Биографии известных психологов. Б

Б

Бардин Кирилл Васильевич (1929-1995)

Басов Михаил Яковлевич

Бергсон Анри

Берн Эрик

Бернштейн Николай Александрович

Бехтерев Владимир Михайлович

Бине Альфред

Бинсварген Людвиг

Блонский Павел Петрович

Божович Людмила Ильинична

Брентано Франц

Бэкон Френсис

Бэн Александр

Бюлер Карл

Бюлер Шарлотта

 

Бардин Кирилл Васильевич (1929-1995)

БардинБардин Кирилл Васильевич (1929-1995) — российский психолог, доктор психологических наук (1976). Специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии. Им написана первая на русском языке монография по проблемам и методам психофизики (1976), разработана и экспериментально обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М. Б. Михалевской), описан феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей. На этой основе им была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства. В 90-х годах сформулировал и разработал новое научное направление — субъектную психофизику (Начала субъектной психофизики / совместно с Ю. Б. Индлиньм. 1993).

Басов Михаил Яковлевич

Басов Михаил Яковлевич (1892-1931) — советский (российский) психолог. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций ("Воля как предмет функциональной психологии", 1923). Басов ввел в психологию термин "деятельность". Басов считал человека активным "деятелем в среде", настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения, полагая, что его содержание опосредовано ценностями науки и культуры. Внес крупный вклад в педагогическую психологию ("Общие основы педологии", 1931).

Бергсон Анри

БергсонБергсон (Bergson) Анри (1859—1941) — французский философ, основоположник интуитивизма, доктор философии (1889), профессор (1898), член Академии моральных и политических наук (1901), член Французской Академии (1914), лауреат Нобелевской премии (1927). Бергсон исследовал проблемы динамической природы и идеи времени, вопросы существования и функционирования психического (субъективного) времени, проблемы "длительности", восприятия души, "подпочвы сознания", сознания, "сверхсознания", бессознательного, памяти и эволюции теории памяти, интуиции, сновидений, сопереживания, развития, познания, творчества, свободы и мн. др. Бергсон выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия. Развивал положение о том, что знание в формах интеллекта отображает реальность всегда односторонне, поскольку интеллект неразрывно связан с практикой. В качестве мощного средства и вида познания выдвигал интуицию. Оказал влияние на психоанализ и др. течения глубинной психологии. Автор книг "Этюд о непосредственных данных сознания" (1889), "Творческая эволюция" (1907), "Восприятие изменчивости" (1911), "Сновидения" (1914), "Духовная энергия" (1919), "Длительность и одновременность" (1922) и др.

Берн Эрик

Эрик БернБерн Эрик (1902-1970) — американский психолог и психиатр. Разработал "трансактный анализ".

 

 

 

Бернштейн Николай Александрович

БернштейнБернштейн Николай Александрович (1896-1966) — советский (российский) психофизиолог. Создал и применил новые методы исследования движений человека. Анализ полученных результатов позволил Бернштейн сформулировать положение о том, что приобретение навыка обусловлено не повторением одних и тех же иннервационных команд, а выработкой умения каждый раз заново решать двигательную задачу. Бернштейн показал, что движение направляется моделью потребного будущего. Созданная им общая теория построения движений изложена в монографии "О построении движения" (1947). Последующие работы Бернштейна посвящены изучению основ физиологии активности.

Бехтерев Владимир Михайлович

БехтеревБехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — российский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал первую в России экспериментальнопсихологическую лабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения. Возникшая в оппозиции к традиционной интроспективной психологии сознания, теория Бехтерева первоначально получила название объективной психологии (1904), затем психорефлексологии (1910) и, наконец, рефлексологии (1917). Бехтерев внес крупный вклад в развитие экспериментальной психологии ("Общие основы рефлексологии человека", 1917).

Бине Альфред

БинеБине Альфред (1857-1911) — французский психолог, основатель экспериментальной психологии во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории (1889). Один из основоположников учения о тестах. Бине стремился утвердить в психологии объективный метод исследования.

 

Бинсварген Людвиг

БинсваргенБинсварген (Binswanger) Людвиг (1881-1966) — швейцарский психиатр, психолог и философ. Создатель экзистенциального анализа. В 30-е гг. XX в. Бинсварген, опираясь на идеи, теорию и методологию экзистенциальной философии М. Хайдеггера, феноменологию Э. Гуссерля и данные антропологии, переосмыслил психоаналитические идеи 3. Фрейда и создал собственную версию психоанализа — экзистенциальный анализ. Использование идей последнего произвело антропологический и феноменологический поворот в психиатрии того времени. Бинсварген сосредоточил внимание на "бытии-в-мире" как принципиальном феномене человеческого существования, исследовал его разнообразные формы, сделал ряд феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения. Главные труды Бинсваргена: "Основные формы и познание человеческого существования" (1942), "Введение в проблемы общей психологии" (1922), "Феноменологическая антропология" (1947); "Воспоминания о 3. Фрейде" (1956) и др.

Блонский Павел Петрович

БлонскийБлонский Павел Петрович (1884-1941) — российский психолог и педагог. Блонский рассматривал психологию как науку о поведении живых существ ("Очерк научной психологии", 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии ("Педология", 1934,1936) и возрастной психологии ("Очерки детской сексуальности", 1935). Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Блонский анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения ("Память и мышление", "Развитие мышления школьников", 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Божович Людмила Ильинична

БожовичБожович Людмила Ильинична (1908-1981) — советский (российский) психолог. Основная область исследований — педагогическая и детская психология. Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Божович занималась анализом личностных конфликтов детей. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивой личности ("Личность и ее формирование в детском возрасте", 1968).

Брентано Франц

БрентаноБрентано Франц (1838-1917) — австрийский философ. Используя идеи Аристотеля, Брентано предложил план разработки новой психология сознания ("Психология с эмпирическое точки зрения", 1873), в основу которой был положен постулат о принципиальном различии между областью душевных внутренних явлений и внешним физическим миром. Это различие, согласно Брентано, определяется тем, что сознание строится не из содержания (ощущений, образов и т. п.), а из актов (представлений, суждений и эмоциональной оценки), предполагающих "направленность на" или "интенцию". Брентано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии, процедуру членения сознания на элементы. По его мнению, психология должна изучать внутренний опыт в его реальном к естественном составе, включая производимые им действия (акты). Говоря об объективности сознания (каждый психический феномен в отличие от физического, характеризуется тем, что в нем интенционально сосуществует объект), Брентано понимал под объектом не реальную, независимую от сознания вещь, а феномен, бытие которого дано в силу его актуализации субъектом. Это вело к представлению о субъекте как о системе актов, имеющей основание в самой себе и постигаемой посредством самонаблюдения. Положение Брентано об активности, предметности, целостности сознания явилось основанием для возникновения ряда течений в западноевропейской психологии (функционализм, феноменологический подход Гуссерля, Вюрцбургская школа и др.).

Бэкон Френсис

Френсис БэконФрэнсис Бэкон (Bacon F.) (1561-1626) — английский психолог, философ и политик, основатель эмпирической психологии. В своих книгах "Опыты" (1597), "Новый Органон" (1620) Бэкон выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области.

Такой деистический взгляд свойствен Бэкону и в подходе к душе. Выделяя боговдохновенную и телесную души, он наделяет их разными свойствами (ощущение, движение — у телесной, мышление, воля — у боговдохновенной), считая, что идеальная, боговдохновенная душа является объектом богословия, в то время как объектом науки являются свойства телесной души и проблемы, вытекающие из их исследования Доказывая, что основа всех знаний заключается в опыте человека, Бэкон предостерегал против поспешных выводов, сделанных на основе данных органов чувств. Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Бэкон называл идолами, и его "учение об идолах" является одной из важнейших частей его методологии.

Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте, необходимо проверять данные ощущений экспериментом, то для подтверждения и проверки умозаключений необходимо использовать разработанный Бэконом метод индукции. Правильная индукция, тщательное обобщение и сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает возможность избежать ошибок, свойственных разуму. Принципы исследования душевной жизни, подхода к предмету психологического исследования, заложенные Бэконом, получили дальнейшее развитие в психологии Нового времени.

Бэн Александр

Александр Бэн (1818-1903) — английский психолог. Будучи одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, с тем, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств ("Ощущения и интеллект", 1855; "Эмоции и воля", 1859), уделив особое внимание рефлексам, инстинктам, навыкам. Значительное место в его исследованиях отводилось мышечной системе организма, в деятельности которой признавалась спонтанность. Принципом спонтанной активности объяснялось формирование навыка путем повторения случайных действий, среди которых закрепляются те, что приводят к успеху Сочетание спонтанности с механицизмом (отбор полезного идет путем слепого поиска) послужило основой принципа "проб и ошибок", ставшего ведущим во многих психологических направлениях. В понимании ассоциаций Бэн считал первичным смежность, вторичным — сходство. Он выделял особый вид творческих ассоциаций. К традиционным пяти органам чувств присоединил органическое чувство (включавшее и мышечные ощущения). Отстаивал концепцию психофизического параллелизма.

Бюлер Карл

Карл БюлерКарл Бюлер (1879-1963) — немецко-австрийский психолог. В первый период творчества примкнул к Вюрцбургской школе, где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. После первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики. Бюлером была предложена схема трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект). Ряд его исследований посвящен проблемам теории и психологии языка и речи. Вопросы методологии научного познания Бюлер рассматривал в работе "Кризис психологии" (1927), считая, что выход этой науки из кризисной ситуации возможен путем интеграции трех основных направлений - интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции поведения и культурологических исследований психики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В дальнейшем предпринял попытку дать собственную трактовку принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных.

Бюлер Шарлотта

Шарлотта Бюлер (1893-1974) — австрийский и американский психолог. Опираясь на исследования диагностики психического развития ("Диагностика нервнопсихического развитая детей раннего возраста", 1935), разработала схему периодизации жизненного пути личности, положившую начало психобиографическому направлению в психологии. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. Каждая из них может преобладать в различные периоды жизни личности, самоосуществление которой возможно в рамках любой из этих тенденций. Бюлер руководствовалась идеей уникальности жизненного пути, активности и самодетерминация субъекта, направленности на реализацию целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью или "Я" без участия сознания. "Я" при этом выступает у Бюлер как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути.