Тема 1. Предмет и методы психологии
Теория
План
1. Понятие о предмете психологии 2. Особенности психологии как науки 3. Связь психологии с другими науками
Вопрос №2. Особенности психологии как науки
Психологии должно быть
отведено в системе наук совершенно особое место. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока
известно человечеству, о психике. Интересно, что с той же мысли
начинает свой трактат «О душе»
выдающийся древнегреческий философ
Аристотель (6 в. до н.э.). Он пишет, что среди
прочих знаний исследованию о душе
следует отвести одно из первых мест,
так как «оно — знание о наиболее
возвышенном и удивительном». Во-вторых, психология находится в особом
положении потому, что в ней можно сказать
сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуемся одним сравнением, предложенным Дубровиной И.В. Рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот наконец
приходит к нему и постепенно нарастает
совершенно особое ощущение — ощущение
собственного «Я». Где-то в подростковом
возрасте оно начинает приобретать
осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто
я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те
психические способности и функции,
которые до сих пор служили ребенку
средством для освоения внешнего мира —
физического и социального, обращаются
на познание самого себя; они сами
становятся предметом осмысления и
осознания. Точно такой же процесс можно
проследить в масштабе всего
человечества. В первобытном обществе
основные мысли людей уходили на борьбу
за существование, на освоение внешнего
мира. Люди добывали огонь, охотились на
диких животных, воевали с соседними
племенами, получали первые знания о
природе. Человечество того периода, подобно
младенцу, не помнит себя. Постепенно
росли силы и возможности человечества.
Благодаря своим психическим
способностям люди создали
материальную и духовную культуру;
появились письменность, искусства,
науки. И вот наступил момент, когда
человек задал себе вопросы: что это за
силы, которые дают ему возможность
творить, исследовать и подчинять себе
мир, какова природа его разума, каким
законам подчиняется его внутренняя,
душевная жизнь? Этот момент и был рождением
самосознания человечества, т.е.
рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло,
можно коротко выразить так: если раньше
мысль человека направлялась на внешний
мир, то теперь она обратилась на саму
себя. В-третьих, особенность
психологии заключается в её уникальных
практических следствиях. Практические результаты от развития
психологии должны стать не только
несоизмеримо значительнее результатов
любой другой науки, но и качественно
другими. Ведь познать нечто — значит овладеть
этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими
психическими процессами, функциями,
способностями — задача неизмеримо сложная. При этом надо особенно
подчеркнуть, что, познавая себя,
человек будет себя изменять. Психология уже сейчас накопила много
фактов, показывающих, как новое знание
человека о себе делает его другим:
меняет его отношения, цели, его
состояния и переживания. Если же снова
перейти к масштабу всего человечества,
то можно сказать, что психология — это
наука, не только познающая, но и конструирующая,
созидающая человека. И хотя это мнение не является сейчас
общепринятым, в последнее время всё больше говорят об этой особенности
психологии,
которая делает её наукой особого типа. Четвёртая особенность психологии состоит в том, что её появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. И последняя, пятая особенность заключается в пересечении научной и практической психологии. Любая наука имеет в качестве своей
основы некоторый житейский,
эмпирический опыт людей. Например,
физика опирается на приобретаемые нами
в повседневной жизни знания о движении
и падении тел, о трении и инерции, о
свете, звуке, теплоте и многом другом. Иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских
психологических знаний.
Об этом можно судить по
тому, что каждый человек в какой-то мере
может понять другого, повлиять
на его поведение, предсказать его
поступки, учесть его
индивидуальные особенности, помочь
ему и т.п. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие
писатели, а также некоторые представители
профессий, предполагающих постоянное
общение с людьми: педагоги, врачи,
священнослужители и др. Об этом уже упоминалось в первом вопросе, где
речь шла о предмете психологии. Ответим на вопрос: Чем же
отличаются житейские психологические
знания от научных? 1. Житейские психологические знания,
конкретны; они приурочены к конкретным
ситуациям, конкретным людям,
конкретным задачам. Говорят, водители такси — хорошие
психологи. Но в каком смысле, для
решения каких задач? Как мы знаем, часто
— довольно прагматических. Также
конкретные прагматические задачи
решает ребенок, ведя себя одним образом
с матерью, другим — с отцом, и
совсем иначе — с бабушкой. В каждом
конкретном случае он точно знает, как
надо себя вести, чтобы добиться
желаемой цели. Но вряд ли мы можем
ожидать от него такой же
проницательности в отношении чужих
бабушки или мамы. Итак, житейские
психологические знания
характеризуются конкретностью,
ограниченностью задач, ситуаций и лиц,
на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая
наука, стремится к обобщениям. Для
этого она использует научные понятия.
Отработка понятий — это одна из важнейших
функций науки. В научных понятиях
отражаются наиболее существенные
свойства предметов и явлений, общие
связи и соотношения. Научные понятия
чётко определяются, соотносятся друг с
другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению
понятия силы И. Ньютону удалось описать
с помощью трех законов механики тысячи
различных конкретных случаев движения
и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно
очень долго описывать человека,
перечисляя в житейских терминах его
качества, черты характера, поступки,
отношения с другими людьми. Научная же
психология ищет и находит такие
обобщающие понятия, которые не только
оптимизируют описания, но и за
множеством частностей позволяют
увидеть общие тенденции и
закономерности развития личности и её
индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность
научных психологических понятий: они
часто совпадают с житейскими по своей
внешней форме, т.е.
выражаются теми же словами. Однако
внутреннее содержание, значения этих
слов, как правило, различны. Житейские
термины обычно более расплывчаты и
многозначны. Однажды старшеклассников попросили
письменно ответить на вопрос: что такое
личность? Ответы оказались очень
разными, а один учащийся ответил так: «Это
то, что следует проверить по документам».
Понятно, что определение это
сильно расходится с тем, которые было
предложено школьником. 2. Житейские психологические
знания
носят интуитивный
характер. Это связано с особым способом
их получения: они приобретаются путем
практических проб и ошибок. Подобный способ отчетливо виден у детей, особенно из примера который
приведён выше. Их хорошая интуиция достигается путем ежедневных и
даже ежечасных испытаний, которым они
подвергают взрослых и о которых
последние не всегда догадываются. В отличие от этого научные
психологические знания рациональны
и вполне осознанны. Обычный путь
состоит в выдвижении словесно
формулируемых гипотез и проверке
логически вытекающих из них следствий.
3. Третье
отличие состоит в способах
передачи знаний и даже в самой возможности
их передачи. В сфере практической психологии такая возможность
весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих
особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и
интуитивного характера. Известный писатель Ф.М. Достоевский выразил свою
интуицию в написанных им произведениях — стали ли мы после их прочтения
столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от
старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень
незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз
в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому
новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому совершать
ошибки для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания
аккумулируются и передаются с большим,
если можно так выразиться, коэффициентом
полезного действия.. Дубровина И.В. приводит давнее сравнение представителей
науки с пигмеями, которые стоят на
плечах у великанов — выдающихся ученых
прошлого. Они, может быть, гораздо
меньше ростом, но видят дальше, чем
великаны, потому что стоят на их плечах.
Накопление и передача научных знаний
возможна благодаря тому, что эти знания
кристаллизуются в понятиях и законах.
Они фиксируются в научной литературе и
передаются с помощью вербальных
средств, т.е. речи и языка. 4. Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах
житейской и научной психологии. В житейской психологии человек
вынужден ограничиваться наблюдениями
и размышлениями. В научной психологии к
этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода
состоит в том, что исследователь не
ждёт стечения обстоятельств, в
результате которого возникает
интересующее его явление, а вызывает
это явление сам, создавая
соответствующие условия. Затем он
целенаправленно варьирует эти условия,
чтобы выявить закономерности, которым
данное явление подчиняется. С
введением в психологию
экспериментального метода психология
оформилась в самостоятельную науку. 5. Преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Другими словами структура современной научной психологии очень многомерна. Получаемый материал накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и других. Теперь, когда приведены доказательства
преимущества научной психологии перед житейской, логично поставить вопрос: а
какую позицию научные психологи должны
занять по отношению к носителям
житейской психологии? Развитие науки напоминает движение по
сложному лабиринту со многими
тупиковыми ходами. Чтобы выбрать
правильный путь, нужно иметь, как часто
говорят хорошую интуицию, а она
возникает только при тесном контакте с
жизнью.
Поэтому научный психолог должен быть
одновременно хорошим житейским
психологом. Иначе он не только будет
малополезен науке, но и не найдет себя в
своей профессии. Итак, научная психология, во-первых,
опирается на житейский
психологический опыт; во-вторых,
извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих,
на последнем этапе им проверяется. |