Бардин Кирилл Васильевич (1929-1995)
|
Бардин Кирилл Васильевич (1929-1995) —
российский психолог, доктор
психологических наук (1976). Специалист в
области психофизики, общей и
педагогической психологии. Им написана
первая на русском языке монография по
проблемам и методам психофизики (1976),
разработана и экспериментально
обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М. Б.
Михалевской), описан феномен повышения
чувствительности в результате
извлечения наблюдателем из сенсорной
информации о простом сигнале признаков
других модальностей. На этой основе им
была разработана концепция
переорганизации сенсорного
пространства. В 90-х годах сформулировал
и разработал новое научное направление
— субъектную психофизику (Начала
субъектной психофизики / совместно с Ю. Б.
Индлиньм. 1993).
|
Басов
Михаил Яковлевич
|
Басов Михаил
Яковлевич (1892-1931) — советский (российский)
психолог. Разработал методику
психологических наблюдений за детьми
дошкольного возраста. В полемике со
сторонниками рефлексологии доказывал
важность и возможность объективного
экспериментального изучения
внутрипсихических функций ("Воля как
предмет функциональной психологии",
1923). Басов ввел в психологию термин "деятельность".
Басов считал человека активным "деятелем
в среде", настаивал на
социокультурной и исторической
обусловленности индивидуального
поведения, полагая, что его содержание
опосредовано ценностями науки и
культуры. Внес крупный вклад в
педагогическую психологию ("Общие
основы педологии", 1931).
|
Бергсон
Анри
|
Бергсон (Bergson) Анри (1859—1941) —
французский философ, основоположник
интуитивизма, доктор философии (1889),
профессор (1898), член Академии моральных и
политических наук (1901), член Французской
Академии (1914), лауреат Нобелевской
премии (1927). Бергсон исследовал проблемы
динамической природы и идеи времени,
вопросы существования и
функционирования психического (субъективного)
времени, проблемы "длительности",
восприятия души, "подпочвы сознания",
сознания, "сверхсознания",
бессознательного, памяти и эволюции
теории памяти, интуиции, сновидений,
сопереживания, развития, познания,
творчества, свободы и мн. др. Бергсон
выдвинул идею о происхождении
интеллекта из потребности
практического действия. Развивал
положение о том, что знание в формах
интеллекта отображает реальность
всегда односторонне, поскольку
интеллект неразрывно связан с практикой.
В качестве мощного средства и вида
познания выдвигал интуицию. Оказал
влияние на психоанализ и др. течения
глубинной психологии. Автор книг "Этюд
о непосредственных данных сознания"
(1889), "Творческая эволюция" (1907), "Восприятие
изменчивости" (1911), "Сновидения"
(1914), "Духовная энергия" (1919), "Длительность
и одновременность" (1922) и др.
|
Берн
Эрик
|
Берн Эрик (1902-1970) — американский
психолог и психиатр. Разработал "трансактный
анализ".
|
Бернштейн
Николай Александрович
|
Бернштейн Николай Александрович
(1896-1966) — советский (российский)
психофизиолог. Создал и применил новые
методы исследования движений человека.
Анализ полученных результатов позволил
Бернштейн сформулировать положение о
том, что приобретение навыка
обусловлено не повторением одних и тех
же иннервационных команд, а выработкой
умения каждый раз заново решать
двигательную задачу. Бернштейн показал,
что движение направляется моделью
потребного будущего. Созданная им общая
теория построения движений изложена
в монографии "О построении движения"
(1947). Последующие работы Бернштейна
посвящены изучению основ физиологии
активности.
|
Бехтерев
Владимир Михайлович
|
Бехтерев Владимир Михайлович
(1857-1927) — российский физиолог,
невропатолог, психиатр, психолог.
Основал первую в России
экспериментальнопсихологическую
лабораторию (1885), а затем
Психоневрологический институт (1908) —
первый в мире центр по комплексному
изучению человека. Опираясь на
выдвинутую И.
М. Сеченовым рефлекторную концепцию
психической деятельности, разработал
естественнонаучную теорию поведения.
Возникшая в оппозиции к традиционной
интроспективной психологии сознания,
теория Бехтерева первоначально
получила название объективной
психологии (1904), затем
психорефлексологии (1910) и, наконец,
рефлексологии (1917). Бехтерев внес
крупный вклад в развитие
экспериментальной психологии ("Общие
основы рефлексологии человека", 1917).
|
Бине
Альфред
|
Бине Альфред (1857-1911) — французский
психолог, основатель экспериментальной
психологии во Франции и первой в этой
стране психологической лаборатории (1889).
Один из основоположников учения о
тестах. Бине стремился утвердить в
психологии объективный метод
исследования.
|
Бинсварген
Людвиг
|
Бинсварген (Binswanger) Людвиг (1881-1966) —
швейцарский психиатр, психолог и
философ. Создатель экзистенциального
анализа. В 30-е гг. XX в. Бинсварген,
опираясь на идеи, теорию и методологию
экзистенциальной философии М.
Хайдеггера, феноменологию Э. Гуссерля
и данные антропологии, переосмыслил
психоаналитические идеи 3.
Фрейда и создал собственную версию
психоанализа — экзистенциальный анализ.
Использование идей последнего
произвело антропологический и
феноменологический поворот в
психиатрии того времени. Бинсварген
сосредоточил внимание на "бытии-в-мире"
как принципиальном феномене
человеческого существования,
исследовал его разнообразные формы,
сделал ряд феноменологических описаний
субъективных переживаний в процессе
лечения. Главные труды Бинсваргена: "Основные
формы и познание человеческого
существования" (1942), "Введение в
проблемы общей психологии" (1922), "Феноменологическая
антропология" (1947); "Воспоминания о
3. Фрейде" (1956) и др.
|
Блонский
Павел Петрович
|
Блонский Павел Петрович (1884-1941) —
российский психолог и педагог. Блонский
рассматривал психологию как науку о
поведении живых существ ("Очерк
научной психологии", 1921). Ему
принадлежит ряд исследований по
педологии ("Педология", 1934,1936) и
возрастной психологии ("Очерки
детской сексуальности", 1935). Выступая
за комплексный подход к изучению
ребенка, Блонский анализировал
познавательные и волевые процессы в их
связи с конкретной деятельностью
ребенка в условиях обучения ("Память и
мышление", "Развитие мышления
школьников", 1935). Он сформулировал
генетическую (стадиальную) теорию
памяти, согласно которой различные виды
памяти — моторная, аффективная,
образная и вербальная — описываются как
этапы развития человека, его речи и
мышления, изменения им окружающей
действительности.
|
Божович
Людмила Ильинична
|
Божович Людмила Ильинична (1908-1981) —
советский (российский) психолог.
Основная область исследований —
педагогическая и детская психология.
Божович изучала познавательные
интересы школьников, осуществляла
дифференцированный подход к выявлению
мотивов учебной деятельности и их связи
со сферой социальных мотивов. Божович
занималась анализом личностных
конфликтов детей. Экспериментально
исследовала функции самооценки, уровня
притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной
сфере ребенка, природу и пути
формирования устойчивой личности ("Личность
и ее формирование в детском возрасте",
1968).
|
Брентано
Франц
|
Брентано Франц (1838-1917) —
австрийский философ. Используя идеи Аристотеля,
Брентано предложил план разработки
новой психология сознания ("Психология
с эмпирическое точки зрения", 1873), в
основу которой был положен постулат о
принципиальном различии между областью
душевных внутренних явлений и внешним
физическим миром. Это различие, согласно
Брентано, определяется тем, что сознание
строится не из содержания (ощущений,
образов и т. п.), а из актов (представлений,
суждений и эмоциональной оценки),
предполагающих "направленность на"
или "интенцию". Брентано критиковал
за искусственность принятую в
лабораториях экспериментальной
психологии, процедуру членения сознания
на элементы. По его мнению, психология
должна изучать внутренний опыт в его
реальном к естественном составе,
включая производимые им действия (акты).
Говоря об объективности сознания (каждый
психический феномен в отличие от
физического, характеризуется тем, что в
нем интенционально сосуществует объект),
Брентано понимал под объектом не
реальную, независимую от сознания вещь,
а феномен, бытие которого дано в силу его
актуализации субъектом. Это вело к
представлению о субъекте как о системе
актов, имеющей основание в самой себе и
постигаемой посредством самонаблюдения.
Положение Брентано об активности,
предметности, целостности сознания
явилось основанием для возникновения
ряда течений в западноевропейской
психологии (функционализм, феноменологический
подход Гуссерля, Вюрцбургская школа и др.).
|
Бэкон
Френсис
|
Фрэнсис Бэкон (Bacon F.) (1561-1626) —
английский психолог, философ и политик,
основатель эмпирической психологии. В
своих книгах "Опыты" (1597), "Новый
Органон" (1620) Бэкон выступал
апологетом опытного,
экспериментального знания, служащего
покорению природы и усовершенствованию
человека. Разрабатывая классификацию
наук, он исходил из положения о том, что
религия и наука образуют
самостоятельные области.
Такой деистический взгляд свойствен
Бэкону и в подходе к душе. Выделяя
боговдохновенную и телесную души, он
наделяет их разными свойствами (ощущение,
движение — у телесной, мышление, воля —
у боговдохновенной), считая, что
идеальная, боговдохновенная душа
является объектом богословия, в то время
как объектом науки являются свойства
телесной души и проблемы, вытекающие из
их исследования Доказывая, что основа
всех знаний заключается в опыте
человека, Бэкон предостерегал против
поспешных выводов, сделанных на основе
данных органов чувств. Ошибки познания,
связанные с психической организацией
человека, Бэкон называл идолами, и его
"учение об идолах" является одной
из важнейших частей его методологии.
Если для получения достоверных данных,
базирующихся на чувственном опыте,
необходимо проверять данные ощущений
экспериментом, то для подтверждения и
проверки умозаключений необходимо
использовать разработанный Бэконом
метод индукции. Правильная индукция,
тщательное обобщение и сопоставление
подтверждающих вывод фактов с тем, что
опровергает их, дает возможность
избежать ошибок, свойственных разуму. Принципы исследования
душевной жизни, подхода к предмету
психологического исследования,
заложенные Бэконом, получили дальнейшее
развитие в психологии Нового времени.
|
Бэн
Александр
|
Александр Бэн (1818-1903)
— английский психолог. Будучи одним из
лидеров ассоциативной психологии,
стремился придать ей физиологическую
ориентацию, с тем, чтобы возможно теснее
связать психические процессы с
деятельностью мозга и органов чувств
("Ощущения и интеллект", 1855; "Эмоции
и воля", 1859), уделив особое внимание
рефлексам, инстинктам, навыкам.
Значительное место в его исследованиях
отводилось мышечной системе организма,
в деятельности которой признавалась
спонтанность. Принципом спонтанной
активности объяснялось формирование
навыка путем повторения случайных
действий, среди которых закрепляются те,
что приводят к успеху Сочетание
спонтанности с механицизмом (отбор
полезного идет путем слепого поиска)
послужило основой принципа "проб и
ошибок", ставшего ведущим во
многих психологических направлениях. В
понимании ассоциаций Бэн считал
первичным смежность, вторичным —
сходство. Он выделял особый вид
творческих ассоциаций. К традиционным
пяти органам чувств присоединил
органическое чувство (включавшее и
мышечные ощущения). Отстаивал концепцию
психофизического параллелизма.
|
Бюлер
Карл
|
Карл Бюлер (1879-1963) — немецко-австрийский
психолог. В первый период творчества
примкнул к Вюрцбургской школе, где
разрабатывал методики
экспериментального изучения мышления, в
частности метод свободного отчета
испытуемого о своих психических
процессах при решении сложных задач.
После первой мировой войны
сосредоточился на изучении проблем
развития детской психики. Бюлером была
предложена схема трех стадий развития
психики у животных и человека (инстинкт,
навык, интеллект). Ряд его исследований
посвящен проблемам теории и психологии
языка и речи. Вопросы методологии
научного познания Бюлер рассматривал в
работе "Кризис психологии" (1927),
считая, что выход этой науки из
кризисной ситуации возможен путем
интеграции трех основных направлений -
интроспективной концепции сознания,
бихевиористской концепции поведения и культурологических исследований
психики, ставящих личность в
зависимость от системы ценностей. В
дальнейшем предпринял попытку дать
собственную трактовку принципа
целостности в жизнедеятельности
человека и животных.
|
Бюлер
Шарлотта
|
Шарлотта Бюлер
(1893-1974) — австрийский и американский
психолог. Опираясь на исследования
диагностики психического развития ("Диагностика
нервнопсихического развитая детей
раннего возраста", 1935), разработала
схему периодизации жизненного пути
личности, положившую начало
психобиографическому направлению в
психологии. Человеческая жизнь, по Бюлер,
характеризуется четырьмя
сосуществующими базисными тенденциями:
удовлетворением потребностей,
адаптивным самоограничением,
творческой экспансией и установлением
внутренней гармонии. Каждая из них может
преобладать в различные периоды жизни
личности, самоосуществление которой
возможно в рамках любой из этих
тенденций. Бюлер руководствовалась
идеей уникальности жизненного пути,
активности и самодетерминация субъекта,
направленности на реализацию целей,
смыслов и ценностей. Интеграция этой
активности осуществляется личностью
или "Я" без участия сознания. "Я"
при этом выступает у Бюлер как
изначально данное духовное образование,
в основном не изменяющееся на
протяжении жизненного пути.
|