Тема 8. Индивидуально-психологические
свойства личности
Практика
Статья Ф. Д. Батюшкова «Творчество» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907). Статья
приведена с сохранением орфографии и
пунктуации оригинала. Творчество
— в прямом смысле есть созидание
нового. В таком значении это слово могло
бы быть применено ко всем процессам
органической и неорганической жизни,
ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и
все обновляющееся или вновь
зарождающееся в природе есть продукт
творческих сил. Но понятие творчества
предполагает личное начало — и
соответствующее ему слово
употребляется по преимуществу в
применении к деятельности человека. В
этом общепринятом смысле Т. — условный
термин для обозначения психического
акта, выражающегося в воплощении,
воспроизведении или комбинации данных
нашего сознания, в (относительно) новой и
оригинальной форме, в области
отвлеченной мысли, художественной и
практической деятельности (Т. научное, Т.
поэтическое, музыкальное, Т. в
изобразительных искусствах, Т.
администратора, полководца и т. п.).
Широкое значение, придаваемое термину,
едва ли не составляет отличительного
свойства русского языка. Др. греч. poihsiV
имело специальное применение к области
словесного. В зап. европейских яз.
сливаются термины Т. и творения,
созидания (creation, Schopfung), в различных
специальных приурочениях. Отчасти
понятию Т. отвечает нем. Schaffen (dichterisches Sch.),
франц. invention (не в смысле только
изобретения), genie createur и т. п. Термин invention
уже в лат. яз. (inventio) выражал понятие
сочинять, творить и в области риторики (трактат
Цицерона «De inventione») и в поэтиках
Возрождения оно имело специальное
значение — композиции, сочинения,
вымысла, прикрась («belle invenzioni» у Торквата
Тассо, «Discorsi dell'Arte роеtica»). Различение Т.
научного от Т. художественного и от Т. в
области жизненных отношений, т. е. то
различение деятельностей, которое может
быть усмотрено и в приемах, и в конечных
целях каждого вида Т., приводило
Аристотеля к различному обозначению 3
основных свойства разума:
созерцательного, действенного и
творческого в тесном смысле слова (Никомахова
Этика; ср. Em. Egger, «Essais
sur l'histoire de la critique chez les Grecs», 1887). Распространяя
значение творческого акта даже на
ремесла, — стало быть, при несколько
внешнем понимании термина, — Аристотель
все же дал прекрасную, хотя и не
исчерпывающую формулу художественного
Т., как способности обдуманного или
сознательного воплощения истинного, при
отожествлении истины и красоты. В
настоящее время принято различать
двоякого рода Т.: непроизвольное,
бессознательное, непосредственное — и
продуманное, сознательное,
художественное; первое характеризует по
преимуществу произведения первобытного,
народно-собирательного искусства, а
второе относится к области высшего
искусства, в котором непосредственность
вдохновения идет рука об руку с
размышлением и проверочной
аналитической работой. Народно-собирательное
Т. характеризуется также эпитетами
безличного и безыскусственного, в
противоположность Т. индивидуальному и
сознательному. Последний эпитет имеет
несколько условное значение и не
исключает непроизвольности и
непреднамеренности, составляющих
характерные особенности процессов
творчестве. Когда все предусмотрено и
предрешено заранее, тогда нет места для
творческой мысли и является то, что
принято называть сочинительством.
Впрочем, отношение сознания к
творческой работе мысли представляется
сложным и далеко еще не решенным
вопросом. В житейском смысле «сознание»
понимается по преимуществу как оценка
значения — и с этой точки зрения
Белинский, по прочтении «Бедных Людей»
Достоевского, мог выразить сомнение,
чтобы автор сам понимал то, что он создал.
С психологической точки зрения вне
нашего сознания нет высшей психической
жизни, а могут быть лишь психические
состояния; но в вопросе о сознательном
или бессознательном Т. имеется в виду
большая или меньшая координация
различных функций психического
организма человека. Затем вопрос
сводится к метафизической проблеме о
первоисточниках творческого
вдохновения. Различное отношение к этой
проблеме двух великих философов
древности, Платона и Аристотеля,
является характерным показателем двух
различных мнений о сущности Т., который
поддерживаются поныне представителями
разных миросозерцаний. Великолепное
описание поэтического экстаза, данное
Платоном в «Федре», в связи с теорией о
предсуществовании идей, со стремлением
души освободиться от оков плоти, чтобы
созерцать духовными очами вечную
красоту и истину — представляется
основой позднейших теорий о творческом
прозрении невидимого в мире реальных
отношений. К этому взгляду примыкают и
новейшие теории о Т. бессознательном или
интуитивном. Аристотель, останавливаясь
на определении искусства, как
подражании природе (определении, между
прочим, высказанном и Платоном),
является представителем более
реалистического понимания процессов Т.
С этой точки зрения Т. сводится к простой
комбинации данных нашего сознания,
восприятии внешнего мира. Взгляды на Т.,
в исторической преемственности
эстетических и философских учении,
разделяют судьбу этих учении и тесно
связаны с решением метафизических
проблем о красоте и истине; еще ближе
вопрос о Т. входит в круг задач
современной психологии, в связи с
проблемами о процессах мышления и
зарождении идей. Поэты и художники не
раз обращались сами к определению
сущности творческого акта (опыт
циркулярного опроса современных
писателей по этому вопросу см. в «Аnnee
psychologique», ч. 1); но в показаниях о
процессах Т. обыкновенно ускользает
самое главное, по-видимому неуловимое и
не поддающееся определению в
психическом аффекте, обусловливающий
творческий процесс. Историки и критики,
пытаясь проникнуть в тайники Т.,
обыкновенно ограничиваются (по
необходимости) собиранием и
сопоставлением внешних форм, в которые
последовательно выливались психические
состояния, предшествовавшие
окончательному воплощению творческого
замысла, разлагая последний на его
составные части и подвергая оценке
произведение в его целом. Если, по
проверке, всякое «новое слово»
художника и мыслителя имеет лишь
относительное значение и абсолютно
новое не представляется уделом
человеческого Т., если, с другой стороны,
в невыясненном еще окончательно вопросе
об отношении сознательной и
бессознательной душевной деятельности
первоисточник Т. характеризуется
бессознательностью и непроизвольностью,
то во всяком случае акт Т. есть процесс
прояснения нашего сознания, продукты Т.
— показатели расширение горизонта
сознания, и «новыми» они представляются,
прежде всего опять таки по отношению к
нашему сознанию. «Человеческий ум —
замечает Сеаль (Grabriel Seailles, «Essai sur le genie dans
l'art», П., 1897) — не есть простое зеркало,
отражающее природу... Он не получает
своих познаний, а приобретает их; не
подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas
ses connaissances, il les cree)». В этом смысле, Т. е. по
отношению к индивидуальному сознанию, Т.
вполне законно приобретает широкое
применение, и если Алексей Толстой — тот
из наших поэтов, который всего резче
высказался против придания слишком
безусловного значения художественному
Т., — возражал против мнения, что
художник — создатель своих творений, то
им же вполне верно сказано: Много в пространстве
невидимых
форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть
сочетаний
и
слова и света, Но передаст их лишь тот,
кто умеет
и видеть и слышать. В этом умении
воспринимать и в воплощении
воспринятого — основные атрибуты Т. Ф.
Батюшков. |