Тема 7. Эмоционально-волевая сфера
Практика
Отрывок из повести Н. Носова «Самое главное, подумал я, это
режим. Спать буду ложиться пораньше.
Вставать тоже буду пораньше и повторять
перед школой уроки. После школы буду
играть часа полтора в футбол, а потом на
свежую голову буду делать уроки. Так, значит, я подумал и пошел
играть в футбол, перед тем, как делать
уроки. Я твердо решил играть не больше
чем полтора часа, от силы - два, но как
только я попал на футбольное поле, у меня
все из головы вылетело и я очнулся, когда
уже совсем наступил вечер. Уроки я опять
стал делать поздно, когда голова уже
плохо соображала, и дал сам себе
обещание, что на следующий день не буду
так долго играть. Но на следующий день
повторилась та же история. Пока мы
играли, я все время думал: "Вот забьем
еще один гол, и я пойду домой", - но
почему-то так получалось, что, когда мы
забивали гол, я решал, что пойду домой,
когда мы еще один гол забьем. Так и
тянулось до самого вечера. Тогда я
сказал сам себе: "Стоп. У меня что-то не
получается!" И стал думать, почему же у
меня так получается. Вот я думал, думал, и
наконец мне стало ясно, что у меня совсем
нет воли. Т.е. у меня воля есть, только она
не сильная, а совсем-совсем слабенькая
воля. Если мне надо что-нибудь делать, то
я никак не могу заставить себя это
делать, а если мне не надо чего-нибудь
делать, то я никак не могу заставить себя
этого не делать. Вот, например, если я начну
читать какую-нибудь интересную книжку,
то читаю и читаю и никак не могу
оторваться. Мне, например, надо делать
уроки или пора уже ложиться спать, а я
все читаю... И вот то же самое с этим
футболом. Не хватает у меня силы воли
кончить вовремя игру, да и только! Когда я все это обдумал, то
даже сам удивился. Я воображал, будто я
человек с очень сильной волей и твердым
характером, а оказалось, что я человек
безвольный, слабохарактерный. Я решил,
что мне надо развивать сильную волю. Что
нужно делать для этого? Для этого я буду
делать не то, что хочется, а то, чего
вовсе не хочется. Не хочется утром
делать зарядку - а я буду делать. Хочется
идти играть в футбол - а я не пойду.
Хочется почитать интересную книжку - а я
не стану. Решил начать сразу, с этого же
дня... Наутро я встал - мне очень не
хотелось делать зарядку, - но я все-таки
сделал, потом пошел под кран обливаться
холодной водой, потому что обливаться
мне тоже не хотелось. Потом позавтракал
и пошел в школу. В этот день я решил в футбол
не играть, а просто отдохнуть часика
полтора и тогда уже взяться за уроки. И
вот после обеда я стал отдыхать. Но как
отдыхать? Просто так отдыхать ведь не
станешь. Отдых - это игра или какое-нибудь
интересное занятие. "Чем же заняться? -думаю
я. - Во что поиграть?" Потом думаю: Иду я по улице и вдруг думаю:
"Стоп! Что же это я делаю? Раз мне
хочется играть в футбол, то не нужно.
Разве так воспитывают сильную волю?" Я
тут же хотел вернуться назад, но подумал:
„Пойду и посмотрю, как ребята играют, а
сам играть не буду". Пришел, смотрю, а
там уже игра в самом разгаре. Шишкин
увидел меня, кричит: "Где же ты ходишь?
Нам уже десять голов насажали! Скорей
выручай!" И тут уж я сам не заметил, как
ввязался в игру. Домой снова вернулся
поздно и думаю: "Эх, безвольный я
человек! С утра так хорошо начал, а потом
из-за этого футбола все испортил!"» |