Тема 7. Эмоционально-волевая сфера. Практика.

Тема 7. Эмоционально-волевая сфера

Практика

Примеры из практики и дополнительная информация по теме 

Практические задания и контрольные вопросы

      Особенности эмоциональной сферы младших школьников

    И. Изард Теория дифференциальных эмоций

      Уильям Джеймс Эмоция

      А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции

      Понятие воли (А.А. Столяров, В. С. Соловьев)

      Развитие воли у  младших школьников

      Понятие стресса

    

1. Что такое эмоциональная сфера психики человека?

 

2. Попробуйте определить основной тон своих эмоциональных состояний.

 

3. Какие научные основания позволили К.Д. Ушинскому сказать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о своем сердце и о своем отношении к друзьям» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 2 т. - М., 1953. - Т.1. - С. 390).

 

4. Напишите небольшую работу на одну из двух тем: «Что такое радость умственного труда младшего школьника?», «Как ввести ребенка в мир сложных человеческих чувств?»

 

5. Проанализируйте приведенный ниже отрывок из повести Н. Носова и ответьте на следующие вопросы:

- Правильно ли понимает Витя, что такое воля?

- Какова роль интереса в мобилизации произвольной активности мальчика?

- Что бы вы сделали, чтобы помочь Вите в развитии его воли?

 

6. Какова роль общего развития человека в волевой регуляции его поведения и деятельности?

 

7. В чем заключается роль дополнительных мотивов и понимания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения?

 

8. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте развития волевой регуляции школьников?