Тема 7. Эмоционально-волевая сфера
Практика
Развитие
воли у младших школьников Воля воспитывается в
условиях реальной жизни человека, и
начинается этот процесс с момента
нашего рождения. Развитие воли ребенка
связано с выполнением требований
взрослых, за которыми стоят потребности
и нормы общества. Чем выше уровень
требований и большая четкость и
постоянство их предъявлений - в пределах
возрастных и индивидуальных
возможностей человека, конечно, - тем
значительнее и надежнее результаты
воспитания. Поступление ребенка в школу -
важный этап развития произвольного
поведения и воли. Волевое поведение
школьника развивается в значительной
степени под влиянием Произвольное поведение в
учебной деятельности не должно
формироваться только на основе
требований взрослых, оно должно быть
мотивировано самой учебной
деятельностью. Эта учебная деятельность
с самого начала обучения ребенка в школе
должна приобрести для него личностный
смысл: она должна быть для него
интересной и он должен понимать, зачем
ему лично это все нужно. Известно, что волевое
действие осуществляется по
собственному решению человека, оно
является осознанным, намеренным и
целенаправленным. Младшему школьнику
нередко недостает понимания цели его
учебной деятельности, поэтому она мало
мотивирована и выполняется не на основе
его намерения, а по велению,
волеизъявлению взрослого, который,
конечно, понимает смысл учения, но
учится то не он, а ребенок. Конечно, воля связана с
преодолением препятствий и трудностей,
но ради чего эти препятствия нужно
преодолевать - чтобы выполнить указание
взрослого, его требование или чтобы
решить интересную задачу, научиться
писать, читать. Трудности, которые
неизбежны в учебной, как и в любой другой,
деятельности, должны обернуться для
младшего школьника личностно значимой
для него стороной; преодолевая их, он
должен чувствовать себя сильнее, умнее,
значительнее, интереснее, взрослее.
Такое преодоление трудностей будет
способствовать формированию позитивной
самооценки и развитию чувства
собственного достоинства: я учусь,
потому что сам хочу учиться, а не учусь
потому, что меня заставляют, от меня
этого требуют. Но чтобы воспитать такую
внутреннюю позицию школьника, взрослым
нужно набраться большого терпения, а
главное, испытывать желание.
Руководство взрослых необходимо Детские
писатели прекрасно знают психологию
детей, для которых и о которых они пишут.
Так, Н. Носов в повести «Витя Малеев в
школе и дома» показал, какая путаница в
представлениях о воле происходит у
младших школьников: они очень хотят
стать волевыми, но не знают, как это
сделать. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |