Биографии известных психологов. Г

Г

Галль Франц

Гальперин Пётр Яковлевич

Гальтон Фрэнсис

Ганнушкин Пётр Васильевич

Гартли Дэвид

Гваттари Феликс

Гезелл Арнольд Луций

Геллерштейн Соломон Григорьевич

Гельмгольц Герман

Гербарт Иоганн

Гиппократ

Гоббс Томас

Гольдштейн Курт

Грот Николай Яковлевич

 

Галль Франц

ГалльГалль Франц (1758-1828) — немецкий врач. Создал френологию как учение о локализации в различных извилинах больших полушарии головного мозга человека, его психических свойств. Галль положил начало теориям, в которых кора головного мозга, а не его желудочки стала рассматриваться как субстрат психической деятельности человека.

 

Гальперин Петр Яковлевич

ГальперинГальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — российский (советский) психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Гальперин трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта. Исследования Гальпериным внимания и "языкового сознания" были направлены на изучение проблем соотношения обучения, умственного развития и формирования творческого мышления. Гальперин разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности ("Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий", 1965).

Гальтон Фрэнсис

Гальтон (Голтон)Гальтон (Голтон) Фрэнсис (1822-1911) — английский психолог и антрополог. Первым разработал на основе экспериментальных и математических методов учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми —дифференциальную психологию. Находясь под влиянием одного из принципов эволюционной теории Дарвина, Гальтон объяснял эти различия преимущественно наследственными факторами. Постановка вопроса о роли этих факторов в развитии личности являлась новаторской, однако преувеличение их значения привело к односторонним выводам, игнорирующим социальную сущность человека. Гальтон считал, что совершенствование человеческой природы может быть решено путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически сильных людей (евгеники). С целью диагностики психических качеств личности изобрел ряд приборов, получивших широкое распространение в практике лабораторного исследования, разработал научные методики, позволяющие выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями ("метод близнецов"; методы изучения ассоциации идей, образной памяти и т. д.). Считая, что между различными (физическими и психическими) свойствами индивидов имеются корреляции, создал статистические методы их определения, ставшие основой факторного анализа, широко применяемого в современной психологии и социологии. К Гальтону восходит идея использования тестов для определения индивидуальных различий ("Исследование человеческих способностей и их развитие", 1883).

Ганнушкин Петр Борисович

ГаннушкинГаннушкин Петр Борисович (1875-1933) — русский психиатр, ученик С. С. Корсакова. Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. В монографии "Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика" (1933), предложил следующую классификацию психопатических индивидов: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и конституционально-глупые, а также дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Данная классификация оказалась существенно шире рамок психопатий: с одной стороны, в типологию Ганнушкина были включены невротические варианты пограничных расстройств, с другой — помимо психопатических личностей в нее вошли типы характеров, близкие к норме (например, мечтатели, конституционально-глупые).

Гартли Дэвид

Гартли (Hartley)Гартли (Хартли) Дэвид (1705-1757) — английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, Гартли пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Гартли, вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге к мышцах; последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психических явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли. Следуя учению Локка, Гартли впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения "первичных элементов" (чувствований) посредством их ассоциации. Побудительные сила развития— удовольствие и страдание. Сходным образом Гартли объяснял формирование общих понятий: они возникают из единичных путем постепенного отделения от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения. Активным приверженцем учения Гартли был Дж. Пристли.  

Гваттари Феликс

Гваттари (Guattari)Гваттари (Guattari) Феликс (1930-1992) — французский философ и психиатр. Один из создателей шизоанализа. Осуществил цикл работ во исследованию шизофрении. Проявил интерес к психоаналитическим идеям, но впоследствии выступил с критикой концепций З. Фрейда, Ж. Лакана, Г. Маркузе и других психоаналитиков различных ориентаций. Предложил расширительное понимание бессознательного как структуры внутреннего мира индивида и чего-то разбросанного вне его, воплощающегося в различных поведенческих актах, предметах, атмосфере временя и т д. Разработал концепцию "машинного бессознательного", согласно которой бессознательное наполнено всевозможными абстрактными машинизмами, побуждающими его к производству и воспроизводству различных образов, слов и желаний. Особое внимание уделял разработке теоретических проблем "производства желания", как совокупности пассивных синтезов самопроизводетва бессознательного. В 70-х гг. совместно с философом Ж. Делёзом разработал концепцию шизоанализа, в значительной мере направленного на преодоление психоанализа и критику капитализма в его связи с шизофренией. Иногда квалифицировал шизоанализ как одну из форм микрополитической практики Автор книг: "Капитализм и шизофрения" (совместно с Ж. Делёзом) и др.  

Гезелл Арнольд Луций

Гезелл (Gesell)Гезелл (Gesell) Арнольд Луций (1880-1961) —американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до 3 лет. Его исследования восполняли серьезный пробел в экспериментальном изучений и диагностике детей этого возраста, так как все тесты, разрабатываемые в школе Бине, Клапареда и др. были направлены главным образом на обследование детей от трех лет и старше. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, "зеркало Гезелла" (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Им также были введены в психологию новые методы исследования — лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этого была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (также как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.

Геллерштейн Соломон Григорьевич

ГеллерштейнГеллерштейн Соломон Григорьевич (1896-1967) — российский (советский) психолог один из создателей психотехники в СССР. Фундаментальные труды Геллерштейна посвящены проблеме упражнения в простой и сложной сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Ему принадлежат теоретические и экспериментальные разработки в области авиационной психологии и медицины, эргономики и технической эстетики, психологии спорта. В годы Великой Отечественной войны Геллерштейн исследовал проблемы восстановления утраченных психических функций, возвращая трудоспособность раненым. В психологии спорта Геллерштейн выявил возможности усовершенствования движений спортсменов при помощи сознательной регуляции скорости двигательной реакции. ("Чувство времени и скорость двигательной реакции", 1958).

Гельмгольц Герман

ГельмгольцГельмгольц Герман (1821-1894) — немецкий естествоиспытатель. В одной из первых работ "О сохранении силы" (1847) Гельмгольц, следуя идее единства природы, математически обосновал закон сохранения энергии и положение о тем, что живой организм представляет физико-химическую среду, в которой указанный закон точно выполняется. Этот вывод нанес сокрушительный удар по витализму. Внедряя физические методы в нервно-мышечную физиологию, Гельмгольц измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне. Полученные результаты положили начало изучению "времени реакции" — одной из главных тем зарождающейся экспериментальной психологии. Основополагающий характер носят работы Гельмгольца по физиологии органов чувств ("Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки", 1875; "Физиологическая оптика", 1867). Эти работы раскрыли причинную зависимость ощущений от воздействия внешних раздражителей на органы.

Гербарт Иоганн

Гербарт (Herbart)Гербарт Иоганн (1776-1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Считая, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике ("Учебник психологии", 1816), разработал учение о "статике и динамике" представлений как первичных элементах индивидуальной души, находящихся в непрерывном взаимодействии. По мнению Гербарта, между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удержаться в "жизненном пространстве" сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться, с тем, чтобы занять прежнее положение. Эта внутрипсихическая динамика поддается математическому анализу, поскольку представления могут быть истолкованы как силовые величины (что выражено в их интенсивности, субъективно воспринимаемой как ясность). Из запаса представлений образуется "апперцептивная масса", силой которой в фокусе внимания удерживается преимущественно данное содержание. Эта масса может быть целенаправленно сформирована педагогом, приобретающим тем самым средство управления процессом обучения ребенка.

Гиппократ

ГиппократГиппократ (460-377 гг до н э) — древнегреческий врач и мыслитель. Разработал систему естественнонаучных взглядов на организм и его функции (в том числе психические), его устройство и зависимость от факторов внешней среды, образа жизни индивида, условий его существования. Последние понимались очень широко и охватывали наряду с пищей и питьем метеорологические изменения, географическую среду и даже способ правления. Гиппократом впервые была высказана мысль о подчиненности человеческого способа существования универсальному закону с бесконечным многообразием индивидуальных случаев. С именем Гиппократа и его школы связывают учение о четырех типах темперамента, объяснявшее индивидуальные различия между людьми несколькими типами "смешения" основных гуморальных компонентов — "соков" организма (кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь). Гиппократ выдвинул положение о гуморальной детерминации эмоциональных проявлений поведения. Его учение укрепляло убеждение подчиненности человеческой жизни законам, которые не зависят от божественного произвола, познаются разумом и проверяются наблюдением. Благодаря Гиппократу проблемы индивидуальных различий впервые стали объектом естественнонаучного анализа ("Избранные книги" 1936).

Гоббс Томас

ГоббсГоббс Томас (1588-1679) — английский философ. Будучи поборником естественнонаучной методологии, считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Отверг представление о душе как самостоятельном начале психических явлений, сводя их (включая абстрактное мышление и волю) к правилам образования ассоциаций по смежности. Гоббс полагал, что из простых ощущений, вызванных внешним воздействием, как движением атомов в мозгу, возникают остальные психические процессы. Воля трактовалась как продукт основных чувственных мотивов — стремления и отвращения, а ум — как своего рода счетный аппарат, действия которого соответствуют сложению и вычитанию, причем счету подлежат не вещи, а имена. Человек рассматривался как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде ("Природа человека", 1650). Поскольку первоначально люди жили разобщено, в состоянии "войны всех против всех", они, с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира, добровольно согласились ограничить свободу каждого, перенеся индивидуальные естественные права на государя (государство, которому принадлежит абсолютный суверенитет) ("Левиафан", 1651). Рассматривая отношение индивида к обществу и государству, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Его строго детерминистское и монистическое объяснение психики оказало большое влияние на естественнонаучное направление в ассоциативной психологии.

Гольдштейн Курт

ГольдштейнГольдштейн Курт (Goldstein Kurt) (1878-1965) — немецкий невролог и психиатр, заложивший основы нейро- и патопсихологии и гешталът-направления в неврологии и психиатрии, создатель организмической теории биологии личности.

Гольдштейн внес фундаментальный вклад: 1) в проблему локализации функций в коре головного мозга, примирив крайние взгляды локализационистов и эквипотенциалистов (1927); 2) в проблемы функционального значения лобных долей и правого полушария мозга, афазий, психопатологии речи и мышления, компенсации нарушенных мозговых функций, психотерапии и мн. др.; 3) развил теорию психотической тревоги как нарушения функции предвосхищения (1923, 1927, 1957).

Гольдштейн — один из создателей нового нелинейного динамичного и гибкого стиля мышления в медицине и биологических науках. Еще в 1934 г. в своем главном труде "Организм" Гольдштейн показал недостаточность понятия гомеостаза для живых организмов. В противовес представлению о множестве инстинктов и потребностей, ввел в психологию понятие самоактуализации, как целостного выражения мотивации личности, социальной по преимуществу.

Гольдштейн показал, что человек в своем поведении постоянно комбинирует абстрактную и конкретную установки, переходя от одной к другой, в зависимости от требований ситуации и своих задач. Гольдштейн был близок к феноменологическому направлению (Э. Кассирер, М. Шелер и П. Тиллих) и сам оказал сильное влияние на многих феноменологов. Наряду с К. Штумпфом и А. Мишоттом Гольдштейн является крупнейшим представителем экспериментальной феноменологии. Разработанные Гольдштейном методики классификации, а также многие идеи и категории стали классическими. Среди его учеников был А. Маслоу.

Грот Николай Яковлевич

ГротГрот Николай Яковлевич (1852-1899) — российский психолог, одни из основателей экспериментальной психологии эмоций, возглавлял кафедру философии в Московском университете (1886) и Московское психологическое общество (1887). Предложил программу построения психологии ("Основания экспериментальной психологии", 1896), в которой подчеркивал, что она должна быть объективной, естественной, экспериментальной наукой. Грот был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. Проблема эмоционального развития является одной из важнейших в творчестве Грота. В книге "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (1880) он использует законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии, применительно к психологии, доказывая возможность экспериментального исследования эмоций.

Связывая, по традиции того времени, проблему формирования эмоций с развитием нравственности, Грот по-новому подошел к вопросу о свободе воли, связывая его с характером зависимости человека от своего состояния. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли, по его мнению, может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, то есть осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности.