Биографии известных психологов. С

С

Салливен Гарри Стэк

Селье Ганс

Сеченов Иван Михайлович

Скиннер Беррес Фредерик

Сковорода Григорий Саввич

Смирнов Анатолий Александрович

Соколянский Иван Афанасьевич

Сократ

Спенсер Герберт

Спиноза Бенедикт

Спирмен Чарльз

 

Салливен Гарри Стэк

Салливен Гарри Стэк (1892–1949) — американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма. Подобно другим последователям этого направления произвел социологическую модификацию классического психоанализа, выдвинув «межличностную теорию психотерапии», согласно которой главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (как реальные, так и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется. Отвергая фрейдовское представление о либидо как доминирующем энергетическом источнике поведения человека, Салливен рассматривал в качестве первого и важнейшего компонента личности систему динамизмов — особых «образцов энергии», проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих удовлетворение потребностей. Несоответствия потребностей способам их удовлетворения, а также «беспокойство» личности по поводу своей безопасности, передающееся ребенку от матери и развивающееся в неблагоприятных межличностных ситуациях, вызывают, по мнению Салливена, многочисленные личностные «напряжения», конфликты. Основным механизмом защиты от них выступает «система самости» — особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определенные образцы поведения, в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Второй компонент личности составляет система персонификаций — образов себя и окружающих, которые, раз возникнув, продолжают стереотипно определять отношение к себе и другим. Третий компонент личности — когнитивные процессы: прототаксис — бессвязноє течение идей, свойственное ребенку; паратаксис — фиксация причинных связей лишь между связанными во времени событиями; синтаксис — оперирование символами, значение которых разделяется определенной социальной группой. На этой основе Салливен выделил ряд стадий онтогенетического развития личности, связанных с изменением сложившихся межличностных отношений. Основная цель психотерапии Салливена— выработка защитных механизмов личности обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим — достигалось посредством выдвинутого им метода «психиатрического интервью», предполагающего активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом.

Селье Ганс

Селье ГансСелье Ганс (1907–1982) — канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего (генерального) адаптационного синдрома — совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. При экспериментальных и клинических исследованиях поведения человека в экстремальных ситуациях учение Селье дало основание для выработки и развития понятия «психологический стресс».

Сеченов Иван Михайлович

СеченовСеченов Иван Михайлович (1829–1905) — русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга», 1863). Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие «центрального торможения» — тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) («Элементы мысли», 1878). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения Сеченов распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, Сеченов выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой. Идеи Сеченова стали основополагающими для многих направлений русской психологии.

Скиннер Беррес Фредерик

СкиннерСкиннер Беррес Фредерик (p. 1904) — американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Первоначально Скиннер изучал оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов («Поведение организмов», 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма. Скиннер выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма, об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных ученых в разных странах, в том числе в США.

Сковорода Григорий Саввич

СковородаСковорода Григорий Саввич (1722–1794) — украинский мыслитель. Бытие человека истолковывал в учении о трех мирах. Первый из них — большой всеобщий обительный мир, в котором живет все рожденное. Второй — микрокосмос, малый мир, или человек. Третий — символический мир. Он выражен в библейских образах, ведущих человеческую мысль «в понятие вечной натуры». Человеческое бытие, замкнутое в мире вещественных интересов, абсурдно. Люди обычно принимают видимый чувственный мир за действительный, и это заблуждение приводит к страданиям. Чувственно данные миры (большой и малый) Сковорода истолковывал как символы, за которыми следует найти их подлинную природу. В этом — первейшая цель человеческого существования. Мотивационный выбор осуществляется через познание «ангельского» и «сатанинского», что составляет основу самоопределения человека. Отвергая в результате самопознания неподлинное в своей природе, человек осознает свои способности, обращает их к «сродной деятельности». В правильном обнаружении своего призвания, связанного со сродной деятельностью, с трудолюбием, человек обретает свое счастье. Согласно Сковороде, человек и мир — это две бездны: «он в тебе, а ты в нем». Разрабатывая темы гуманистической психологии, Сковорода отдавал должное человеческому интеллекту, его возможностям усовершенствовать индивидуальную и общественную жизнь («Наркисс. Разглагол о том: узнай себя», до 1767; «Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя», 1767; «Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни», 1773–1774).

Смирнов Анатолий Александрович

СмирновСмирнов Анатолий Александрович (1894–1980) — российский психолог. Автор широкого круга работ по общей и педагогической психологии. Обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием, показал зависимость продуктивности последнего от места запоминаемого в структуре деятельности, а также раскрыл взаимодействие между памятью, другими психическими процессами — в первую очередь с мышлением и пониманием («Психология запоминания», 1948; «Проблемы психологии памяти», 1966). С. исследовал проблемы истории советской психологии («Развитие и современное состояние психологической науки в СССР», 1975).

 

Соколянский Иван Афанасьевич

СоколянскийСоколянский Иван Афанасьевич (1889–1960) — российский дефектолог, специалист в области тифло- и сурдопедагогики. Опираясь в своих исследованиях на концепции И. П. Павлова, Соколянский разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых, доказав возможность достижения высокого уровня их психического развития.

Сократ

СократСократ (469–399 гг. до н. э.) — греческий философ. Сократ впервые подошел к рассмотрению души как источника нравственности, а не просто активности человека, доказывая, что душа — это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый, идеалистический взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном. Говоря о необходимости оценки поведения, Сократ подчеркивал, что для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо, в связи с чем он приходит к мысли о связи нравственности с разумом, говоря о том, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Поэтому, по мысли Сократа, центр исследовательских интересов должен быть перенесен с окружающей действительности на человека. Доказывая, что в знании, несмотря на его относительность, есть зерно истины, общей для всех (тем более это касается истины нравственной), Сократ опирался на открытый им метод, получивший название сократической беседы. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может быть передано от одного человека к другому, Сократ одним из первых (что важно для психологии) обращается к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде и передается от поколения к поколению.

Спенсер Герберт

СпенсерСпенсер Герберт (1820– 1903) — английский философ и психолог. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно кjnjрой сознание — это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Оно выполняет функцию приспособления организма к среде («Основы психологии», 1855). В соответствии с этим факты сознания рассматривались Спенсером под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Основными элементами сознания он считал чувствования, разновидностью которых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путем усложнения в психические продукты высшего порядка. Ассоциации, сопряженные с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицательные чувства нивелируются. Спенсер разделил психологию на объективную и субъективную. Если первая трактует психические явления как коррелят нервно-мышечных устройств, посредством которых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям, то вторая изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя — субъекта. Спенсер предпринял попытку перенести принципы ассоциации с истории психического развития индивида на историю вида. Он считал, что в силу действия закона наследственности совокупный опыт предшествующих поколений передается отдельным субъектам и, хотя представляется им внеопытным (априорным), является продуктом многовековой эмпирической интеграции. Идеи Спенсера придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.

Спиноза Бенедикт

СпинозаСпиноза Бенедикт (Барух) (1632–1677) — нидерландский философ. Согласно Спинозе человек — целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (богом, идентичным природе). По его мнению, порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей («Этика», 1677). Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте — влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями — радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает ее. Спиноза полагал, что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный опыт), более высоким — рациональное знание, высшим — интуитивное. Идея Спинозы о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его трактовка влечения (побуждения, афферентивность которого нейтрализуется сознанием) повлияла на психоанализ. На Спинозу ориентировался Л. С. Выготский в критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения.

Спирмен Чарльз

СпирменСпирмен Чарльз (1863– 1945) — английский психолог. Разработал цикл статистических методов с целью измерения структуры интеллекта. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий и используя факторный анализ, предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях («Способности человека», 1927).