Биографии известных психологов. М

М

Мак-Дугалл Вильям

Макаренко Антон Семёнович

Маслоу Абрахам Харольд

Мейерсон Иньянс

Менчинская Наталья Александровна

Мерлин Вольф Соломонович

Месмер Франц Антон

Мид Джордж Герберт

Мид Маргарет

Милль Джон Стюарт

Морено Якоб (Джекоб) Леви

Мюллер Иоганн

Мюнстерберг Гуго

Мясищев Владимир Николаевич

 

Мак-Дугалл Вильям

МакдугаллМак-Дугалл Вильям (1871–1938) — англо-американский психолог. Автор «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, Мак-Дугалл объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство «нордической расы». Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как «дренаже», вызывающем отток нервной системы.

Макаренко Антон Семенович

МакаренкоМакаренко Антон Семенович (1888–1939) — педагог и деятель образования. Работал на Украине и в России. В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии. Макаренко — автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Макаренко исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Педагогические и психологические идеи Макаренко нашли воплощение в практике возглавлявшихся им детских воспитательных учреждений.

Маслоу Абрахам Харольд

МаслоуМаслоу Абрахам Харольд (1908–1970) — американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность», 1954), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок при этом таков: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребности в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации — реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди — самоактуализирующиеся личности, —являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.

Мейерсон Иньянс

Мейерсон Иньянс (1888–1983) — французский психолог. В первый период деятельности занимался проблемами зоопсихологии и патопсихологии. В дальнейшем создал школу, носящую его имя (Сравнительно-историческая психология И. Мейерсона). В работе «Психологические функции и произведения» (1948) Мейерсон развивал принцип историзма применительно к генезису и развитию личности, проявлениям психических функций как их объективаций в продуктах культуры (нравственности, праве, религии, научном и мифологическом мышлении, философии, технике и т. д.), в которых материализуются и кристаллизуются различные аспекты исторически развивающейся человеческой психики. По мнению Мейерсона, труд, будучи психологической функцией, является основой всех человеческих творений.

Менчинская Наталья Александровна

МенчинскаяМенчинская Наталья Александровна (1905–1984) — российский психолог. Основная область исследования — педагогическая психология. Менчинской изучались закономерности усвоения знаний, обоснованы эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, вопросы методики и психологии обучения арифметике («Очерки психологии обучения арифметике», 1955).

Мерлин Вольф Соломонович

Мерлин Вольф Соломонович (1892–1982) — российский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности — нейродинамическим, психодинамичным и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).

Месмер Франц Антон

Месмер (Mesmer)Месмер Франц Антон (1734–1815) — австрийский врач. Полагая, что планеты оказывают воздействие на людей посредством магнитных сил, выдвинул представление о «животном магнетизме» как особой естественной силе, «заряжаясь» которой от планет и излучая ее на других людей, человек способен воздействовать на течение их физиологических процессов и изменение поведения. Разработанное на этой основе учение, получившее название «месмеризм», способствовало формированию научных представлений о гипнозе.

Мид Джордж Герберт

Мид Джордж ГербертМид Джордж Герберт (1863–1931) — американский философ, социолог, социальный психолог. Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, то есть является средством приспособления индивида к среде. В то же время полагал, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем — «обобщенного другого». Высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция Мида оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности, заложив основы символического интеракционизма («Сознание, личность и общество», 1934).

Мид Маргарет

МидМид Маргарет (1901–1978) — американский социолог и этнограф. Используя обширный материал этнографических исследований, изучала роль соотношения естественных и социокультурных факторов в формировании определенных типов личности, особое внимание уделяя социализации личности ребенка в различных культурах; разрабатывала проблему национального характера (в частности, русского) и другие вопросы этнопсихологии («Преемственность в развитии культуры», 1964).

Милль Джон Стюарт

МилльМилль Джон Стюарт (1806–1873) — английский философ и психолог. Один из лидеров эмпирической психологии. Считал, что при объяснении сознания следует ориентироваться не на механику, а на химию, поскольку элементы сознания не существуют изолированно, а благодаря ассоциации дают продукты, обладающие качествами, которых нет у исходных компонентов. Милль полагал, что каждое новое качество невыводимо посредством знания всеобщих законов из исходных, но может определяться только на основе опыта, индукции («Система логики», 1843). В теории восприятия руководствовался идеей о том, что константность (которая не может быть объяснена из ощущений, поскольку они всегда «текучи») возникает в силу постоянной возможности ощущений, создающей веру в существование независимого от них внешнего мира. Большое влияние на экспериментальную психологию оказали работы Милля по методологии науки.

Морено Якоб (Джекоб) Леви

МореноМорено Якоб (Джекоб) Леви (1892–1974) — американский психиатр, социальный психолог. Изучая с позиций, близких гештальтпсихологии и психоанализу, процессы в малой группе, отражающей неформальную микроструктуру общества, показал, что психическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, определяющейся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями, разработал метод социометрии. Получение в результате использования этого метода формализованной структуры межличностных отношений имеет не только диагностическое значение, но служит также основой для коррекционной работы, способствуя разрешению личностных конфликтов путем целенаправленного изменения положения личности в системе межперсональных отношений. Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют также разработанные Морено методы социограммы и психодрамы, использующиеся в современной групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге.

Мюллер Иоганн

Мюллер Иоганн (Иоганнес)Мюллер Иоганн (Muller Johannes Peter, 1801–1858) — немецкий физиолог. Автор концепции о специфической энергии органов чувств. Предпринял попытку объяснения психических процессов (восприятия, памяти, мышления, сновидений, темперамента) деятельностью головного мозга. В трактовке пространственных ощущений исходил из положения о том, что они являются прирожденными, заложенными в свойствах сетчатой оболочки глаза. Это учение является нативизмом, в данном случае противостоящим эмпиризму, отводящему главную роль индивидуальному опыту.

Мюнстерберг Гуго

МюнстербергМюнстерберг Гуго (1863–1916) — немецко-американский психолог, представитель практической психологии (психотехники). Изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей. С целью воспроизведения в лаборатории реальных жизненных ситуаций, к которым должен адаптироваться субъект труда, строил модели (карты) этих ситуаций, изображавшие в знаково-символической форме поле восприятия и действий. Занимался также вопросами гипноза и психологии свидетельских показаний.

Мясищев Владимир Николаевич

МясищевМясищев Владимир Николаевич (1892–1973) — советский психолог. Разрабатывал концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к воззрениям А. Ф. Лазурского. Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе.