Тема 3. Мозг и психика. Возникновение и характеристика сознания
Практика
Примеры из практики и дополнительная информация по теме |
Практические задания и контрольные вопросы |
|
1.
Какой физиологический механизм лежит в
основе описываемого Л.Н. Толстым
состояния Пьера Безухова, одного из
героев романа «Война и мир»? В эпизоде
Пьер следует за генералом и напряженно
думает о нем. «Он не слыхал звуков пуль,
визжавших со всех сторон, и снарядов,
перелетавших через него, не видал
неприятеля, бывшего на той стороне
реки, и долго не видал убитых и раненых,
хотя многие падали недалеко от него» (Толстой
Л.Н. Война и мир//Собр. соч.: В 20 т. - Т.6. - М.,
1962. - С. 260-261).
2. Нередко
учителя и родители жалуются, что
ученики 1 класса не могут организовать
себя, часто отвлекаются, не могут
составить план ответа. С какими
особенностями созревания мозга это
связано? Что следует делать в таких
ситуациях?
3.
Объясните словосочетания: «слова бьют»,
«слова ранят». Насколько они
справедливы? Какой психологический
механизм здесь действует?
4.
Проанализируйте результаты
исследования, проведенного
английскими исследователями М. Прингл
и В. Бейслоу. Они изучали особенности
психического развития детей 8, 11 и 14 лет,
которые с рождения воспитывались в
приюте. По результатам исследований
дети разделились на две неравные
группы. В первую группу попали 70 % детей,
которые сильно отставали в развитии,
имели серьезные эмоциональные и
личностные нарушения. Во вторую - 30 %
детей, по уровню своего психического
развития не отличавшихся от своих
сверстников, воспитывающихся в семье.
Оказалось, что дети второй группы,
несмотря на долгое пребывание в приюте,
были любимы, ценились кем-то из
взрослых помимо работников приюта. Они
имели родственников и опекунов. Дети,
принадлежащие к первой группе, таких
отношений не имели.
5.
Проанализируйте случай, описанный в
психологической литературе. Почему
девочки не смогли достичь нормального
уровня развития? В 1920 г. в
Индии были найдены две девочки: Камала,
ее возраст был примерно 8 лет, и Амала -
1,5 года. Когда их нашли, девочки вели
себя, как волчата. Они быстро и ловко
передвигались на четырех конечностях,
могли есть только молоко и мясо. Прежде
чем взять в рот пишу, они тщательно
обнюхивали ее. Запах свежего мяса они
различали на расстоянии до 70 метров.
Они боялись огня, не любили солнечный
свет. Предпочитали темноту, ночью часто
пытались выйти наружу. Они никогда не
смеялись. Единственным звуком, который
они издавали, был громкий
вой. Девочки не могли играть с детьми.
Они играли только друг с другом, со
щенками, цыплятами и домашней молодой
гиеной. Девочки
попали в приют для сирот, где с ними
занимались опытные педагоги. К
сожалению, Амала очень быстро умерла.
Камала к 14 годам научилась произносить
30 слов, понимать простые слова,
обращенные к ней.
6.
Какие формы поведения животных
описывают эти отрывки: По
наблюдениям французского биолога
Фабра, оса-сфекс, протыкая жалом три
ганглии (скопление
нервных клеток, волокон и
сопровождающей их ткани) у сверчка, парализуют его, а
затем втаскивает в норку. Личинка осы
питается таким парализованным, но еще
живым сверчком. Фабр пишет, что
точность, с которой осы находит ганглии
такова, что кажется, что они знакомы с
анатомией насекомых. Но если
парализованному сверчку обрезать
усики, то оса оказывается совершенно
беспомощной и не делает никаких
попыток втащить его в норку. Австрийский
этолог, специалист по изучению
поведения животных К. Лоренц описывает
поведение ручных галок: «Однажды
вечером, в спустившихся сумерках я
возвращался домой после купания в
Дунае и по привычке поторопился на
чердак, чтобы созвать галок и запереть
их на ночь. Встав на водосточный желоб,
я вдруг почувствовал что-то мокрое и
холодное в кармане брюк, куда я в спешке
сунул свои черные плавки. Я вытащил их -
и в следующий момент был окружен
плотным облаком свирепых скрежещущих
галок, которые обрушили град страшных
ударов на мою руку, нарушившую закон. С
другой стороны, ручные галки никогда не
испускают скрежещущего звука и не
нападают на вас, если вы держите в руках
одного из их птенцов, который пока еще
голый и, следовательно, не выглядит
черным» (Лоренц К. Кольцо царя
Соломона. - М., 1970. - С. 155-156). Молодой
крысе, выросшей в лаборатории и не
имевшей доступа к материалам,
необходимым для постройки норы, перед
тем, как она должна была родить, дали
эти материалы. Крыса не сумела ими
воспользоваться и казалась
неспособной к проявлению необходимой
заботы о детенышах.
7.
Понаблюдайте за вашими домашними
животными или домашними животными
ваших знакомых. Какие
формы их поведения вы отнесли бы к
инстинктивным, какие, по вашему мнению,
находятся на стадии навыка? Какие, по
вашему мнению, можно охарактеризовать,
как интеллектуальное поведение? Почему?
8. Можно ли
закономерности психики, выявленные в
экспериментах на животных, переносить
на человека. Если да, то в какой степени?
9. Какой механизм выработки навыка описывает американский писатель Марк Твен в следующем высказывании: «Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту... И на холодную тоже».
10. Как вы
думаете, чем объясняются различия в
решении задачи животными и детьми? Датский
психолог Байтендайк изучал, могут ли
животные сделать простое
умозаключение. Он провел серию опытов,
в которых животное должно было найти
приманку, спрятанную под одной из
поставленных в ряд непрозрачных банок.
В первом опыте приманку прятали под
первой банкой, во второй - под вторую, в
третьем - под третью и т.п., т.е. приманка
каждый раз находилась под следующей
банкой в ряду. Было проведено большое
количество опытов с собаками, кошками и
обезьянами. Результаты были все время
одинаковыми: в первом опыте животное
находило приманку путем проб и ошибок,
а в последующих - каждый раз бежало к
той банке, под которой приманка была в
прошлый раз. Отечественный
психолог А. Р. Лурия провел подобные
опыты с маленькими детьми, только что
научившимися говорить. Оказалось, что
им достаточно двух-трех проб, чтобы в
дальнейшем выполнять задание без
ошибок.
11.
Объясните следующее явление. Известно,
что миграция птиц тщательно
отслеживается учеными уже в течение
многих лет. Зафиксировано, что во время
первой мировой войны перелетные птицы
изменили свои пути, которые
первоначально проходили над театром
военных действий - в равнинных районах
Северной Франции. После войны птицы
вновь вернулись к прежним маршрутам.
12.
Как вы понимаете высказывание
известного отечественного психолога С.Л.
Рубинштейна: «Осознание переживания -
это всегда установление его
объективной отнесенности к причинам,
его вызывающим, к объектам, на которое
оно направлено, к действиям, которыми
оно может быть реализовано» (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. -
45).
13.
Проанализируйте приведенный ниже
пример и объясните, измениться ли
отношение студентов к заданию и если да,
то почему. Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было мучением. Но когда они пошли на практику в школу, они должны были дать детям то же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике.
14. В
чем различие между значением и
личностным смыслом. Приведите примеры.
15.
Известно, что во время сеанса гипноза
человеку можно внушить многое. Однако
не все. Например, по-настоящему честный
человек даже в состоянии гипноза не
может украсть. Почему?
16.
Объясните результаты эксперимента. Группе
испытуемых показали картинку,
изображающую улицу дачного поселка,
сказали, что изучается острота их
зрения и попросили прочесть надпись на
табличке на воротах. На самом деле
надписей не было - на табличке были
только черточки. Однако более 80 %
испытуемых прочли их, как «Осторожно!
Злая собака!».
17. Каким
образом в результатах эксперимента
проявилось действие бессознательного? В
известных опытах грузинского
психолога Д.Н. Узнадзе испытуемому
несколько раз предлагалось сравнить
вес двух шаров. При этом на правую рук у
ему всегда клали более тяжелый шар, а на
левую - более легкий. В решающем,
критическом опыте ему для сравнения
давали два равных по весу шара. Однако
все испытуемые продолжали считать, что
шар на правой руке - тяжелее. |