Тема 3.

Предмет и задачи практической психологии образования.

Деятельность и личность практического психолога

 

Дополнительная информация

 

Описание кабинета психолога детского сада для детей с нарушением  зрения Восточного учебного округа  г. Москвы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания и вопросы

Составить две клятвы: педагога и школьного психолога.

Примеры

Кодекс психолога в образовании.

Психолог должен:

• Держать в тайне сообщаемую ему тайную информацию;

• Использовать процедуры и техники не ущемляющие достоинства участников образовательного процесса;

• Предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе;

• Использовать свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он работает

• Всегда способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной своих достижений;

• Использовать техники, соответствующие реальности данного человека.

Клятва детского психолога

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идёт ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно доверяться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моём искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребёнке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

 

Задания из книги Сапоговой Е.Е.

Задачи по общей психологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.

 

1) Какие из перечисленных качеств и почему, на ваш взгляд, должны считаться профессионально значимыми качествами практического психолога?

Уверенность в себе, доброта, целеустремлённость, эмпатия, высокая эмоциональность, личностная стабильность, цельность, вдумчивость, рефлексивность, самопринятие, интуиция, познавательная активность, высокий интеллект, нравственность, внимательность, артистичность, трудолюбие, воля, высокая самооценка, сильный тип нервной системы, гуманность, агрессивность, креативность, красноречие, внушаемость, умение убеждать, обаяние, авторитарность, чувство юмора, консерватизм.

 

2) Определите, какие из реплик психолога способствуют структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какие – препятствуют и почему.

1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.

2. Расскажите о нём подробнее…

3. Кто для вас этот человек?

4. Не вижу ничего необычного в ваших словах.

5. Да, это уже давно известно было Фрейду…

6. Говорите, говорите, это пойдёт вам на пользу.

7. Я слушаю вас (По Г.С. Абрамовой)

 

3) Из перечисленных ниже ролей психолога-консультанта выделите наиболее эффективные и профессиональные.

Терпеливый слушатель; «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; духовный наставник; собеседник; советник; «второе Я» клиента.

 

4) Одной из особенностей психологии является её практическая значимость. Определите, какие из этих выражений несут психологическую информацию, а какие – нет и почему.

1. Сегодня он купил себе новые чёрные ботинки. (-)

2. Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос. (+)

3. Она живёт по старому адресу. (-)

4. У него очень рано появились морщины на лбу. (+)

5. Обаянию этого человека нельзя не поддаться. (+)

6. Он каждый день выглядит по-разному. (+)