Вагнер Владимир Александрович
|
Вагнер Владимир Александрович
(1848-1934) — российский биолог и психолог,
основатель сравнительной психологии в
России. Вагнер разработал объективный
("биологический") метод
исследования поведения животных,
психику которых рассматривал как
продукт длительной эволюции.
Систематизировал огромный фактический
материал, связанный с изучением
инстинктов. Считал, что инстинктивные и
разумные формы поведения животных
восходят к рефлексам, но не могут быть к
ним сведены. Вагнер критиковал как "монизм
сверху" (антропоморфизм в
сравнительной психологии), так и "монизм
снизу" (утверждение, согласно
которому везде, от инфузорий до человека,
психика определяется автоматизмами).
Вагнер разрабатывал теорию флуктуации (колебания)
инстинктов, считая, что инстинкты
представляют собой неустойчивые и
колеблющиеся формы поведения. Основные
труды Вагнера: ("Биологические
основания сравнительной психологии",
1810-1913, (Возникновение и развитие
психических способностей", 1924-1929) и др.
|
Валлон
Анри
|
Валлон Анри (1879-1962) — французский
психолог, педагог. Наибольшую
известность приобрели его исследования
о связи действий с познанием ("От
действия к мысли", 1942), а также
предложенная им схема онтогенетических
стадий в развитии эмоциональных и
познавательных сфер личности.
|
Введенский
Александр Иванович
|
Введенский Александр Иванович
(1856-1925) — русский философ и психолог.
Развивал идеи кантианства, называя свою
философскую систему "логицизмом". В
работе "О пределах и признаках
одушевления" (1892) Введенский
утверждал, что чужая душевная жизнь
объективных признаков не имеет и потому
недоказуема и вместе с тем
неопровержима. Исходя из этого, в
сочинении "Психология без всякой
метафизики" (1914) критиковал
эмпирическую экспериментальную
психологию. Идеи Введенского оказали
заметное влияние на рефлексологию.
|
Вебер
Эрнст Генрих
|
Вебер
(Weber) Эрнст Генрих (1795-1878) —
немецкий анатом и физиолог, один из
основоположников научной психологии.
Иностранный член-корреспондент
Петербургской Академии Наук (1869).
Проводил исследования, прежде всего в
области физиологии органов чувств:
слуха, зрения, кожной чувствительности.
Исследовал эффект температурной
адаптации. Анализ осязания позволил ему
выделить три вида кожных ощущений:
ощущение давления и прикосновения,
температурные ощущения, ощущения
локализации. Разработал схему
экспериментального исследования
осязания, для чего сконструировал по
типу циркуля особый прибор ("эстезиометр",
или "циркуль Вебера"), при помощи
которого оценивал расстояние,
достаточное, чтобы два прикосновения к
поверхности кожи не сливались в одном
ощущении. В этих исследованиях Вебер
определил, что данное расстояние
различно для различных участков кожи (так
называемые "круги ощущения") и,
следовательно, кожа обладает разной
чувствительностью.
В 1834 г. провел исследования соотношений
ощущений и раздражителей, показавшие,
что новый раздражитель, чтобы он
воспринимался как отличающийся, должен
в действительности отличаться на
определенную величину от исходного, и
что эта величина представляет собой
постоянную пропорцию от исходного
раздражителя. Это было отражено им в
следующей формуле:
D*J/J = K
где J — исходный раздражитель, DJ —
отличие нового раздражителя от
исходного, К - константа, зависящая от
типа рецептора.
Так, чтобы два чистых звука
воспринимались как различные, новый
звук должен отличаться от исходного на
1/10 величины, новый вес— на 1/30, а для
световых раздражителей эта пропорция —
1/100. На основе данных исследований Г.
Фехнером была выведена формула
основного закона психофизики: ощущение
изменяется пропорционально логарифму
раздражителя.
|
Вертгеймер
Макс
|
Макс Вертгеймер (1880-1943) — немецкий
психолог, представитель
гешталътпсихологии. Выступал с критикой
ассоциативного направления в
психологии,
экспериментально доказав, что сознание
строится из целостных образов (гештальтов),
неразложимых на отдельные сенсорные
элементы. Согласно Вертгеймеру эти
образы являются первичными, имеют
особые характеристики и подчинены
законам, отличным от установленных для
простейших ощущений. Свойства частей
определяются структурой, и в которой они
могут вычленяться только искусственно.
Критику ассоциацизма Вертгеймер
сочетал с критикой физиологии,
исходящей из представления об отдельных
нервных элементах и связывающих их
путях. Этой физиологии он
противопоставил трактовку нервной
деятельности как целостной,
динамической структуры, подобной "полю".
|
Вудвортс
Роберт
|
Вудвортс Роберт - (1869-1962) —
американский психолог. Представитель
одного из направлений функциональной
психологии, названного динамической
психологией, согласно положению
Вудвортса о том, что важнейшая роль в
организации поведения принадлежит его
внутренним движущим силам (динамике
мотивов) ("Динамическая психология",
1918). Считал исходную формулу
бихевиоризма неполной, поскольку в нее
не включена в качестве опосредствующего
звена между внешним стимулом и внешней
реакцией такая детерминанта, как
организм, с присущими ему
мотивационными параметрами.
|
Вундт
Вильгельм
|
Вундт Вильгельм (1832-1920) — немецкий
психолог, физиолог, философ и языковед.
Выдвинул план разработки
физиологической психологии как особой
науки, использующей метод лабораторного
эксперимента для расчленения сознания
на элементы и выяснения закономерной
связи между ними ("Основания
физиологической психологии", 1880-1881).
Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире
психологическая лаборатория стала
международным центром
экспериментальной психологии; в ней
изучались ощущения, время реакции на
различные раздражители, ассоциации,
внимание, простейшие чувство человека.
Предметом психологии Вундт считал
непосредственный опыт — доступные
самонаблюдению явления или факты
сознания ("Введение в психологию",
1912). Согласно Вундту, высшие психические
процессы (речь, мышление, воля)
недоступны эксперименту, и потому они
должны изучаться культурно-историческим
методом. Вундт разделял идеи
психофизического параллелизма. В
области сознания, полагал он, действует
особая психическая причинность, а
поведение человека определяется
апперцепцией (восприятием, требующим
напряжения воли). Опыт психологического
истолкования мифа, религии, искусства и
других явлений культуры Вундт
предпринял в "Психологии народов"
(1900-1920).
|
Выготский
Лев Семенович
|
Выготский Лев Семенович (1886-1934) —
российский-совесткий психолог.
Разработал, ориентируясь на методологию
марксизма, учение о развитии
психических функций в процессе
опосредствованного общением освоения
индивидом ценностей культуры.
Культурные знаки (прежде всего знаки
языка) служат своего рода орудиями,
оперируя которыми субъект, воздействуя
на другого, формирует собственный
внутренний мир, основными единицами
которого являются значения (обобщения,
когнитивные компоненты сознания) и
смыслы (аффективно-мотивационные
компоненты).
Психические функции, данные природой
("натуральные"), преобразуются в
функции высшего уровня развития ("культурные").
Так, механическая память становится
логической, ассоциативное течение представлений —
целенаправленным мышлением или
творческим воображением, импульсивное
действие — произвольным и т. п. Все эти
внутренние процессы — продукт
интериоризации. "Всякая функция в
культурном развитии ребенка появляется
на сцену дважды, в двух планах, — сперва
социальном, потом — психологическом.
Сперва между людьми как категория
интерпсихическая, затем внутри ребенка
как категория интрапсихическая".
Зарождаясь в прямых социальных
контактах ребенка со взрослыми, высшие
функции затем "вращиваются" в его
сознание. "История развития высших
психических функций", 1931). На основе
этой идеи Выготским было создано новое
направление в детской психологии,
включающее положение о "зоне
ближайшего развития", оказавшее
большое влияние на современные
отечественные и зарубежные
экспериментальные исследования
развития поведения ребенка.
Принцип развития сочетался в концепции
Выготского с принципом системности. Он
разработал понятие о "психологических
системах", под которыми понимались
целостные образования в виде различных
форм межфункциональных связей (например,
связей между мышлением и памятью,
мышлением и речью). В построении этих
систем главная роль была придана
первоначально знаку, а затем —значению
как "клеточке", из которой
разрастается ткань человеческой
психики в отличие ее от психики животных.
Совместно с учениками Выготский
экспериментально проследил основные
стадии преобразования значений в
онтогенезе ("Мышление и речь", 1934),
предложил адекватную принципу развития
гипотезу о локализации психических
функций как структурных единиц
деятельности головного мозга. Идеи
Выготского оплодотворили не только
психологию и ее различные отрасли, но
также другие науки о человеке (дефектологию,
языкознание, психиатрию,
искусствознание, этнографию и др ).
|