Биографии известных психологов. Д

Д

Дарвин Чарльз

Декарт Рене

Джеймс Уильям

Дженнингс Герберт

Дидро Дени

Дильтей Вильгельм

Добрынин Николай Фёдорович

Дункер Карл

Дьюи Джон

Дюркгейм Эмиль

 

Дарвин Чарльз

ДарвинЧарльз Дарвин (1809-1882) — английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора. Это учение, заложившее основы современной биологии, сыграло важную роль в преобразовании психологии в самостоятельную науку, поскольку способствовало утверждению в ней объективного метода и принципа развития. Идеи Дарвина стимулировали формирование таких отраслей, как зоопсихология, данные которой позволили изучить предысторию человеческого интеллекта, детской психологии и других форм генетического изучения психики. Большинство школ и направлений новой психологии испытало влияние учения Дарвина, в том числе функционализм, фрейдизм, бихевиоризм, школа И. П. Павлова и др. Дарвин посвятил ряд работ проблемам психологии, в частности, анализу инстинкта, онтогенезу детского поведения и сознания, сравнительному изучению механизмов эмоциональных реакций ("Выражение эмоций у животных и человека", 1872).

Декарт Рене

ДекартРене Декарт (1596-1650) — французский философ и естествоиспытатель. Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о "страстях души" как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Декарт считал одну из желез головного мозга — эпифиз). Рефлексы и "страсти души", по Декарту, представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме того, Декарт выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию — сознание — прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Это дуалистическое воззрение на душу, которая только мыслит, и тело, которое только движется, сыграло решающую роль в преодолении господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой особой сущностью — душой.

Согласно Декарту, тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстанцией — Богом. При воздействии внешних объектов возникают впечатления о них (сенсорные образы и образы памяти), соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания. Такое знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером которых могут служить невыводимые из опыта геометрические аксиомы. Такой же дуалистический подход отличал и объяснение Декартом побудительных сил поведения. Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими "машиной тела" ("Страсти души", 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологической основой которых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Декарт считал, что сознание и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он относил к разряду машин, работающих автоматически. Декартом было экспериментально разработано учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в этом процессе деятельности глазных мышц ("Диоптрика", 1637). Под влиянием Декарта развивалась вся психология нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой — его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Декарта изложена в трактате "Человек" (1662).

Джеймс Уильям

Джеймс УильямДжеймс Уильям (1842-1910) — американский психолог и философ. Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется, только исходя из эволюционной теории, считающей его орудием адаптации к среде. На этом основании разработал моторно-биологическую концепцию психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание ("Принципы психологии", 1890). Членение сознания на элементы отвергалось, и выдвигалось положение о его целостности и динамике ("поток сознания"), реализующей нужды индивида. Эти положения стали основополагающими для философии психологических исследований в США.

Особое значение придавалось активности и избирательности сознания, а также его функции в жизнедеятельности личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т. п. Согласно Джеймсу, сознание соотносилось не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личности, под которой понималось "все, что человек считает своим". Личность отождествлялась с понятием "Я", рассматриваемым в качестве особой тотальности, имеющей несколько форм: материальную, социальную, духовную. Тем самым намечался переход от чисто гносеологического понимания "Я" к его системнопсихологической трактовке и поуровневому анализу.

Стремясь трактовать психику в единстве ее внешних и внутренних проявлений, Джеймс предложил (одновременно с датским анатомом К. Г. Ланге) теорию эмоций, согласно которой испытываемые субъектом эмоциональные состояния (страх, радость и др.) представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. Это отражало установку на то, чтобы дать детерминистское, естественнонаучное объяснение чувствам. Большое внимание Джеймс уделил детальному анализу навыков, идеомоторных актов, а также аномальных психических явлений ("Многообразие религиозного опыта", 1902).

Дженнингс Герберт

Jennings Дженнингс Герберт (1868-1947) — американский зоолог и зоопсихолог. Выступив с критикой теории тропизмов, экспериментально (в опытах над инфузориями) обосновал положение о том, что организм реагирует на воздействия среды как целое, причем его поведение, стимулируемое его спонтанной активностью, носит системный характер и может быть объяснено как результат отбора движений, случайно оказавшихся успешными, т е полезными для самосохранения. В качестве опосредствующего актуальное поведение фактора вводилось понятие о потребности организма, его видовом и индивидуальном опыте ("Поведение низших организмов", 1906). Работы Дженнингса способствовали утверждению объективного метода в зоопсихологии и преодолению как механистических, так и виталистских воззрений на детерминацию поведения.

Дидро Дени

ДидроДидро Дени (1713-1784) — французский философ. Основоположник материалистического направления во французской психологии. Трактовал все психические проявления как функцию мозга, пропагандируя эту концепцию в работе "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Дидро считал, что по всей материи рассеяны живые молекулы — носители чувствительности, от которых в процессе естественноисторического развития человека тянется цепь возрастающих по сложности явлений до максимального расцвета разума у человека ("Мысли об объяснении природы", 1754). Признавая роль биологических предпосылок развития психики ("телесной организации"), отмечал, что умственное состояние народа в целом зависит не от биологических, а от социальных обстоятельств. Дидро — автор ряда конкретно-психологических исследований поведения, в частности особенностей психики слепых и глухих, переживаний актера и др. Его идеи сыграли важную роль в приобщении европейской интеллигенции к передовым взглядам на природу человека.

Дильтей Вильгельм

ДильтейДильтей Вильгельм (1833-1911) — немецкий философ. Разделил психологию на две дисциплины: естественнонаучную и "духовно-научную". Первая изучает механику сознания путем выделения изолированных, однозначно определяемых элементов, из огромного числа которых оно искусственно конструируется. Вторая рассматривает психическую сферу, исходя из представления о внутренне связанных целостностях (переживаниях), которые следует мыслить не по типу "атомов", а как смысловые образования, органично включенные в историю культуры. Индивидуальное сознание тем самым соотносилось с миром культурных ценностей, трактуемым идеалистически как продукт "объективации духа". Психология, ориентирующаяся на естествознание, базируется на методе объяснения. Психология, ориентирующаяся на науки о культуре, — на методе интуитивного постижения жизни (понимания) ("Идеи об описательной и расчленяющей психологии", 1894). Дильтей разработал положение о трех основных типах мировоззрения, которым соответствуют различные характеры. Версия о необходимости разделить психологию на две несовместимые дисциплины являлась проявлением кризиса этой науки.

Добрынин Николай Федорович

ДобрынинДобрынин Николай Федорович (1890-1931) — российский психолог, доктор психологических наук. Исследовал психологическую природу внимания, его виды, физиологические основы, свойства и характеристики, прежде всего колебания внимания. Обосновал принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, позволяющий исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь одним из наиболее существенных среди обусловливающих его признаков. Рассматривал также вопросы интеллектуального воспитания, развития интересов и формирования личности ребенка.

Дункер Карл

ДункерКарл Дункер (1903-1940) — немецкий психолог, близкий к гештальтпсихологии. Дункер исследовал своеобразие творческого мышления как процесса решения проблемы, носящего целостный характер и вместе с тем расчленяемого на несколько взаимосвязанных стадий ("К психологии продуктивного мышления", 1935).

 

Дьюи Джон

ДьюиДьюи Джон (1859-1952) — американский педагог, психолог, автор первого американского учебника по психологии, один из основателей Чикагской школы психологов. Задачи психологии Дьюи усматривал не в анализе содержания сознания, а в изучении целостного организма в процессе его адаптации к среде. Исходя из этого, разрабатывал теорию воспитания, направленного на формирование личности, умеющей приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.

 

Дюркгейм Эмиль

ДюркгеймДюркгейм Эмиль (1858-1917) — французский социолог. Оказал влияние на развитие психологических исследований отношений между индивидом и обществом. Выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие вырабатываемых обществом "коллективных представлений" как особых фактах социальной жизни, которые определяют видение мира отдельной личностью ("Правила социологического метода", 1894). Дюркгейм считал, что на ранних стадиях исторического развития индивидуальное сознание полностью поглощается коллективным, и в плане конкретизации этого положения изучил генезис и функции религии. Отвергая психологические объяснения самоубийства, Дюркгейм считал, что причины этого феномена кроются в зависимости индивида от социальных норм в ситуации их крушения.