Тема 3. Мозг и психика. Возникновение и характеристика сознания
Практика
Понятие сознания Из
различных значений слова «сознание», а
также ряда его производных: «осознать», «сознательный»
и сочетаний с ним («потерять сознание», «прийти
в сознание» и др.) два значения имеют
непосредственное отношение к
философской проблематике: совесть, или
нравственное сознание («осознать вину») и
сознание как ментальная сфера в целом.
Греческое syneidesis и латинское сonscientia
употреблялись как в первом, так и во
втором значениях. В схоластике conscientia
означает совесть, у Декарта и Лейбница
— ментальную функцию (ср. в
английском: conscience и consciousness, в немецком:
Gewissen Bewusstsein, во французском сonscience и conscience). Сознание
как совесть — это соотнесение «знания
добра и зла», т.е. их различия, со способом
жизни. Сознание как единство ментальной
сферы — это соотнесение между собой
восприятия, памяти, фантазии, суждения,
предпочтения, любви и ненависти, радости
и огорчения, сомнения, воли, желания,
решения и других своих модусов, каждый из
которых отделяет себя от других в своем
специфическом формировании смыслового
или ценностного коррелята (например,
восприятие осознается как восприятие
воспринятого), образуя вместе с другими
модусами каждый раз конкретное единство
сознания. Впервые на непосредственную
связь нравственного сознания со
структурой ментальной жизни указал Ф.
Брентано. Начиная
с Канта, термин «сознание» в сочетании с
другими терминами обозначает зачастую
одну из узловых проблем того или иного
учения — как предмет исследования и как
определенный способ человеческого
существования: трансцендентальное
сознание, феноменология сознания, «несчастное»
сознание, классовое сознание,
утопическое сознание, инструментальное
сознание, действенно-историческое
сознание, соборное сознание и т.д. В
широком смысле, проблема сознания — одна
из основных проблем философии, а понятие
сознания является одной из связующих
нитей всего гуманитарного знания; в узком
смысле — это ряд взаимосвязанных проблем,
количество которых имеет тенденцию к
возрастанию: единство сознания;
классификация модусов сознания, их
иерархия (напр., вопрос о первичности воли
или представления); отношение сознание/тело;
сознание и значение, знак и символ;
самосознание и внутреннее восприятие,
интроспекция и рефлексия; сознание и
познание (источник достоверности,
природа абстрагирования и т.д.); сознание
и бессознательное субъективность и
интерсубъективность; сознание и
предмет; внутренняя активность сознания (самовоздействие,
темпоральность, творчество); сознание и
искусственный интеллект; сознание и
идеология и др. Для
истории учений о сознании в европейской
философии до Канта характерны две
основные тенденции, которые в разных
формах концептуально фиксируют
подвижную и одновременно иерархическую
природу сознания. С одной стороны,
редукционистские учения, сводящие
сознание к материальному или социальному
началам (от огненных атомов Демокрита до
нейрофизиологических и экономических
структур) все же предполагают по меньшей
мере два уровня: эпифеноменальный (представления,
ощущения и т. д.) и реальный. С
другой стороны, субстанциалистская
тенденция, которая формируется в
результате трансформации исходных для
философии различий божественное/человеческое,
душа/тело в иерархии типа: высшее
духовное начало (идея, логос, Бог, единое и
т. д.) — душа — тело — материя. В свою
очередь, в рамках этой тенденции
различаются платоно-августиновская
традиция: душа мыслится как субстанция,
которая может существовать вне тела, и
аристотелевско-томистская: душа мыслится
как энтелехия или форма тела. В обеих
традициях исследуется также внутренняя
иерархия сознания (от ощущений до
созерцания, интеллекта, мышления). Философия
Нового времени в значительной степени
утрачивает необходимость в традиционной
(внешней) иерархии, интенсифицируя
исследования внутренней иерархии
сознания и полагая мерилом истинности и
достоверности человеческий ум. На первый
план выходит проблема сознания как
самосознания, сопровождающего
ментальную активность — по Декарту, всю в
целом (cogitatio, perceptio, conscientia — синонимы), по
Лейбницу, который вводит с
новоевропейскую философию тему
бессознательного — лишь малую часть (conscientia
— синоним апперцепции). Другое
направление критики Декарта —
постепенный отказ от понятия мыслящей
субстанции в английском эмпиризме (у Юма
«Я» — это лишь связка восприятий), при
сохранении тенденции сближения сознания
и самосознания. Различие a priori / a posteriori
определяет как вопрос об источнике
познания, так и вопрос об общей структуре
разума, способного получать новое знание
и быть основой справедливых социальных
отношений. Концепцию
сознания в кантовской философии, где
основной становится уже затронутая
Лейбницем тема самовоздействия сознания,
определяют различия: рационального и
иррационального (рассудок как
способность к познанию и
трансцендентальная сила воображения —
слепая, но необходимая сила души);
трансцендентального и эмпирического
сознания; синтетического единства
сознания и созерцания. Место апперцепции
как сознания, сопровождающего перцепции,
занимает синтетическое единство
сознания, которое выстраивает объект и
благодаря этому — свою самотождественность как постоянную
соотнесенность с самим собой в процессе
конструирования объекта (по Канту: «Мы не
можем мыслить линию, не
проводя ее мысленно»), являясь тем
самым условием превращения созерцания в
объект. Воздействие рассудка на
чувственность, т.е. привнесение связи в
само по себе аморфное «многообразие»
осуществляется через схемы времени —
продукты силы воображения. Начиная с
Канта, формируется функционалистская
традиция; место духовно-рационального,
аисторичного и в принципе постижимого
абсолюта занимает иррациональное и
непрозрачное для человеческого сознания
начало (трансцендентальная сила
воображения, дело-действие, исторический
разум, воля, воля к власти, практика,
развивающееся знание, бессознательное),
которое берет на себя роль исходного
момента и опосредствования
чувственности и рассудка, представления
и предмета, субъекта и объекта,
материального и идеального и т. п. Между
сознанием и действительностью —
иррациональная область их
взаимопревращения (принцип тождества
бытия и мышления). Сознание
рассматривается как особого рода
деятельность и как средство общения: «Сознание
лишь средство взаимного общения» (Ф.
Ницше). «Подобно сознанию, язык возникает...
из необходимости общения» (К. Маркс и Ф.
Энгельс). Кантовский трансцендентализм —
исходный пункт методологии изучения
сознания по его объективациям, ибо сам
схематизм рассудка «есть скрытое в
глубине человеческой души искусство», и
связанной с ней методологии структурного
анализа сознания; это не только
осмысление метода новоевропейской науки,
но и принцип современных идеологий,
функционирующих как совокупность схем,
формирующих мировоззрение из исходного
многообразия опыта: «в основе наших
чистых чувственных понятий лежат не
образы предметов, а схемы» (Кант). В
феноменологии (Ф. Брентано, Э. Гуссерль)
формируется новая концепция сознания, в
основе которой радикальное различие
сознания и предметного мира, а также
сознания и знака, сознания и образов
фантазии. Брентано
вводит общий критерий различия между
психическими и физическими феноменами,
который одновременно является общим
свойством всех психических феноменов, т.е.
актов сознания: интенциональность,
направленность на предмет. У Гуссерля
интенциональность как акт сознания,
придающий предмету определенное
значение, или смысл, становится основной
структурой «чистого сознания», которое
трактуется как регион бытия,
противопоставляемый другому региону
бытия — предметному миру. В
феноменологии подвергаются критике
учения о сознании, которые так или иначе
уподобляют сознание предметному миру (например,
теория отражения), которые приравнивают
сознание таким его предметам, как общие
идеи (классический немецкий идеализм) и
которые рассматривают сознание не как
опыт, но лишь как условие его возможности
(трансцендентализм). Однако в
феноменологии не был полностью преодолен
менталистский подход к сознанию;
дескрипция сознания, провозглашенная
Гуссерлем в качестве основы
феноменологического метода стала в
основном дескрипцией структур, но не
первичного опыта сознания. Представление
о родовой сущности интенции привело к
представлению о сознании как некоторой
неощущаемой субстанции, только модусы
которой — восприятие, память, фантазия и
др. — могут стать объектом рефлексии. Антиредукционизм
в сочетании с ментализмом (тенденция,
близкая по содержанию к феноменологии),
был присущ ряду учений о сознании в
русской философии 19 — начала 20 в. (М. И.
Каринский, В. С. Соловьев, Г. Г. Шпет и др.). В
советской философии 1960 — 1980-х гг.
преобладал так называемый
деятельностный подход с ориентацией на
Маркса и Гегеля или Маркса и Канта; к
антиредукционизму, но уже в сочетании с
элементами функционалистской
методологии, то есть к изучению сознания
по его объективациям (предметным или
символическим), можно отнести в
определенной мере воззрения Э. В.
Ильенкова и М. К. Мамардашвили. Трудности
в постановке проблемы сознания связаны
прежде всего с методологией его изучения
по объективациям, многообразие которых (при
явном или неявном отождествлении
сознания с синтезирующей и
идентифицирующей функциями) оставляет в
тени сознание как опыт и ведет к так
называемой «загадке сознания»:
непосредственная доступность модусов (представление,
суждение, сомнение, радость и т.д.)
представляет собой явный контраст с
неуловимостью «субстанции». Сознание
сравнивают или с Протеем(Э. Кассирер) или
с такими понятиями, как эфир, флогистон (P.
Churсhland). Превращение
загадки в проблему, обсуждение которой
предполагает процедуры верификации и
фальсификации, связано прежде всего с
двумя моментами: с отказом от понимания
сознания как своего рода экстракта из
многообразия опытов и с выделением
первичного опыта сознания — опыта
различения. В этом смысле сознание
является многообразием различений и их
различий (первичный опыт), а также
предпочтений (выделение того или иного
элемента различаемого в качестве
переднего плана) и идентификаций
различенного. В корреляции с миром как
различенностью сущего сознание образует
серии подвижных смысловых и ценностных
иерархий, определяющих содержание
индивидуального и интерсубъективного
опыта. Последовательность таких иерархий
позволяет говорить, избегая
субстантивации, об истории человеческого
сознание, различая при этом первый период
(и небольшой сегмент современного мира) —
так называемое первобытное мышление с
преобладанием конкретных различий и
интуитивно-номинативных идентификаций и
последующие периоды, составляющие
смыслообразующие и ценностные каркасы
определенных эпох и культур с
преобладанием абстрактных различий и
дескриптивно-концептуальных
идентификаций. Как
многообразие различений сознание — это
непосредственный и первичный опыт
человека, пронизывающий все другие виды
опыта, источник и граница человеческого
бытия. Если способность различать
характеризует психическое вообще, то
человеческому сознанию свойственна
уникальная способность различать
различия (самосознание) и различать типы
и иерархии различий (рефлексия). Различие
между различением и идентификацией (то,
что традиционно рассматривается как
различие субъекта и объекта, или Я и не-Я)
и неизбежный переход от различений к
идентификациям в процессе любого рода
деятельности и коммуникации (переход в
сфере сознания — прерогатива
предпочтения) характеризует сознание как
смыслообразующее начало психической
жизни и позволяет отнести термин «сознание»
как к самому этому переходу, так и к
идентификации, которая, в свою очередь,
есть исходный пункт сравнения и
классификации. Сравнение и классификация
предполагают тождество, различение — нет.
Различение нельзя определить через род и
видовое отличие, ибо само различие между
родом и видом — это одно из различий.
Различение можно сопоставить с
идентификацией, ассоциацией (синтезом),
сравнением и классификацией (иерархия
функций сознания) с представлением,
суждением, фантазией, воспоминанием,
оценкой, сомнением и т.д. (иерархия
модусов предметного отношения), чувством
и волей (иерархия ценностных ориентаций),
с пространством и временем (иерархия
первичных телесных ориентаций и ритмов),
с этическим, эстетическим,
познавательным и др. опытами (иерархия
опытов) и, наконец, — с иерархией
указанных иерархий только на «основе»
самого различения. В этом смысле
различение самореферентный (не
нуждающийся в обосновании), хотя и не
замкнутый, опыт. Дескрипция
опыта различений, т.е. дескрипция
первичного сознания, возможна только как
воспроизведение определенных различений
в рамках определенного опыта и контекста.
Она всегда опирается на определенный
уровень рефлексии, которая не есть нечто
внешнее по отношению к сознанию, но лишь
определенный уровень различения
различений. Различение непосредственно
связано с различенностью, оно не первично
и не вторично, не активно (спонтанно) и не
пассивно (рецептивно), оно также не
интуитивно (это не акт восприятия, но то,
что подразумевается в любом акте) и его
нельзя представить наглядно; различение
не предметно и не определяется через
предмет. Оно никогда не может быть
единственным, вне иерархии или ряда:
любое различение — это по существу
различение различений. Например,
различая два цвета, мы сразу же выделяем (различаем)
контекст, в котором мы проводим это
различение: красный и зеленый могут быть
сигналами светофора, символами
общественных движений, обозначением
степени спелости определенных фруктов и
овощей и т.д. Каждый из этих контекстов
занимает определенный уровень в
контекстуальной иерархии (встроен в
другое контекстуальное различение)
водитель / пешеход, избираемый /
избиратель, продавец / покупатель и т.д.
Различение — это не образ, не знак, не
предмет, но источник образа, знака,
предмета (как различенного); различение
всегда сопряжено со значением образа,
знака, предмета. Само значение — это не
ментальный атом, способный к соединению с
другими атомами, но отношение уровней
контекстуального деления. В случае
светофора значение цвета для нас — это
знак запрета или разрешения движения.
Значение быть знаком основано, однако, на
значении внезнаковой природы: в данном
случае значение — это необходимость
различения движений транспортных
потоков или движения транспорта и
пешеходов. Значение как различие
определяет возможный набор знаков —
носителей этого значения (сигнал с
помощью цвета, жеста регулировщика). Значение
— это прежде всего свойство мира, а затем
уже свойство предметов, образов или
знаков. Не сознание наделяет предмет
значением, как бы испуская элементарно-ментальную
частицу, достигающую предмета, но предмет
становится значимым, когда он
коррелятивно различению обнаруживает
свои функции на границе двух или
нескольких опытов и контекстов.
Различение ориентаций в мире — «работать»,
«обедать», «отдыхать» и т.д. делает
значимыми соответствующие объекты. Любое
различие предполагает различие
переднего плана и фона; их принципиальная
«асимметрия» характеризует такой опыт
сознания, как предпочтение. В свою
очередь, устойчивое предпочтение
определенного переднего плана и забвение
фона характеризует объективирующую
функцию сознания, приостанавливающую
дальнейшие контекстуальные различения и
определяющую тем самым границы предмета.
Смысл объективности предмета
достигается приостановкой различений.
Объективирующая функция — почва для
трансформации сознания как опыта в
сознание как идентификацию, узнавание
предмета, который может быть истолкован
при этом как «сформированный» из
комплексов ощущений, в которые вносится
связь. В таком случае проблема
трансцендентного и имманентного
оказывается неразрешимой: сознание
создает предмет, который должен затем
предстать перед сознанием как
независимый от него. Напротив, коррелятом
сознания как различения оказывается
предмет, который выделяется из мира как
иерархии контекстов, но не привносится в
него. Связи и отношения — в предметах, в
сознании как первичном опыте — лишь
различения; посредником между ним
выступает мир как различие дискретности
опытов и непрерывности контекстов. Приостанавливаемые
различения образуют не только иерархию
предметности (различенного), но и создают
иерархию диспозиций —
предрасположенностей к определенным
различениям, предпочтениям,
идентификациям (Habitus), которые, с одной
стороны, регулируют телесно-физиологическое
существование человека, а с другой —
позволяют возобновлять после перерыва
определенную ментальную или
практическую деятельность, т.е.
реактивировать определенную иерархию
различий в рамках определенного опыта.
Способность различать определяет
способность направлять внимание, т.е.
выделять и отдавать устойчивое
предпочтение тому или иному различенному,
а также предвосхищать, предвидеть и
прогнозировать то, что может стать
различенным, выделяя устойчивые переходы
от определенных различений к
определенным идентификациям как
устойчивые тенденции. В. И. Молчанов |