закономерный
характер.
Вывел, что сладкое,
горькое и
др. чувственные свойства вещей
нельзя познать с помощью их самих.
Выдвинул
учение о неразрушимых элементах «семенах»
вещей (позже названных
гомеомериями).
Движущий принцип
мирового порядка ум (нус),
организующий элементы.
|
Демокрит
(460 – 370 г.
до н. э.)
|
Разработал
атомистическую модель мира,
воплотившую в себе принцип
причинности.
Душа –
лишь одна из разновидностей
вещества среди других.
Он
отвергал бессмертие души.
Один из
основателей античной атомистики.
По
Демокриту, существуют только атомы
и пустота. Атомы неделимые
материальные элементы (геометрические
тела, «фигуры»), вечные,
неразрушимые, непроницаемые,
различаются формой, положением в
пустоте, величиной; движутся в
различных направлениях, из их «вихря»
образуются как отдельные тела, так
и все бесчисленные миры; невидимы
для человека; истечения из них,
действуя на органы чувств,
вызывают ощущения.
|
Сократ
(470 – 399 г.
до н.э.)
|
Родоначальников
диалектики как метода отыскания
истины путем постановки наводящих
вопросов
Создатель понятия –
диалектика – нахождение истины с
помощью беседы. “Познай самого
себя”
С помощью
определенным образом подобранных
вопросов помочь собеседнику найти
истинный ответ – сократический
метод, и тем самым привести его от
неопределенных представлений к
логическому ясному знанию
обсуждаемых предметов.
В отличии от софистов
у которых исходным пунктом было
отношение человека к людям, он
принял за основу отношение
человека к самому себе, как
носителю интеллектуальных и
нравственных качеств.
Был
обвинен в «поклонении новым
божествам» и «развращении
молодежи» и приговорен к смерти.
Излагал
свое учение устно.
Цель
философии самопознание как путь к
постижению истинного блага;
добродетель есть знание, или
мудрость.
Для
последующих эпох Сократ стал
воплощением идеала мудреца.
|
Лукреций
(99 – 55 г. до н.э.)
|
Ученик Эпикура –
последователя Демокрита.
Вывел что дух это не
тоже самое, что и душа.
Душа, разновидность
материи – активна, деятельна,
способна подчинить себе тело
состоящее из более грубой материи.
Категорически
отвергал что вся природа пронизана
разумом.
Есть только атомы,
учил Он, движущие по естественным
законам из которых нужно выводить
и сам разум.
|
Гален
(129 – 199)
|
Вплотную подошел к
понятию о сознании.
В его учении термин “Распознавание”
явился приемником термина –
сознание в наше время.
Создатель концепции –
“зрительного акта”
|
Плотин
(203 – 269 г.
до н.э.)
|
Проповедовал
абсолютную имматериальность души.
Утверждал, что душа
обладает способностью
направляться не только “вверх” –
к божественному, и “вниз” – к
неземному материальному миру, но и
к самой себе, воспринимая тем самым
свою собственную деятельность.
Индивидуальные души
происходят от мировой души.
Он понимал
психическое действие любого
уровня как чисто духовное.
Память – это не запас
впечатлений она есть не что иное,
как знание о свих прежних
действиях
Основатель
неоплатонизма.
Плотин сыграл большую
роль в развитии античной
диалектики.
|
Гиппократ
(460 – 377 г.
до н.э.)
|
Отвергал единое
материальное начало как основу
органической жизни
|
Алкмеон
Кротонский
(6-5 вв. до н.
э.)
|
Мозг – есть орган души.
Утверждал, что имеется
прямая связь между органами чувств
и мозгом.
Представитель
кротонской медицинской школы.
Впервые
дал натурфилософскую концепцию
человеческого тела как микрокосма
и сбалансированной системы
противоположностей.
Проводил
анатомо-физиологические
исследования.
|
Период
феодального строя.
Ученый
|
Основные
идеи
|
Ибм –
Сине
(980 – 1037)
|
Поддержка учения о
психофизиологических функциях.
Выделил две
психологии:
1.
Естественно – научная
2.
Метафизическая
В его работах
философское учение о душе стало
своего рода прослойкой между
наукой и религией.
Создатель “Канона”
Продвигал идею о
независимости психики от мозга.
|
Закарий
Рази
(865 – 925)
|
Противник идей Галена.
Призывал строить
науку на наблюдении и эксперименте.
|
Ибн аль –
Хайсам
(965 – 1039)
|
Занимался
исследованием возникающих в
организме психических феноменов, а
именно продуктов деятельности
глаза.
Подошел к органу
зрения как к оптическому прибору.
Изучил:
·
бинокулярное зрение
·
смещение цветов
·
контраст
|
Ибн –
Рошду
(1126 – 1198)
|
“ … Чувствующей
частью органа зрения является не
хрусталик, а сетчатая оболочка”.
Предполагал, что
индивидуальная душа обладает
некоторыми способностями,
коренящимися в чувственности
которые позволяют ей воспринимать
божественный разум.
Учил, что человек
связан с божеством не прямо, а
посредством божественного разума.
|
Фома
Аквинский
(1225 – 1274)
|
Душа – чистый субъект,
не обладающий ни чем кроме
способности сознавать.
|
Бернардино
Телезио
(1509 – 1588)
|
Разработал теорию
аффектов.
Полагал, что движение
материи не может объяснить особое
положение человека.
Склонялся к тому, что
душа – бессмертна.
|
Леонардо
да Винчи
(1452 – 1519)
|
Дал понятие – “живопись”,
и стал создателем науки живопись.
Придавал большое
значение строению и свойству
двигательного аппарата.
Воспевал высокое
значение строения глаза.
Изучая
функции органов, рассматривал
организм как образец «природной
механики».
Впервые
описал ряд костей и нервов, особое
внимание уделял проблемам
эмбриологии и сравнительной
анатомии, стремясь ввести
экспериментальный метод и в
биологию.
Утвердил
ботанику как самостоятельную
дисциплину, дал классические
описания листорасположения.
Явился одним из
основоположников палеонтологии,
считая, что окаменелости,
находимые на вершинах гор,
опровергают представления о «всемирном
потопе».
|
Хуан Луис
Вивес
(1492 – 1540)
|
Один из первых
противопоставил эмпирико –
психологическое познание
метафизическим учениям о душе.
Сформулировал закон
ассоциации.
Доказал, что самым
верным способом управления
чувствами является вытеснение
одного аффекта другими, более
сильными.
|
Гомес
Перейра
(1500 – 1560)
|
Отрицал существования
души у животных.
Животные ничего не
слышат, не видят и вообще не
чувствуют
Не чувственные образы
а знаки движут их поведением.
|
Период
учения XVII - XVIII века.
Ученый
|
Основные
идеи
|
Френсис
Бэкон
(1561 – 1626)
|
Провозгласил имевшие
в те времена революционный смысл
идеи о том, что человек есть слуга
и истолкователь природы, что
значение становиться силой (подобной
силам природы), когда люди от книг
обращаются к реальным явлениям, от
умозрения – к эксперименту.
Решающую роль он
придает эксперименту – не
созерцанию и наблюдению, а
изменению явлений посредством
действий с использованием
инструментов, орудий, приборов.
Природа предстает как огромный
механизм, безгранично открытый для
вычислений, наблюдений
экспериментов с помощью различных
приборов.
|
Декарт
(1596 – 1650)
|
Определил новые
понятия:
тело
– автомат – система,
организованная по законам
механики.
душа
– упорядочивание автомата –
системы.
Работа внутренних
органов и поведение организма
нуждается только во внешних
толчках и соответствующей
материальной конструкции.
Ввел понятие «страсть»
или «аффект» – эмоциональное
состояние + ощущения +
представления.
|
Лейбниц
(1646 – 1716)
|
Считал, что в душе
существует известное
предрасположение, благодаря
которому в дальнейшем из нее могут
быть извлечены в неопытные истины.
Произвел разделение психических
явлений и представленость на
уровне сознания, и при отсутствии
сознания, считал что, непрерывно
продолжается незаметная
деятельность психических сил.
Является
родоначальником учения о
психической причинности.
|
Спиноза
(1632 – 1677)
|
Его идеи:
Единственная
субстанция – природа.
Психическое мышление
столь же реально, как и физическое.
Вместе с Гоббсом
выдвинули идеи:
О принципиальной
неотделимости души и тела, душа не
самостоятельная по отношению к
телу «начало»
Предметом психологии
познания должны служить
конкретные психические явления, а
не душа как целостная сущность.
Учение о психике –
часть общего учения о материальном
мире.
Законы природы – есть
строго причинные явления.
|
Гоббс
(1588 – 1679)
|
Пытался поставить
вопрос – каким образом можно
вывести мыслительную активность
из принципа механического
воздействия.
Единственная
субстанция – природа.
Он считал, что в
материальном мире нет ничего,
кроме движущейся материи. Дал
точное определение понятию
самосохранение – конечная цель к
которой устремлен каждый и во имя
которой один индивид вынужден
наносить ущерб другому.
|
Локк
(1632 – 1704)
|
Поддерживал Декарта.
Опыт есть последствия
совместной деятельности ощущений
и рефлексии.
Вывел термин «ассоциация»
|
Гартли
(1705 – 1757)
|
Противник
материализма.
Его учение это первая
материалистическая концепция
бессознательного.
Его идеи:
Рецептор должен
рассматриваться не сам по себе, а
как компонент системы.
Выдвинул идею о том,
что следующие за раздражением
рецептора движения мышц могут
происходить в незаметной для
внешнего восприятия форме.
Волевое поведение
возникает у человека благодаря
соединению сенсомоторных реакций
с речью.
|
Дейвид Юм
(1711 – 1776)
|
Провозгласили
единственным объектом познания
опыт.
Отбросил рефлексию
как источник познания.
ОПЫТ = впечатления +
ощущения + эмоции + …
+ идеи.
Развил
учение о чувственном опыте (источнике
знаний) как потоке «впечатлений»,
причины которых непостижимы.
Проблему отношения бытия и духа
считал неразрешимой.
Отрицал объективный
характер причинности и понятие
субстанции. Разрабатывал теорию
ассоциации идей. В этике развил
концепцию утилитаризма, в
политэкономии разделял трудовую
теорию стоимости А. Смита. Учение
Юма один из источников философии И.
Канта, позитивизма и
неопозитивизма.
Волей человека, по Юму,
руководят именно аффекты, а не
разум. Разум сам по себе не
способен нейтрализовать действие
какого-либо аффекта, это может
сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит
на спокойные (например, чувство
прекрасного) и бурные (например,
любовь или ненависть).
Особое место среди
описываемых им аффектов занимает
аффект симпатии, которая оживляет
все другие аффекты. Она возникает в
результате воображаемого
перенесения себя на место другого
человека, испытывающего
определенные душевные переживания
|
Христиан
Вольф
(1679 – 1754)
|
Приемленик Лейбница
Первым преподнес
понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.
Описал различные
классы психических явлений и
разделил их на иерархически
расположенные группы.
|
Томас Рид
(1710 – 1796)
|
«Шотландская школа»
Его теория – каждый
человек рождается с запасом
принципов и истин, позволяющих ему
независимо от опыта различать
прекрасное и безобразное, дурное и
хорошее.
Дал понятие ощущение
– простое состояние, которое
существует в уме познающего.
|
А. Н.
Радищев
(1749 – 1802)
|
«…Бытие вещей
независимо от силы познания о них»
Он налагал, будучи
материалистическим монистом, что
психические явления совершаются в
пространстве и воплощены в
пространственных структурах. Тем
самым он отвергал
противопоставление психического
физическому по признаку не
протяженности.
Придерживался, что
формирование умственных качеств
индивида зависит не только от
взаимодействия внешней среды но и
от телесной организации.
|
Общие
«достижения» для данного периода
|
·
Развитие учения о
механизмах тела.
·
Развитие проблемы аффекта (страсти)
– как телесное состояние,
являющимся могучим регулятором
психической жизни.
·
Развитие учения о живом
теле как механической системе,
которая не нуждается для своего
объяснения ни в каких скрытых
качествах и душах
·
Развитие понятия о
сознании как присущей индивиду
способности путем внутреннего
наблюдения иметь самое
достоверное, знание о собственных
психических состояниях и актах.
·
Развитие взаимосвязи
физического и психического.
|
XIX
век.
Ученый
|
Основные
идеи
|
Чарлз
Белл
(1774 – 1842)
|
Создатель
проекта «Новая анатомия мозга»
Ссылаясь
на свои опыты он указывал, что
единый нерв представляет в
действительности связку различных
нервов, имеющий каждый собственное
качество.
Рассчитывал
экспериментально расчленить
душевную жизнь на ее первичные
элементы.
В
результате хирургических
экспериментов установил различие
в функциях нервов.
Он очень
близко подошел к понятию
рефлекторной природе чувственного
познания тем – что считал
пространственный образ вещи
складывается благодаря
непроизвольной деятельности
глазных мышц.
В 1811
установил распределение нервных
волокон в корешках спинного мозга
Провел
работы по связи выразительных
движений с функциями различных
отделов нервной системы. Внес
существенный вклад в разработку
представлений о рефлексах и
рефлекторной дуге. Обнаружил один
из защитных рефлексов, состоящий в
том, что при смыкании век оба
глазных яблока поворачиваются к
верху.
|
Маршал
Холл
|
Отделил
рефлексы от движений.
Рефлекс –
такие акты, природа который
апсична. Рефлекс – не есть
деятельность психических моментов.
|
Ф. Галль
(1758 – 1828)
|
Основатель
науки френологии (наука о
деятельности мозга).
Произвел
первые попытки «размещения» в
извилинах больших полушариев все «умственные
силы».
|
Флуранс
(1794 – 1867)
|
Мозг –
орган мысли.
Экспериментальными
способами впервые выяснил, что:
·
мозжечок – координирует
движения
·
продолговатый головной
мозг – это жизненный узел
·
четверохолмие – зрение
·
спиной мозг – возбуждение
|
Томас Юнг
(1773 – 1829)
|
Выдвинул
гипотезу, что сетчатка глаза
содержит три вида волокон каждый
из которых реагирует на свой
световой луч.
|
Карл
Густав Юнг
(1875-1961)
|
Основатель
«аналитической психологии».
Развил
учение о коллективном
бессознательном, в образах
которого (т. н. архетипах) видел
источник общечеловеческой
символики, в т. ч. мифов и
сновидений («Метаморфозы и символы
либидо»).
Цель
психотерапии, по Юнгу,
осуществление индивидуации
личности.
Оказал
влияние на культурологи,
сравнительное религиоведение и
мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
|
Огюстом
Конт
(1798 – 1857)
|
В период
его деятельности он предложил
новую классификацию наук, среди
которых – психологии не было.
Внутренний
мир станет предметом науки тогда,
когда будет восстановлена
бесплодная почва
интроспективного анализа.
Вод его
влиянием образовалась социальная
психология.
|
Фохт
(1817 – 1895)
Молешотт
(1822 – 1893)
Бюхнер
(1824 – 1899)
Чольбе
(1819 – 1873)
|
-
утверждал, что мозг производит
мысль так же, как печень желчь.
Враждебно относился к рабочему
движению и социализму.
- в
мышлении видел лишь
физиологический механизм.
Биохимические исследования
Молешотта сыграли значительную
роль в развитии физиологической
химии.
- понимал
сознание не как активное отражение
объективной реальности, а как
зеркальное (пассивное) отражение
действительности; сторонник
социального дарвинизма.
Сочинения
этих авторов способствовали
развитию материалистического
воззрения.
За свой
период научной деятельности эти
германские ученые внесли лишь
малую лепту в развитии психологии.
Вульгарный
материализм – мозг является не
столько энергетической сколько
информационной машиной.
Ложность
их позиции заключалась в ошибочном
понимании мозга как машины.
|
Иоганнес
Мюллер
(1801 – 1858)
|
Рефлекс –
есть деятельность психических
моментов и примером тому служит –
чихание, кашель.
Каждому
органу чувств свойственна своя «специфическая
энергия» – скрытая в органе она
разряжается под действием внешних
стимулов.
|
Уитстон
(1802 – 1875)
Брюстер
(1781 – 1868)
|
Создатели
прибора по исследованию
зрительного органа.
Выводом
после изучения глаза был следующий
– глаз нельзя рассматривать как
чисто оптический инструмент и как
чисто анатомический орган.
|
Л.
Фейербах
(1804 – 1872)
|
Первоначально
последователь Гегеля, затем (1839)
подверг критике его философию.
В центре
философии Фейербаха человек,
трактуемый как биологическое
существо, абстрактный индивид.
Религию истолковывал как
отчуждение человеческого духа,
источник которого чувство
зависимости человека от стихийных
сил природы и общества.
Основу
нравственности усматривал в
стремлении человека к счастью,
достижимому посредством «религии
любви» (человеческого единения,
взаимосвязи Я и Ты).
|
Э. Пфлюгер
(1829 – 1910)
|
Экспериментально
доказал несостоятельность
рефлекторной концепции Холла.
Доказал,
что объективный подход у
целесообразному поведению
позвоночных требует сенсорной
регуляции.
|
Джеймс
Раш
(1786 – 1869)
|
Произвел
первую революцию в психологии как
переход к изучению объективной
психологии.
Его
система строилась на двух
фундаментальных принципах:
1.
Отражение
2.
Реальность действия
Важную
роль в структурировании
человеческой психики отводил
речевым знакам.
|
Герман
Гельмгольц
(1821 – 1894)
|
Обнаружил
и измерил теплообразование в
мышцах, изучил процесс сокращения
мышц, измерил скорость
распространения нервного импульса.
Сторонник
физиологического идеализма.
|
Томас
Лейкон
(1812 – 1876)
|
Физиология
мозга является базисом для науки
психического.
Мозг –
это рефлекторный аппарат.
Рефлекс –
психофизиологический, а не
психический акт.
|
В.
Карпентер
(1813 – 1885)
|
Вывел
понятие о идеомоторном акте –
движение которое автоматически
вызывается не раздражением
нервных окончаний самих по себе, а
идеей, образом, психическим.
|
Гегель
(1770 – 1831)
|
Утвердил
принцип историзма в интерпретации
сознания.
Он считал
процесс общественного развития
объективацией духа.
Самосознание
– родовое, в неличностное начало,
развивающегося отдельной личности.
Его
открытия:
Сознание
формируется в деятельности причем
моделью, с которой он писал картину
деятельности, служил труд.
Различал
четыре разновидности психологии:
1.
Житейская
2.
Национальная
3.
Эмпирическая
4.
Истинно философская
психология
|
Белинский
В.Г.
(1811 – 1848)
Герцен А.И.
(1812 – 1870)
Добролюбов
Н.А.
(1836 – 1861)
Чернышевкий
Н.Г.
(1828 – 1899)
|
Убежденные
материалисты.
Отстаивали
принцип детерминизма как
незыблемую основу научного
мировоззрения.
Пытались
доказать, что психические акты
неотделимы от явлений.
Психика –
одна их форм жизнедеятельности.
|
Густав
Фехнер
(1801 – 1887)
|
Создатель
психофизики.
Идеи:
Психические
явления подчинены определенной
закономерности, которая доступна
опытному изучению и может быть
выражена математическии.
Он
утверждал, что сознание разлито по
вселенной, небесные тела
воодушевлены, а материя лишь
оборотная теневая сторона
психического.
|
Э.Г. Вебер
(1795 – 1878)
|
Открыл
определенную математически
формулируемую корреляцию между
физическими стимулами и
сенсорными реакциями.
|
Вильгельм
Вундт
(1832 – 1920)
|
Под
воздействием достижений
физиологии органов чувств
он выдвинул свою
психологическую программу.
Психология,
имеет уникальный предмет –
непосредственный опыт субъекта
постигаемый путем самонаблюдения!
Обычное самонаблюдение
бесконтрольно и хаотично.
Контроль
и порядок в исследовании сознания
способны внести экспериментальные
процедуры физиологии.
Он считал,
что в физиологии как таковой не
содержится ни каких данных
расширяющих возможность
психологического объяснения.
В его
школе формировалась первое
поколение профессиональных
психологов.
Сравнивая
его программы с другими выходит,
что ее решающее преимущество
было связано с утверждением
эксперимента в качестве главного
рычага превращения
психологического знания в научное.
Психология
– наука опытная и
экспериментальная
Один из
основоположников
экспериментальной психологии.
Центральную
роль в душевной жизни отводил воле.
Выдвинул
концепцию «аналитической
интроспекции». содержит
психологическое истолкование мифа,
религии, искусства и т. д.
|
П.Ф.
Лесгафт
(1837 – 1909)
|
Руководствуясь
принципом сенсомоторного единства,
он разработал теорию физического
образования, в качестве главной
цели которого утверждалась «сознательная
физическая форма»
|
Карлос
Гросс
(1861 – 1946)
|
Противопоставил
учению о том что игра по своей
сущности является будто бы
атавизмом, остаточным явлением.
Согласно которой игра обращена не
к прошлому, а к бедующему и служит
школой подготовки организма к
жизненным испытаниям.
|
Г.
Мюнстерберг
(1863 – 1916)
|
Предложил
тесты для проф. ориентации и проф.
отбора.
Один из
родоначальников тестологии - //
сравнительная тестология
|
Г.И.
Россолимо
(1860 – 1928)
|
Идея
количественной оценки
ингредиентов душевной жизни с
целью воссоздания ее
индивидуального профиля у
здоровой и больной личности.
Выделили
11 психических процессов который
разделил на пять групп:
·
Внимание
·
Воля
·
Восприимчивость
·
Запоминание
·
Ассоциативные процессы
|
Сеченов
Иван
Михайлович
(1829-1905)
|
Российский
ученый и мыслитель-материалист,
создатель физиологической школы.
Обосновал
рефлекторную природу сознательной
и бессознательной деятельности,
показал, что в основе психических
явлений лежат физиологические
процессы, которые могут быть
изучены объективными методами.
Открыл
явления центрального торможения,
суммации в нервной системе,
установил наличие ритмических
биоэлектрических процессов в
центральной нервной системе,
обосновал значение процессов
обмена веществ в осуществлении
возбуждения.
Исследовал
дыхательную функцию крови.
Создатель
объективной теории поведения,
заложил основы физиологии труда,
возрастной, сравнительной и
эволюционной физиологии. Труды
Сеченова оказали большое влияние
на развитие естествознания и
теории познания.
Предложил
новый план в психологии –
объективная наука.
Открыл
тормозные центры
Истинный
смысл его проекта – построить
новую психологию на принципе
детерминизма и объективном методе.
«РУССКИЙ
ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ»
|
Франц
Брентано
(1838 – 1917)
|
Противник
Вундта.
Его кумир
– Аристотель.
Разработал
план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ
АКТАХ СОЗНАНИЯ».
Область
психологии – это не сами по себе
ощущения, или преставления, а те
акты которые производит субъект
когда он превращает нечто в объект
осознания. Вне акта объект не
существует.
Он стоял у
истоков направления – функции –
анализа.
Психология
– наука опытная и наблюдательная.
|
Блонский
Павел
Петрович
(1884-1941),
|
Резко
критикует взгляды на человека как
на неизменное существо.
Поведение
человека есть изменчивое явление.
Оно выступает как производное
общественных отношений.
…
поведение понятно лишь как история
поведения.
Разделял
идеи педологии.
Развил
теорию трудовой народной школы,
предложил генетическую теорию
памяти.
|
Корнилов
Константин Николаевич
(1879-1957)
|
Психологические
процессы – это свойство
высокоорганизованной материи и
что такое понимание определяет
решение вопроса о предмете
психологии.
Он считал
что система современной
психологии науки не должна
замыкаться в узкие рамки только
индивидуальной психологии, а
должна включать в себя социальную
психологию, основывающуюся на
теории исторического материализма.
Возглавил
методологическую перестройку
психологии на основе
диалектического материализма.
Развивал
идеи реактологии.
|
В.М.
Бехтерев
(1857 – 1927)
|
Основатель
рефлексологии.
Поддерживал
Сеченова.
Нет ни одного
сознательного или
бессознательного процесса мысли,
который не выражался бы рано или
поздно в
объективных проявлениях.
Изучал
быстроту и форму протекания
реакций.
Исследования
лечебного применения гипноза, в т.
ч. при алкоголизме.
Труды по
половому воспитанию, поведению
ребенка раннего возраста,
социальной психологии.
Исследовал
личность на основе комплексного
изучения мозга физиологическими,
анатомическими и психологическими
методами.
Основатель
рефлексологии.
|
Челпанов
Георгий
Иванович
(1862-1936)
|
Основатель
и директор первой
в России Московского
Психологического Института.
Он
стремился оторвать
экспериментальную психологию от
материализма и подвести под нее
материалистическую базу.
Сторонник
психофизического параллелизма.
Труды по
экспериментальной психологии.
|
|