Тема 7. Эмоционально-волевая сфера
Практика
Особенности
эмоциональной сферы младших школьников Эмоциональное развитие
ребенка происходит постепенно в общении
с окружающими людьми и в процессе
различных видов деятельности - игры,
учения, труда. Расширение
эмоционального опыта ребенка, его
глубина и модальность в значительной
степени определяют направленность
развивающейся личности. Эмоциональную жизнь младшего
школьника формируют взаимоотношения с
учителем, процесс учения, отношения в
семье с родителями, коллектив класса -
отношения с одноклассниками и положение
в коллективе. Младших школьников отличают
высокая эмоциональная
впечатлительность, отзывчивость на все
яркое, необычное. Монотонные, скучные
занятия резко снижают познавательный
интерес в этом возрасте и порождают
отрицательное отношение к учению.
Огромное место в сознании младшего
школьника занимает учитель. Его
отношение к ребенку, его оценки, его
высказывания, пожелания и требования
определяют в большой степени и
самочувствие ребенка, и его настроение,
и особенности формирующейся самооценки.
У младших школьников - Исследования психологов
показали, что уже у первоклассников
складывается особое отношение к учителю,
которое переживается весьма остро:
положительное, когда ребенок принимает
личность учителя, проявляя
доброжелательность, открытость в
общении с ним; отрицательное, когда он не
принимает учителя, ведет себя
агрессивно, грубо или замкнуто;
конфликтное, при котором у детей
возникает противоречие между
неприятием личности учителя и скрытым,
но острым интересом к его личности. Положительное отношение,
доверие к учителю создают благоприятный
эмоциональный фон учения и вызывают
желание заниматься учебной
деятельностью, способствуют
формированию познавательного мотива,
отрицательное отношение препятствует
этому. В младших классах школы
отрицательное отношение к учителю
встречается довольно редко, а
конфликтное - весьма часто. При конфликтном отношении у
детей задерживается формирование
познавательной мотивации, так как
потребность в доверительном общении с
учителем сочетается у них с недоверием к
нему самому, а следовательно, и к той
деятельности, которой он занимается, в
отдельных случаях - со страхом перед
учителем. Такие дети часто замкнуты,
ранимы или, наоборот, равнодушны,
невосприимчивы к указаниям учителя,
безынициативны. В общении с учителем они
проявляют вынужденную покорность,
смирение, порой стремление
приспособиться. Обычно дети не осознают
причины собственных переживаний,
неустроенности, огорчений, к сожалению,
подчас не понимают ее и взрослые.
Первоклассники из-за недостаточного
жизненного опыта склонны
преувеличивать и глубоко переживать
кажущуюся им строгость со стороны
учителя. Сложившаяся ситуация нередко
недооценивается учителями на самом
начальном этапе обучения. Между тем это
чрезвычайно важно: в последующих
классах отрицательные эмоции могут
закрепиться и перенестись на учебную
деятельность в целом, на
взаимоотношения с учителями и
одноклассниками, что может привести к
серьезным нарушениям в психическом и
личностном развитии школьников.
Возникающие познавательные потребности развиваются лишь тогда,
когда деятельность приносит
удовольствие и удовлетворение, т.е. если
она удается ребенку и он чувствует себя
нужным и любимым как в своей семье, так и
в школе. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |