|
Тема 3. |
|
Предмет и задачи практической психологии образования.
Деятельность и личность практического психолога
Содержание
1. Предмет, задачи и цель психологической службы в школе
2. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом
3. Кабинет психолога и организация рабочего места
4. Деятельность и личность практического психолога
1. Предмет, задачи и цель психологической службы образования
Существует много разных определений психологической службы образования., но единого, общепризнанного, нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой все еще молодую и интенсивно развивающуюся в последнее время практическую ветвь психологической науки.
Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования. Одна из задач здесь — научное обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.
Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых — работать с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем.
Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов.
Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Конечно, здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей — проблема комплексная и многоаспектная. Она привлекала и привлекает внимание исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, философов, социологов, экологов, педагогов, психологов, физиологов и др.
Существуют разные подходы к пониманию и решению этой проблемы.
Сам термин психическое здоровье неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается безусловно. Этот факт давно уже нашел отражение в народном фольклоре, например в пословице: «В здоровом теле — здоровый дух».
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.
Существует ещё один термин: психологическое здоровье. Если термин «психическое здоровье», с нашей точки зрения, имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.
Основные задачи психологической службы образования:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так а их родителям, воспитателям, учителям.
Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
В деятельности психологической службы образования можно выделить два направления — актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, лицеях, интернатах и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, воспитателям, учителям, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога - анализ психологических условий развития способностей всех и каждого.
Структура психологической службы образования включает 3 звена: практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы. Центр (городской, региональный) психологической службы.
Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению уровня их психологических знаний.
Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских центрах (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
Центр психологической службы образования — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.
2. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом
Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера познакомимся с опытом школьной психологии ряда стран.
Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 80-х гг. XIX в. и в настоящее время является одним из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования.
Основными функциями школьной психологической службы в США стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей — отбор детей для обучения по специальным программам.
Сегодня выделяется несколько уровней функционирования психологической службы.
1. Производится главным образом тестирование с целью классификации учащихся для специального обучения.
2. Работа направлена как на тех учащихся, которым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.
3. Прямая психологическая помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.
В 80-х гг. в США была создана «Национальная ассоциация школьных психологов».
Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфред Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 г.
В 1905 г. Министерство образования Франции обратилось к А. Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине— Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития.
В 1951 г. Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Но в силу изменения политики в образовании деятельность психологической службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.
В 1960 г. открылись четыре психологических центра — в Париже, Бордо, Гренобле и Безонсоне. Однако начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из специалистов по школьной психологии, психологии обучения, психомоторному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000 учащихся и, хотя территориально располагается в какой-то одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ.
Определенный опыт организации и деятельности школьной психологической службы накоплен и в странах Восточной Европы. В них функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций. Эта служба — неотъемлемая составная часть системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX — XX вв. и связаны с так называемой педологией. Педологией назывался междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка. Этот подход внес много полезного в исследование детей (особенно в области их психодиагностики). Отметим лишь, что предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии, определен не был и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. Кроме того, в 30-е гг. педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей.
Огульная и резкая критика педологии в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педологией.
С начала 80-х гг. происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.
В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во всех учебно-воспитательных учреждениях страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.
Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 г. Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов страны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития.
3. Кабинет психолога и организация рабочего места
Кабинет психолога — это рабочее место специалиста, выполняющего сложную и разностороннюю деятельность, отвечающую определенным целям и задачам. Помещение, в котором работает психолог, должно быть организовано и оснащено таким образом, чтобы обеспечить ему эффективное исполнение профессиональной деятельности.
Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным с учительской комнатой, кабинетом завуча и пр.). Помимо территориальной, важна также достаточная звуковая изоляция.
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
1. Зона ожидания приема. Эта часть кабинета выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к психологу дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания.
2. Зона диагностической работы. Данная часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь ничто не должно отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Диагностические материалы, необходимые психологу для работы, должны быть систематизированы и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно воспользоваться.
3. Зона коррекционно-развивающей работы. Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, мольберт и пр.
Для проведения игровых занятий, сказкотерапии и др., в ходе которых предполагается свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т. д.)
4. Зона консультативной работы. Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах.
5. Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых (учителей, воспитателей). Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки — все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
6. Личная зона психолога. В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследований, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
В соответствии с такой организацией психологического кабинета целесообразно, если это возможно, выделить для него помещение, состоящее из нескольких комнат.
Оформление кабинета. В психологическом кабинете огромную функциональную нагрузку приобретает интерьер, подбор которого — специальная дизайнерская задача. Общим правилом оформления помещений, используемых для психологической работы, является создание спокойной, ненавязчивой, неподавляющей, неотвлекающей обстановки.
Общим ориентиром могут служить следующие рекомендации:
— в психологическом кабинете для окрашивания потолка рекомендуется голубой цвет, возможен подвесной светящийся потолок;
— стены светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах — светло-голубые тона), возможна обивка стен драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;
— в оформлении кабинета желательно использовать элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого, декоративно-художественные композиции из комнатных растений);
— полы со звукоизоляционным слоем: рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета или других природных цветов (однотонные или в сочетании: песочный, темно-бежевый и т. п.);
— желательно использовать двойные двери или двери с тамбуром;
— окна при необходимости (просмотр видеозаписей, слайдов) должны завешиваться шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что создает зрительное увеличение комнаты;
— расположенные в кабинете кресла должны быть мягкими или полумягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации — с подголовниками или высокими спинками.
В помещениях для психологической работы не рекомендуется.
— использовать блестящие поверхности;
— использовать лампы накаливания (люминесцентные лампы почти не искажают цвет, тогда как излучение ламп накаливания насыщено теплыми тонами, из-за отсутствия в спектре ламп накаливания синего и фиолетового излучения холодные тона окружающей обстановки выглядят серыми и грязными);
— цветовая подсветка не должна быть яркой и мелькающей;
— не рекомендуется одновременное использование всех компонентов ландшафте- и фитотерапии, их расположение необходимо продумать таким образом, чтобы они не отвлекали.
Рабочее место современного специалиста немыслимо без соответствующего технического оснащения: ксерокс, система звуко и видео записи, компьютер. Оно позволяет экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных и т. д.
Кабинет психолога при любой его организации независимо от размера помещения и меры материально-технического оснащения (напомним известную поговорку: «Не место красит человека, а человек место») является своеобразным «лицом» работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность психолога как профессионала и как личности.
4. Деятельность и личность практического психолога
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Психологическое просвещение - это деятельность школьного психолога, направленная на приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Психопрофилактика - малоразработанный вид деятельности практического психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическое консультирование - существенное направление работы практического психолога, направленное на решение конкретной проблемы ребёнка или взрослого.
Психодиагностика - деятельность практического психолога по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований.
Психокоррекция - это деятельность практического психолога, включающая в себя систему мероприятий, направленных на исправление недостатков в психике и/или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Дубровина выделяет два принципа деятельности школьного психолога: принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности и принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства — родителями, воспитателями, педагогами, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.
Существует ряд правил, которых важно придерживаться практическому психологу (правила эти основаны на социально-правовых и этических нормах). Назовем их «заповедями»:
1. В основе работы психолога должен лежать принцип «Не навреди!»
Помимо сознания психолог проникает в подсознание клиента, а там могут обнаружиться страхи, пороки, страсти. Непрофессиональное использование подобной информации может привести к еще большему психологическому кризису. Вот почему психолог-практик, как и священник, несет большую ответственность. Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психическому состоянию и даже жизни конкретного человека, семьи, коллектива.
2. Никогда не используйте в корыстных или иных целях информацию, полученную от клиента.
Профессиональная тайна — неотъемлемый элемент деятельности многих специалистов: врачей, юристов, психологов, всех тех, кому приходится работать с людьми. Для профессионала дело клиента — его дело, поэтому необходим строгий контроль над полученной информацией, вплоть до применения кодирования.
3. Не советуйте! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
Сократ в тех случаях, когда с ним советовались, отвечал: «Поступай, как знаешь, все равно потом раскаешься».
Давая советы, вы наживаете себе врага. В том случае, если совет придется не по душе, клиент пойдет советоваться с кем-нибудь другим, который скажет ему то, что соответствует его тайным и неосознаваемым желаниям. В случае же, когда совет примут — это будет прекрасным поводом при неудаче снять с себя ответственность. «Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем лучше совет, тем мощнее враг» (М.Е. Литвак).
4. Не предлагайте свои услуги, ждите, когда об этом попросят.
Лезть в чужую душу без спроса не только неэтично, но и опасно. В случае, если услуги окажутся бесполезными, это вызовет неприязнь. Не рассчитывай на благодарность и в случае, если твои услуги принесут большую пользу! Предлагая свои услуги, вы рискуете попасть в Треугольник судьбы: Преследователь — Избавитель — Жертва. И из Избавителя очень скоро перейдете в роль Жертвы, потому что Избавитель принимает на себя ответственность за судьбу Жертвы, которой не в состоянии управлять. Надо сказать, что Треугольник судьбы — весьма неприятная штука, и выбраться из него гораздо труднее, чем попасть туда.
5. Делайте выводы и выбирайте методы работы, не противореча научным данным!
Все результаты работы психолога должны быть научно обоснованы, всесторонне взвешены. А без фундаментальных знаний, в том числе без знаний психических процессов, темперамента, акцентуации, межличностных отношений и т. д., психолог-практик может своим дилетантством только усилить неврозы, страхи и другие нежелательные состояния.
6. Профессионально растите!
Жизнь идет вперед, и если вы хотите быть успешным в своей профессии, овладевайте новейшими технологиями, постоянно обновляйте средства и методы работы.
7. Ориентируйтесь в своей работе на ценность другого человека.
Это поможет относиться к своей профессии как к одному из немногих видов социальной активности. Психолог-практик как профессионал выполняет важнейшую социальную задачу — создает обобщенный образ другого человека — счастливого, творческого, уверенного в себе, терпимого.
Психолог — тоже человек. И чем ярче его индивидуальность, тем выше его профессиональное мастерство.
Известно, что в настоящее время эта подготовка не унифицирована, ее содержание и уровень отличаются в зависимости от того, где происходит обучение и кто учит психологов. Специфика и сложность этой подготовки состоят в том, что специалисты должны не только иметь глубокие знания психологии и смежных с ней научных дисциплин, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в различного типа школах.
Во-вторых, эффективность работы связана с уровнем и направленностью общего развития психолога, с его личностными особенностями, с его включенностью в современную общественную жизнь, многообразную культуру, эпоху, с его способностью ориентироваться в ней.
Так же с особенностями личной жизни психолога: насколько благополучна его собственная жизнь — присутствуют ли в ней любовь, взаимопонимание с близкими людьми, приемлемая материальная обеспеченность, необходимая бытовая обустроенность и пр.
Практический психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам и пониманию нравственной сути своей профессиональной деятельности.
А суть эта очень проста — не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя.
Работа в системе психологической службы предъявляет очень высокие требования к уму человека. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Практическому психологу недостаточно только природной силы ума — ему необходим большой запас знаний, а также высота и разносторонняя культура мысли.
Различают ум теоретический и практический. Он по-разному связан с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба. Работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей и принципов развития, организации и пр. Какое же сложное и оригинальное мышление формируется у практического психолога, который сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению нового знания о ребенке, а практика в том, что он применяет эти знания к решению повседневных детских и школьных проблем. Именно на этой основе психолог производит сложнейшую интеллектуальную операцию — интерпретацию.
От уровня развития и глубины ума человека зависит его умение предвидеть последствия своих действий, поступков, слов и отношений. Важным качеством ума является способность предвидения. Развитие именно этого качества позволяет человеку продуктивно выполнять функцию управления деятельностью, особенно если в эту деятельность включено много людей.
Практического психолога образования профессионально его отличают следующие личностные особенности:
— широта интересов и независимость взглядов;
— готовность к контактам и умение их поддерживать;
— умение эмоционально притягивать к себе людей;
— стремление к познанию себя и других;
— способность сохранять эмоциональное самообладание при общении;
— осознание границ своей профессиональной компетенции;
— повышенное чувство ответственности за свои действия, слова;
— способность предвидеть, какого рода последствия повлечет за собой отдельный поступок или поведение в целом.
Таким образом, к профессионально необходимых качествах психолога-практика относятся:
• общительность;
• эмоциональная сдержанность;
• гибкость поведения;
• деликатность;
• умение выдержать до конца свою линию поведения;
• обладание общекультурными знаниями.
1. Общительность и контактность проявляются во внимательном отношении к собеседнику, способности следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Это своеобразное «видение мыслей» и чувств клиента. Состояние собеседника нужно воспринимать без суетливости, даже если он нервничает, плачет, проявляет застенчивость.
2. Эмоциональная сдержанность психолога успокоит клиента, поможет избежать резких оценок поведения и качеств клиента. Человек, обращаясь к психологу, рассчитывает на понимание, сам же может позволить себе хотя бы с психологом несдержанность в оценках, которую он, возможно, скрывает дома, на работе. Психолог должен быть готов практически к любому поведению собеседника. Для профессионала не может быть хороших и плохих клиентов, нет добрых и злых, глупых и умных. Нет, конечно же, они, что называется, не на одно лицо. Но при таких установках проще сохранять сдержанность.
3. Очень важно уметь выдержать до конца свою линию поведения, это качество необходимо в случаях, когда собеседник нервничает, переключается с одной темы на другую. Психологу важно вовремя возвращать беседу к главной проблеме, заявленной клиентом или выявленной самим психологом. Следование же за потоком мыслей и чувств собеседника может завести в тупик.
4. Гибкость поведения психолога состоит в том, что он легко переключается с одной темы на другую, выходит из возможных затруднений в ходе беседы. Очень хорошо работает прием противоречий, когда консультант высказывает мнение, прямо противоположное мнению клиента или даже тому, которое он сам недавно высказал. Это помогает собеседнику увидеть ситуацию в другом свете, сдвинуться с мертвой точки.
5. Деликатность в работе психолога-практика просто необходима. Деликатность — это, прежде всего, уважение к собеседнику, признание его прав на свободу мыслей, поведения. А. П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентного человека. Иногда, чувствуя, что излияние может повредить клиенту, необходимо тактично прекратить беседу на эту тему. Случается так, что разговора на некоторые темы следует избегать до тех пор, пока собеседник сам не начнет открытое обсуждение. Задача психолога — расположить к себе клиента так, чтобы он стремился к доверительному общению, постепенно затрагивая новые и новые темы.
6. Психологу-практику необходимо обладать общекультурными знаниями. Он должен знать лучшие образцы культурного наследия (классическую и современную литературу, философию, музыку, изобразительное искусство и многое другое). Эти знания дают возможность найти общую тему для разговора, а многие психотерапевтические методики прямо опираются на эти области человеческой культуры (кинотерапия, библиотерапия и др.). Значительно расширяет кругозор и позволяет поддерживать многочисленные и разнообразные контакты с людьми чтение периодической печати.