Адлер Альфред (1870-1937) — австрийский
психолог, представитель
психоаналитического направления в
психологии. Создал научную школу "индивидуальной
психологии". В своем учении Адлер
отстаивал принцип внутреннего единства
психической жизни личности, отмечал
отсутствие жесткой границы и
антагонизмов между сознанием и
бессознательным. В объяснении
человеческого поведения опирался на
понимание конечной цели, к которой
стремится человек, подчиняя все свои
психические проявления. Согласно Адлеру,
основными движущими силами развития
личности выступают универсальное
стремление к превосходству, успеху,
совершенству и чувство общности,
выражающее готовность сотрудничать с
другими людьми для достижения общих
целей. С недоразвитием чувства общности
связываются разные формы
психопатологии и социальных отклонений.
Адлер внес вклад в разработку проблемы
жизненного стиля, в теорию сновидений, в
исследования неврозов; он изучал
вопросы взаимоотношений
разновозрастных детей в семье, влияние
различных стилей воспитания на
формирование личности ребенка и др.
|
Александер (Alexander) Франц (1891-1964) —
американский психоаналитик.
Один из создателей психосоматики.
Исследовал и описал конфликтные модели
болезней, проявляющиеся у различных
типов личности. Сформулировал векторную
теорию конфликтных импульсов
заболеваний и определил три их вектора:
1) желание объединить, получить, принять,
2) желание исключить, удалить, отдать,
расходовать энергию для свершения чего-либо
(в т.ч. нападения и нанесения вреда) и 3)
желание сохранить, накопить.
Разрабатывал функциональную теорию
личности, в границах которой установил 4
основных функции личности: 1) восприятие
субъективных нужд (внутренняя перцепция),
2) восприятие информации окружающего
мира (внешняя перцепция или "чувство
реальности"), 3) интеграция внешнего и
внутреннего восприятии (влекущая
планирование действий для
удовлетворения субъективных нужд) и 4)
контроль произвольного двигательного
поведения (исполнительная функция "Я").
Особую известность и влияние приобрел
цикл его работ об эмоциональных
причинах появления гипертонии и язвы
желудка.
|
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) —
советский (российский) психолог. Следуя
традициям В.
М. Бехтерева, выступил с идеей
создания единой концепции
человекознания как комплексной
дисциплины, синтезирующей достижения
широкого круга наук о человеке ("Человек
как предмет познания", 1969). Ананьев
выделял иерархически соподчиненные
уровни организации человека: индивид,
личность, индивидуальность. Интерес
представляют исследования Ананьева в
области сенсорных и перцептивных
процессов ("Психология чувственного
познания", 1960), а также педагогической
психологии ("Психология
педагогической оценки", 1935) и др.
|
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) —
древнегреческий философ, создатель
психологической системы,
интегрировавшей достижения античной
мысли и ставшей на столетия
основополагающей для различных
направлений в понимании душевной
деятельности. Принципы и главные
понятия этой системы изложены в
трактате "О душе", ее важные
положения содержатся в других
сочинениях Аристотеля ("Этика", "Риторика",
"Метафизика", "История животных").
В противовес представлениям о душе как
особом начале Аристотель учил, что душу
от живого тела отделить нельзя,
поскольку она является его формой,
способом его организации. Такой подход
придал психологии Аристотеля
биологическую ориентацию. Будучи
принципом жизни и развития, душа не
может делиться на части, но проявляется
в виде нескольких функций (способностей)
или деятелъностей, образующих особый
генетический ряд. Вегетативная ("питающая")
функция души специфична для растений,
чувствующая и движущая функции — для
животных, разумная — для человека.
Высшие функции возникают на основе
низших, поэтому функции души
представляют собой уровни ее эволюции.
Аристотелю принадлежит разделение
органов чувств на пять разрядов. Наряду
с передающими отдельные чувственные
качества вещей органами (зрения, слуха и
др.) он выделял "общее чувствилище",
которое позволяет воспринимать единые
для многих объектов свойства (величину,
число). Аристотель отграничил область
представлений ("фантазии") от
восприятии, считая ее посредником между
чувственным и рациональным знанием.
Образы, "фантазии" служат
предпосылкой мышления. Объясняя
процессы памяти, Аристотель развил
понятие об ассоциациях по сходству,
смежности и контрасту и телесном
механизме этих ассоциаций. Движущей
силой поведения было признано
стремление, выражающее внутреннюю
активность организма и сопряженное с
чувством удовольствия или
неудовольствия.
Действия, повлекшие за собой
удовольствие, организм стремится вновь
воспроизвести, в силу чего это чувство
выступает как фактор научения. Каждой
ситуации соответствует определенная (правильная)
аффективная реакция, связанная с
поступком. Человек поступает дурно,
когда эта реакция является либо
избыточной, либо недостаточной.
Оптимальный способ поведения (и
аффективного реагирования) необходимо
вырабатывать опытом, изучением других и
самого себя. Благодаря поступкам
формируется характер. При объяснении
процесса познания Аристотель выдвинул
понятие об особой форме
интеллектуальной активности человека,
обозначенной им термином "нус" (разум).
Эта форма в качестве творческой
активности, ведущей к общим понятиям,
была противопоставлена всем остальным и
истолкована как то, что, завися от тела,
привносится в психофизическую
организацию человека извне в виде "божественного
разума".
Аристотелю принадлежит разграничение
двух видов разума: теоретического и
практического. Последний представляет
собой особый тип мышления, поскольку
служит эффективной регуляции реальных
действий, а не только приобретению
знаний. Аристотель применял
генетический и объективный методы при
изучении специфических психических и
этических признаков поведения. Идеи
Аристотеля стимулировали развитие
психологической мысли последующих эпох.
|