Ладыгина-Котс
Надежда Николаевна
|
Ладыгина-Котс
Надежда Николаевна (1889–1963) — российский
психолог. Разрабатывая проблемы
зоопсихологии и сравнительной
психологии на материале исследования
интеллектуальных процессов у высших
антропоидов (шимпанзе) и у человека на
ранних стадиях его онтогенеза, пришла к
выводу о том, что, несмотря на высокий
уровень развития многих психических
свойств животного, между психикой
шимпанзе и психикой ребенка существуют
коренные качественные различия («Дитя
шимпанзе и дитя человека в их инстинктах,
эмоциях, играх, привычках и
выразительных движениях», 1935).
Исследования конструктивной и
орудийной деятельности шимпанзе
позволили Ладыгиной-Котс выделить ряд
факторов, отличающих «предтрудовую»
деятельность антропоидов от трудовой
деятельности человека («Конструктивная
и орудийная деятельность высших обезьян»,
1959). Идеи Ладыгиной-Котс сыграли важную
роль в изучении человеческой психики.
|
Лазурский
Александр Федорович
|
Лазурский
Александр Федорович (1874–1917) — русский
врач и психолог. Придерживаясь
естественнонаучной ориентации,
разработал «характерологию» —
психологическую концепцию
индивидуальных различий,
рассматривавшихся в тесной связи с
деятельностью нервных центров («Очерк
науки о характерах», 1909). В психической
реальности выделял две сферы:
эндопсихику как прирожденную основу
личности, включающую темперамент,
характер и ряд других
психофизиологических особенностей;
экзопсихику, понимаемую как систему
отношений личности к окружающему миру («Общая
и экспериментальная психология», 1912). На
этой основе построил систему
классификации личностей. Лазурский
одним из первых начал проводить
исследование личности в естественных
условиях деятельности испытуемого.
|
Ланге
Николай Николаевич
|
Ланге
Николай Николаевич (1858–1921) — русский
психолог, один из основателей
экспериментальной психологии в России.
Сформулировал концепцию стадиальности (фазовости)
процесса восприятия, предполагающую
смену фаз восприятия от более общего
характера к более частному,
дифференцированному. Всякое ощущение,
по Ланге, начинается с «простого толчка»
в сознании («что-то случилось»), затем
осознается род раздражителя (цвет, звук,
поверхность), форма предмета, место в
пространстве. Ланге видел в этом основу
всех простейших психических процессов («Психологические
исследования», 1893). Им была разработана
моторная теория внимания, согласно
которой движение рассматривалось как
условие, не только сопровождающее, но и
улучшающее восприятие. Двигательный
компонент, считал он, присутствует в
процессах мышления наряду с такими
составляющими, как память. Исходя из
этого, полагал, что воля — это импульс,
предшествующий любому сознательному
движению. Этот импульс не осознается
человеком, осознается лишь само
движение в виде сопровождающих его
суммы «обратных» ощущений. Следуя И.
М. Сеченову, Ланге считал двигательные
реакции организма первичными по
отношению к внутренним психическим
актам. Основная функция психики — «круговая
реакция», включающая
центростремительный ток, сообщающий
организму о достигнутом, и центробежную
реакцию (ответ на это сообщение).
Подчеркивая значение психики в
биологической эволюции, выступал против
психофизического параллелизма («Психология»,
1914).
|
Леб
Жак
|
Леб
Жак (Loeb Jacques, 1859–1924) — немецко-американский
биолог. Лидер механистического
направления в зоопсихологии, автор
учения о тропизмах. Используя данные
своих опытов над низшими животными,
выдвинул положение о том, что при
объяснении их реакций нет нужды
обращаться к психике, поскольку они
могут быть исчерпывающе объяснены
действием физико-химических факторов.
Ориентировочное поведение животных
возникает в ответ на возбуждение
различных чувствительных к этим
факторам периферических участков тела.
Дискуссии по поводу этого учения
стимулировали поиски нового понимания
объективного метода в психологии,
отличного от предложенного Лебом и его
последователями и вместе с тем
учитывающего бесперспективность
понимания сознания как бестелесной силы,
извне управляющей поведением.
|
Леви-Брюль
Люсьен
|
Леви-Брюль
Люсьен (1857–1939) — французский философ,
социолог, психолог, этнограф. Используя
богатый этнографический материал о
жизни народов Африки, Австралии, Океании,
находящихся на ранних этапах
социокультурного развития, опроверг
теорию анимизма английской
антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер
и др.), рассматривавшую психику вне ее
социально-исторической обусловленности.
Опираясь на выдвинутое Э.
Дюркгеймом понятие «коллективные
представления», утверждал, что
различным социально-историческим
структурам соответствуют определенные
типы мышления. На этой основе создал
теорию первобытного мышления («Умственные
функции в низших обществах», 1910),
характеризуя его как мистическое по
содержанию, пралогическое (дологическое)
по способу организации:
нечувствительное к противоречиям и
непроницаемое для опыта. В отличие от
мышления представителя цивилизованного
общества, оно не ориентировано на
установление логических отношений, а
подчиняется закону партиципации (сопричастия),
наделяющему предметы и явления
свойством «единосущности» (объединение
предметов не по существенным свойствам,
а по приписываемым им мистическим
качествам). Терминами «пралогическое» и
«логическое» Леви-Брюль обозначал не
сменяющие друг друга стадии, но
сосуществующие типы мышления. Определяя
содержание коллективных представлений
первобытного человека, пралогическое
мышление не распространялось на сферу
личного опыта и практических действий. В
ходе исторического развития общества,
обусловившего доминирование
логического мышления, следы
пралогического мышления сохраняются в
религии, морали, обрядах и т. д. («Первобытное
мышление», 1922); («Первобытная душа», 1927).
Несмотря на вызванный справедливой
критикой отказ Леви-Брюля от ряда своих
положений, его работы послужили мощным
стимулом развития культурно-исторического
подхода к анализу человеческой психики.
|
Левин
Курт
|
Левин
Курт (1890–1947) — германо-американский
психолог. Был близок гештальтпсихологии.
Выступил с критикой ассоциативной
концепции аффективно-волевых актов и
учения Н. Аха о
детерминирующих тенденциях. Используя
физическое понятие «поле» и принципы
описания, принятые в топологии,
разработал концепцию динамической
системы поведения, которая находится
под напряжением, когда нарушается
равновесие между индивидом и средой.
Согласно учению Левина о мотивации,
мотивами являются объекты — различные
районы «жизненного пространства», в
которых индивид испытывает потребность,
или квазипотребность — намерение. Сами
объекты окружающей среды приобретают
при этом мотивационную силу и
утрачивают ее, когда потребность (или
квазипотребность) удовлетворена. Левин
отвергал представление о том, что
потребность является биологически
предопределенной константой, а энергия
и динамика мотива замкнуты в пределах
индивида. Левин разработал
экспериментальные методики изучения
мотивации, в частности уровня
притязаний, запоминания законченных и
незаконченных действий и др.
Психологическое «пространство» он
изображал с помощью графических
символов, разделяя его границами и
барьерами на районы, изменяющие свои
формы. Им была разработана также особая
геометрическая модель для описания
векторов движения субъекта в
психологическом поле и его
представления о том, «что ведет к чему?».
В дальнейшем Левин создал новую
исследовательскую программу,
отразившую актуальные социальные
запросы. От анализа индивидуальной
мотивации он перешел к изучению
групповой динамики, трактуя группу как
динамическое целое, сплачиваемое
взаимодействующими внутри ее силами.
Это потребовало от Левина и его
сотрудников экспериментального
изучения лидерства, конфликта и других
социально-психологических проблем,
возникающих в группе.
|
Лейбниц
Готфрид
|
Лейбниц
Готфрид (1646–1716) — немецкий философ.
Опираясь на открытое им
дифференциальное и интегральное
исчисление, представил психический мир
в виде бесконечной градации нечленимых,
замкнутых в себе нематериальных
ценностей — монад. Отвергнув
установленное Декартом равенство
психики и сознания, Лейбниц ввел понятие
о бессознательной психике, полагая, что
в сознании субъекта непрерывно идет
скрытая от него работа психических сил в
виде особой динамики неосознаваемых
восприятий («малых перцепций»). Животные,
по мнению Лейбница, не являются простыми
автоматами. Разум им заменяют
ассоциации, которые являются
единственным способом организации
знания не только для животных, но и для
людей, когда они ограничиваются данными
органов чувств. Вместе с тем только
людям свойственно ясное рациональное
понимание природы вещей и постижение
вечных истин. Распространив на
человеческое сознание идею непрерывной
градации психических образов, Лейбниц
разделил перцепцию и апперцепцию,
понимая под первой презентацию (представленность)
какого-либо содержания, под второй — его
отчетливое осознание, которое включает
обостренное внимание и активную работу
памяти. Критикуя эмпиризм Локка,
выразившийся в трактовании души как
органа, запечатлевающего чувственные
воздействия, Лейбниц указывал, что этот
орган не является «чистой доской», в нем
имеются только задатки,
предрасположенность к познанию,
реализуемая активной деятельностью
разума. Объясняя связь между
психическим и физическим, Лейбниц
выдвинул положение о том, что между ними
существует не взаимодействие, а
соответствие в виде созданной благодаря
божественной мудрости «предустановленной
гармонии». Душа и тело совершают свои
действия самостоятельно, независимо
друг от друга, но поскольку они (подобно
паре часов, показывающих одно и то же
время) запущены в ход и движутся с
величайшей точностью, складывается
впечатление об их зависимости. Лейбниц
— родоначальник теорий, отстаивающих
приоритет активности психики и
строящихся на представлении о
бессознательном.
|
Леонтьев
Алексей Николаевич
|
Леонтьев
Алексей Николаевич (1903–1979) — советский
психолог. Разрабатывая в 20-х гг.
совместно с Л. С.
Выготским и А. Р. Лурия
культурно-историческую теорию, провел
цикл экспериментальных исследований,
раскрывающих механизм формирования
высших психических функций (произвольное
внимание и память) как процесс «вращивания»,
интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных
действий во внутренние психические
процессы («Развитие памяти», 1931).
Опираясь на идеи культурно-исторической
теории, выдвинул и детально разработал
общепсихологическую концепцию
деятельности, являющуюся одним из
влиятельных теоретических направлений
в отечественной и мировой психологии.
Содержание этой концепции тесно связано
с проведенным Леонтьевым анализом
развития психики в фило- и онтогенезе,
раскрывающим механизмы происхождения
сознания и его роли в регуляции
деятельности человека («Проблемы
развития психики», 1959). На основе
предложенной Леонтьевым схемы
структуры деятельности (деятельность —
действие — операция —
психофизиологические функции),
соотнесенной со структурой
мотивационной сферы (мотив — цель —
условие), изучался широкий круг
психических явлений (восприятие,
мышление, память, внимание и др.), среди
которых особое внимание уделялось
анализу сознания (выделение значения,
смысла и «чувственной ткани» в качестве
главных его компонентов) и личности (трактовка
ее базовой структуры как иерархии
мотивационно-смысловых образований).
|
Лесгафт
Петр Францевич
|
Лесгафт
Петр Францевич (1837–1909) — русский анатом,
педагог и психолог. Обосновывая теорию
физического воспитания, рассматривал ее
в контексте задачи формирования
целостной личности, отводя главную роль
не развитию мышечного аппарата самого
по себе, а умению управлять им как особой
сенсомоторной способности. Первичной
считалась чувственно-образная
регуляция поведения, предполагающая
отображение пространственно-временных
отношений, в координатах которых
совершается действие. Разработал
концепцию «школьных типов», в основание
которой легли наблюдения над различиями
в поведении людей по отношению к
сверстникам, взрослым, процессу
обучения.
|
Лешли
Карл
|
Лешли
Карл (1890–1958) — американский психолог.
Изучал изменения в психической
регуляции поведения животных при
удалении у них различных частей
головного мозга; занимался проблемой
локализации психических функций. В
своих экспериментах Лешли выяснял
отношение процесса научения к
количеству удаленного мозгового
вещества, придя к отрицанию зависимости
высших приспособительных реакций от
отдельных участков коры головного мозга
(«Механизмы мозга и интеллект», 1929).
Отвергая принцип локализации
рефлекторных актов (в том числе условно-рефлекторных),
Лешли выступил против учения И.
П. Павлова. В дальнейшем Лешли
отказался от своей крайней позиции и
принципа эквипотенциальности (равноценности)
любых частей мозга в выработке навыков и
решении интеллектуальных задач.
|
Липпс
Теодор
|
Липпс
Теодор (1851–1914) — немецкий психолог.
Выдвинул теорию эмпатии как особого
психического акта, при котором субъект,
воспринимая предмет, проецирует на него
свое эмоциональное состояние, испытывая
при этом позитивные или негативные
эстетические переживания. Они не
пробуждаются художественным творением,
а привносятся в него. При восприятии
неодушевленных форм (например,
архитектурных построек) появляется
ощущение, что они полны внутренней жизни.
Этим объясняются геометрические
иллюзии (например, вертикальная линия
воспринимается более длинной, чем в
действительности, поскольку
наблюдатель чувствует себя как бы
вытягивающимся вверх). Данные о
вчувствовании субъекта в линейные и
пространственные формы, как и концепция
эмпатии, используются в психологии
искусства.
|
Локк
Джон
|
Локк
Джон (1632–1704) — английский философ. В
истории психологической мысли занял
важное место, противопоставив
рационализму и априоризму Декарта
учение о происхождении всех идей из
опыта (эмпиризм). В локковском понимании
в опыте объединялись как чувственные
впечатления от внешних объектов, так и
то, что непосредственно испытывает
индивидуальная душа в процессе
собственной деятельности. Согласно
Локку, исходными в структуре разума
являются простые идеи ощущений и столь
же простые идеи рефлексии как
направленности субъекта на свой
внутренний мир. Сознание — это
восприятие человеком происходящего в
его собственном уме. Данное положение
Локка стало отправным для развития
интроспективной психологии. Обосновав
положение о том, что нет врожденных идей,
но идеи любой степени сложности
являются продуктом переработки
простейших, Локк ввел в психологию
принцип развития. Среди простых идей
выделялись «удовольствие» и «боль», из
которых возникает все богатство эмоций.
|
Ломов
Борис Федорович
|
Ломов
Борис Федорович (1927–1989) — российский
психолог. Центральное место в научной
деятельности Ломова начиная со второй
половины 50-х гг. занимала проблема
взаимодействия человека с техническими
устройствами («Человек в системе
управления», 1968; «Человек и техника», 1963,
1966). Им были заложены основы разработки
проблем инженерной психологии в СССР.
Изучая общие проблемы методологии
психологии, сформулировал принципы
системного подхода к анализу
психических явлений, показал место и
роль психологии в системе других наук («Методологические
и теоретические проблемы психологии»,
1984). Ломов разрабатывал проблему общения
(взаимосвязи познания и общения,
деятельности и общения), вел
исследования в различных отраслях
психологии (аваиационной, космической и
др.).
|
Лоренц
Конрад
|
Лоренц
Конрад (1903–1988) — австрийский
естествоиспытатель, один из
основоположников современной этологии.
Изучал поведение животных и человека,
исследовал проблемы эволюции, структуры
факторов и механизмов поведения
животных («Кольцо царя Соломона», 1970; «Человек
находит друга», 1971).
|
Лурия
Александр Романович
|
Лурия
Александр Романович (1902–1977) —
российский психолог, основоположник
нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20-х гг.
аффективные состояния человека,
разработал сопряженную моторную
методику, выявляющую скрытые
аффективные комплексы. В дальнейшем,
работая с Л. С.
Выготским, А. Н.
Леонтьевым и другими отечественными
психологами, разрабатывал культурно-историческую
теорию человеческой психики. Главные
теоретические и экспериментальные
исследования Лурии, посвященные
проблемам мозговой локализации высших
психических функций и их нарушений при
локальных повреждениях мозга, послужили
основой формирования концептуального
аппарата и феноменологической базы
нейропсихологии, а также выработки
системы методов нейропсихологической
диагностики.
|