Тема 8. Индивидуально-психологические
свойства личности
Практика
Развитие
способностей у младших школьников Ни к чему не способных детей
нет. Все дети способны к обучению, каждый
нормальный ребенок способен получить
среднее образование, способен овладеть
материалом школьной программы. Но каждый ребенок умен и
талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум,
эта талантливость с самого начала
школьной жизни стали основой успеха в
учении, чтобы ни один ученик не учился
ниже своих возможностей. Однако у
каждого ребенка свой путь развития
способностей. Начало обучения ребенка в
школе - важнейший этап в его воспитании и
развитии, и, конечно, не начало воспитания, а тем более развития.
Именно поэтому начальное обучение
должно строиться на основе достигнутых
результатов предшествующего воспитания
и учета всей истории развития ребенка. В способностях младших
школьников обнаруживаются
многообразные индивидуальные различия.
Они проявляются в успешности учебной
работы, в том, что разные ученики с
разной глубиной понимания и с разной
степенью творчества справляются с
учебными заданиями. То, чего одни
школьники достигают легко, без особых
усилий, для других оказывается сложным
делом, требующим большой работы и
напряжения. В третьем классе одной из
школ мы попали на урок английского языка.
Наше внимание привлекла одна девочка: Как видно, у девочки
неодинаково развиты способности к
овладению разными учебными предметами.
Если английский язык (и, как мы узнали,
русский язык) дается ей легко, то
математика вызывает большие
затруднения. Педагогическая задача в
отношении младших школьников состоит в
том, чтобы раскрыть, понять их слабые и
сильные стороны и обеспечить их
полноценное развитие. Например,
учителям Тани Ш. следует не только
поощрять, развивать ее способности к
языкам, но и искать пути развития у нее
математического мышления, чтобы девочка
могла уверенно усваивать в старших
классах материал физико-математического
цикла. Развитие задатков
способностей в школе неразрывно связано
с их поощрением. Необходимо
постоянно «тренировать» способности,
так как они не могут «лежать про Прогноз относительно
способностей школьников должен быть
очень осторожным. Недопустимо по низкой
успеваемости делать вывод о
неспособности ребенка. Жизнь показывает,
как нелегко распознать даже выдающиеся
способности. Декарт считался в школе
неспособным. Эдисон как неспособный был
взят отцом из школы, где обучился только
грамоте. Либиха, последнего ученика в
классе, исключили за неуспеваемость.
Гоголь имел в гимназии по литературе «три»,
а за сочинения «два». Менделеев в
гимназии был «середняком». Не надо спешить с вынесением
«приговора». Низкая успеваемость может
быть обусловлена множеством причин.
Важно найти, вскрыть эти причины, а для
этого надо знать ученика. Усвоение
одного и того же материала у каждого
ребенка происходит по-разному, а
следовательно, требует разных
педагогических условий в зависимости от
уровня и своеобразия развития ребенка. Опережение ребенком своего
возраста еще не дает надежных оснований
для суждения о его будущих возможностях.
Отсутствие же раннего развития не
исключает возможности последующего
подъема. Способности могут проявиться и
в более старшем возрасте. У некоторых
детей развитие совершается несколько
замедленно, растянуто, как бы исподволь,
происходит постепенное накопление
определенных достоинств интеллекта. В
старших классах такие ученики
неожиданно поражают учителей и
одноклассников резко возросшим уровнем
умственных возможностей. Таким образом, и дети, рано
обнаружившие способности, и дети, еще их
не проявившие, требуют большого к себе
внимания, индивидуального подхода со
стороны учителя. В начальной школе
центральной задачей является развитие
у всех детей общих способностей и
формирование интереса к учению вообще в
контексте ведущей в этом возрасте
учебной деятельности. Нетрудно
заметить, что самые разные школьные
предметы имеют много общего,
предъявляют ряд сходных требований к
особенностям мышления, внимания, памяти
ученика, к таким его свойствам, как
умственная активность,
любознательность. Вместе с тем
отдельные учебные предметы требуют для
своего овладения специальных свойств,
таких, как, например, фонетический слух
или пространственное воображение
и др. Общие способности являются не
только предпосылкой, но и результатом
всестороннего развития личности
ребенка. Специфические (или специальные)
способности детей проявляются тем ярче,
чем выше их общее умственное развитие. Интерес ребенка к тому или
иному предмету или к учению вообще
побуждает к соответствующей
деятельности. Между способностями и
интересом существует очень тесная связь.
Ведь, в сущности, мы хорошо слышим,
замечаем, понимаем то, что хотим слышать,
замечать, понимать. Сами дети отмечают,
что больших успехов они добиваются в тех
учебных предметах, к которым испытывают
интерес. Именно познавательные интересы
лежат в основе пытливости,
любознательности, желания проникнуть в
глубь изучаемого предмета, сопоставить
и сравнить его с другими учебными
предметами, сделать какие-то выводы,
поставить новые вопросы. Без
достаточного развития этих качеств ни о
каком развитии способностей, а
следовательно, и об успешном обучении
речи быть не может. Именно
познавательные интересы ребенка
определяют его активное отношение к
тому, что задает направленность и
уровень развития его способностей. Определенные интересы можно
обнаружить уже у первоклассников. Одни
больше любят математику («Когда
складываешь, отнимаешь, интересно, что
получается», «Мне в школе больше всего
нравится задачки решать, считать тоже
интересно»), другие - письмо («Очень
люблю слова писать: сначала буковка,
буковка, а потом вдруг слово получается»,
«Люблю уроки письма, очень хочется
скорее научиться писать, чтобы послать
длинное-длинное письмо папе»), третьи -
пение («Я петь сама еще плохо умею, а
уроки по пению очень-очень люблю»),
четвертые - рисование («Самое интересное
в школе - это рисование, я и дома все
время рисую»). Однако в начале школьного
обучения учебно-познавательные
интересы детей еще довольно неустойчивы,
нередко носят случайный, ситуативный
характер, часто -поверхностный. С
возрастом интересы становятся все более
содержательными, глубокими. Что лучше: когда ребенок
увлечен чем-то одним или когда у него
много увлечений - то одно, то другое, а то
и несколько сразу? Нельзя давать категорических
советов ограничивать или расширять
сферу интересов ребенка, не зная его
других В слишком ранней
специализации школьников заключена
явная опасность. Целый ряд учебных
предметов, которые могли бы увлечь
ребенка и к изучению которых у него,
возможно, есть хорошие данные, иногда в
таких случаях проходит мимо его
внимания. Надо помочь каждому младшему
школьнику избежать деления учебных
предметов на «главные» и «второстепенные».
Тем самым мы поможем ему правильнее
определить свое жизненное призвание,
так как у него будет более широкое поле
для приложения сил и проявления
способностей. Ошибкой было бы думать, пишет
Н.С. Лейтес, что индивидуальным
особенностям человека «полностью
соответствует только какая-то одна
определенная деятельность. Благодаря
общим умственным способностям каждый
может с успехом развиваться по многим
направлениям, получить удовлетворение в
ряде деятельностей». Д.Б. Эльконин, проводивший
исследование индивидуальных различий
подростков, писал: «Учащиеся, у которых
до 5 класса и в 5 классе возникли активные
познавательные интересы, обнаруживают в
усвоении школьных знаний и особенно в
сфере интересующих их занятий более
высокий уровень учебной деятельности по
сравнению с одноклассниками, у которых
такие интересы не сложились». Наличие или отсутствие
интересов важно не только само по себе,
но прежде всего как фактор формирования
личности. Интерес тесно связан с
успешностью учения. Быстро и легко
усваивая определенный учебный предмет,
ребенок получает удовлетворение. Успех
пробуждает желание больше и глубже
заниматься именно этим предметом, что, в
свою очередь, способствует развитию
способностей ребенка. Успех в значимой для ребенка
учебной деятельности способствует
развитию у него чувства личностного
достоинства, неуспех тормозит и
осложняет нормальный процесс
становления личности. У каждого ребенка свой
потенциал развития, надо помочь ему этот
потенциал почувствовать, осознать и
реализовать. При этом и учеба
приобретает для него личностный смысл и
не будет создавать особых проблем ни
ребенку, ни учителю, ни родителям. А.Н.
Леонтьев не случайно подчеркивал, что
способности человека к общественно-исторически
сложившимся формам деятельности, т.е.
специфические человеческие способности,
представляют собой подлинные
новообразования, формирующиеся в
индивидуальном развитии. Развитие способностей
младшего школьника требует
доброжелательности, терпения и веры в
способности ребенка со стороны
взрослого, что составляет основу
педагогического профессионализма. И
воспитатель, и учитель не вправе
объяснять неудачи своих воспитанников и
учеников их плохим умственным развитием,
так как оно само в значительной степени
определяется обучением, зависит от
особенностей его содержания и
организации. Л.Н. Толстой предупреждал: «Если
ученик в школе не научится сам ничего
творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать, так как
мало таких, которые бы, научившись
копировать, умели бы сделать
самостоятельные приложения этих
сведений». При решении проблемы
способностей учащихся надо учитывать и
то, как они сами себя оценивают.
Самооценка способностей учащихся в
процессе школьного обучения - это
осознание ими успешности в овладении
материалом того или иного учебного
предмета. В зависимости от того, считает
ли себя ребенок способным, у него
складывается определенное отношение к
себе: укрепляется или утрачивается вера
в свои возможности. А без уверенности в
своих силах ни о каком успешном учении
говорить не приходится. Поэтому знать,
как оценивают свои способности дети,
помогать им правильно определять свои
возможности очень важно для педагога. Учебная деятельность,
являясь ведущей в младшем школьном
возрасте, обеспечивает формирование и
развитие всех психических процессов и
психических свойств ребенка. Но не во
всякой учебной деятельности
развиваются дети, а только в той, которая
приносит удовлетворение, Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |