Павлов
Иван Петрович
|
Павлов
Иван Петрович (1849–1936) — русский
физиолог. Учение Павлова о высшей
нервной деятельности сложилось под
влиянием материалистических традиций
русской философии и развивало идеи И.
М. Сеченова. Руководящим для Павлова
являлось представление о рефлекторной
саморегуляции работы организма, имеющей
эволюционно-биологический (адаптивный)
смысл. Центральную роль в саморегуляции
выполняет нервная система (принцип
невризма). Начав с изучения
кровообращения и пищеварения, Павлов
перешел к исследованию поведения
целостного организма в единстве внешних
и внутренних проявлений, во
взаимоотношениях с окружающей средой.
Органом, реализующим эти
взаимоотношения, служат центры больших
полушарий головного мозга — высшего
интегратора всех процессов
жизнедеятельности, включая психические;
тем самым отвергался дуализм духовного
и телесного. В качестве основного акта
поведения выступил условный рефлекс (термин
введен Павловым), благодаря которому
организм приспосабливается к
изменчивым условиям существования,
приобретая новые формы поведения,
отличные от прирожденных безусловных
рефлексов. Павлов и его ученики
всесторонне исследовали динамику
образования и изменения условных
рефлексов (процессы возбуждения,
торможения, иррадиации и др.), открыв
детерминанты многих нервно-психических
проявлений (в частности, неврозов как
результата «сшибки» процессов
возбуждения и торможения). Наряду с
условными рефлексами на раздражители,
подкрепляемые безусловными, Павлов
выделил другие категории рефлексов (ориентировочный,
рефлекс свободы, рефлекс цели),
объясняющие биологическое своеобразие
жизнедеятельности. Павлов преобразовал
традиционное учение об органах чувств в
учение об анализаторах как целостных «приборах»,
производящих высший анализ и синтез
раздражителей внешней и внутренней
среды. Принципиально новым в трактовке
этих раздражителей являлся вывод
Павлова об их сигнальной функции (идея,
восходящая к Сеченову). Благодаря
принципу сигнальности предвосхищается
течение будущих событий и поведение
организуется соответственно возможным
благоприятным или неблагоприятным для
организма ситуациям. Выводы Павлова о
закономерностях образования условных
рефлексов и сигнальной модификации
поведения стали одним из истоков
кибернетики. Определяя качественное
различие между высшей нервной
деятельностью человека и животных,
Павлов выдвинул учение о двух
сигнальных системах. Первые (сенсорные)
сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми).
Благодаря слову как «сигналу сигналов»
мозг отражает реальность в обобщенной
форме, вследствие чего радикально
изменяется характер регуляции
поведения. Павлов разработал также
учение о типах высшей нервной
деятельности, о «динамическом
стереотипе» как устойчивом комплексе
реакций на раздражители и др. Создал
международную научную школу. Работы
Павлова произвели коренные
преобразования в физиологии, медицине и
психологии, утвердив детерминистский и
объективный подходы к исследованию
поведения живых существ.
|
Пиаже
Жан
|
Пиаже
Жан (1896–1980) — швейцарский психолог.
Выдвинул концепцию стадиального
развития психики. В первых работах («Речь
и мышление ребенка», 1923) детально
проанализировал качественную специфику
детского мышления. Используя метод
клинической беседы, выдвинул, опираясь
на суждения ребенка, положение о том, что
главной отличительной характеристикой
его познавательной деятельности
является эгоцентризм, в силу которого он
смешивает субъективное и объективное,
переносит свои внутренние побуждения на
реальные связи вещей. В мышлении ребенка
обнаруживаются и такие особенности, как
магия (словам и жестам придается сила
воздействия на внешние предметы),
анимизм (эти предметы наделяются
сознанием и волей), артифициализм (явления
окружающего мира считаются
изготовленными людьми для своих целей).
Эти свойства мышления отражаются в
эгоцентрической речи ребенка,
выражающей «логику чувств» и не
выполняющей коммуникативной функции.
Эгоцентризм преодолевается благодаря
социализации. В дальнейшем Пиаже
пересмотрел этот взгляд, разработав
особую логическую систему, позволяющую
описать развитие психики ребенка как
трансформацию совершаемых им действий (операций).
Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный
интеллект), которые координируются в
целостные системы и превращаются в
действия внутренние, возникает логико-математический
строй человеческого познания. Для этого
действия должны приобрести особые
признаки и превратиться в операции.
Сенсомоторная и дооперациональная
стадии сменяются операциональной.
Взаимозависимость операций, их
обратимость (для каждой операции
имеется противоположная либо обратная
ей операция) создают устойчивые и вместе
с тем подвижные целостные структуры. От
стадии конкретных операций (которую
Пиаже датировал младшим школьным
возрастом) мышление переходит на стадию
формально-логических операций,
завершающуюся к 15 годам («Психология
интеллекта», 1946). Принципы
операциональной концепции интеллекта
Пиаже считал ключевыми для понимания
эволюции мышления в различные
исторические эпохи и для различных
областей знания, разработав, исходя из
этого положения, особое направление
исследований, названное им генетической
эпистемологией.
|
Пирсон
Карл
|
Пирсон
Карл (1857–1936) — английский математик и
биолог. С целью проверки теории Дарвина
разработал статистический аппарат,
получивший широкое распространение в
психологии, в частности при исчислении
коэффициента корреляции между
различными переменными.
|
Потебня
Александр Афанасьевич
|
Потебня
Александр Афанасьевич (1835–1891) — русский
филолог, психолог, славист, этнограф.
Согласно Потебне, язык — это
деятельность, орган, который
образовывает мысль (Мысль и язык, 1862). Все
отношения человека к внешним предметам
обусловлены тем способом, каким эти
предметы представляются ему в языке.
Каждый народ очерчен кругом своего
языка, и выйти из этого круга он может
только перейдя в другой. Истолковывал
понимание как активный творческий
процесс, формирующий духовный облик
индивида. Психология поэтического
творчества соответствует творчеству
смысла слова. Потебня создал психологию
восприятия и толкования художественных
произведений. Ему принадлежит
развернутая теория творческого
процесса, исследование роли воображения
в нем, характера воплощения замысла в
определенном материале, установление
отличия художественного и научного
творчества. Большое внимание Потебня
уделил психологической проблеме
соотношения познания мира и
самопознания, показав исторический
характер самопознания, выраженный через
отношение к прошлому и будущему
человека. Самопознание — не акт
созерцания, а прежде всего деятельность,
в процессе которой человек узнает черты
своей психики.
|
Пристли
Джозеф
|
Пристли
Джозеф (1733–1804) — английский философ,
химик, общественный деятель. Развивал и
популяризировал учение Д.
Гартли о том, что все психические
процессы, включая абстрактное мышление
и волю, совершаются по укорененным в
нервной системе законам ассоциации.
|
Пуркине
Ян
|
Пуркине
Ян (1787–1869) — чешский физиолог и психолог.
Исходя из представления о том, что
субъективные ощущения (зависящие от
органа чувств и только от него) следует
отграничить от ощущений,
соответствующих внешней реальности,
открыл ряд феноменов, касающихся
зрительных ощущений и восприятий: «фигура
Пуркине» (видение теней кровеносных
сосудов сетчатки), «образы Пуркине» (отражения
от роговицы и поверхности хрусталика), «феномен
Пуркине» (изменение светло-синего и
красного цвета при сумеречном зрении).
Описал, как изменяются цвета ощущаемого
раздражителя в направлении от центра
сетчатки глаза к периферии. Основой
единства ощущений считал не
синтетическую способность сознания, а
то, что заложено в самом воспринимаемом
объекте как порождении природы —
элементарные качества. Таких качеств
бесконечное число, нашим же органам
чувств открыты немногие, необходимые
для выполнения земных жизненных задач.
Формой, из которой развиваются ощущения,
является «общее чувство» как
предпосылка генетического родства
ощущений различных модальностей. От
него, как от ствола, ответвляются
многообразные ощущения, с одной стороны,
отражающие жизнь тела (голод, боль,
удовольствие), с другой — свойства и
изменения внешних объектов.
|
Пьерон
Анри
|
Пьерон
Анри (1881–1964) — французский психолог,
один из зачинателей экспериментальной и
физиологической психологии во Франции.
Выступив против субъективизма и
бихевиоризма, Пьерон развил концепцию
психологии как науки о поведении
организмов в условиях единства внешней
среды и внутренних условий. Пьерон
отстаивал принципы естественнонаучного
направления в различных областях
психологии. Считал, что психофизика без
психофизиологии не имеет будущего;
доказывал несостоятельность закона
Вебера—Фехнера ввиду невозможности его
распространения на очень слабые или
очень сильные раздражители. Пьерон
проводил идеи социальной детерминации
психической эволюции.
|