Биографии известных психологов. Ф

Ф

Фабри Курт Эрнестович

Фестингер Леон

Фехнер Густов Теодор

Фортунатов Григорий Алексеевич

Франкл Виктор Эмиль

Фрейд Зигмунд

Фромм Эрих

 

Фабри Курт Эрнестович

ФабриФабри Курт Эрнестович (1923–1990) — российский зоопсихолог, этолог, специализировался в области зоологии позвоночных, антропологии и сравнительной психологии, ученик Н. Н. Ладыгиной-Котс. Основная тематика его работ — онтогенез поведения и психики животных, эволюция психики, психическая деятельность приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза. Фабри выполнены оригинальные исследования импритинга у птиц, существенно дополнившие классические представления о природе этого феномена («Основы зоопсихологии», 1976; 1993). Он разрабатывал прикладные аспекты зоопсихологии. Фабри удалось выявить сходные (по форме, но не по содержанию) признаки в развитии игры в онтогенезе человека и высших животных.

Фестингер Леон

ФестингерФестингер Леон (1919 г. рожд.) — американский психолог. Ученик и последователь К. Левина, исходя из общей методологической ориентации гештальт-психологии, Фестингер выдвинул «когнитивного диссонанса теорию». Толчком к ней послужило изучение слухов, распространившихся в результате землетрясения в одном из североамериканских штатов. Фестингер, объясняя происхождение этих слухов и причины повсеместной веры в них, сделал вывод, что люди стремятся к внутренней гармонии между получаемой информацией и наличными мотивами их поведения. При нарушении гармонии (диссонансе) индивид стремится к редукции возникшей напряженности путем изменения одного из элементов, либо переосмысления информации, либо сдвигов в интересах и знаниях.

Фехнер Густав Теодор

ФехнерФехнер Густав Теодор (1801–1887) — немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов точку зрения, согласно которой вся Вселенная одушевлена, а материя —лишь теневая оборотная сторона психического, Фехнер опирался на установленную Э. Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями. Он выдвигал идею создания особой науки психофизики, предмет которой — закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических, связанных чисто функционально. Идеи психофизики, изложенные в работе «Элементы психофизики» (1860), оказали огромное влияние на зарождающуюся экспериментальную психологию. Предложенные Фехнером психофизические методы позволили применить язык математики к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физическими агентами, а также вывести один из первых психофизических законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (закон Вебера—Фехнера). В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универсального характера и действителен только в известных пределах, а также применим только лишь к слуховым и зрительным ощущениям. Тем не менее методы и идеи Фехнера оказались плодотворными не только для разработки психологии отношений, но и для изучения памяти. Значение работ Фехнера состояло во внедрении новаторских экспериментально-математических методов в исследование психических процессов.

Фортунатов Григорий Алексеевич

Фортунатов Григорий Алексеевич (1891–1972) — российский психолог и педагог. Основное направление исследований — детская психология. Фортунатов изучал эмоциональные состояния, вопросы группового взаимодействия в так называемых «самовозникающих коллективах», проблемы психологии творчества. Автор учебных пособий по педологии, учебника для средней школы («Психология», 1956/в соавт. с А. В. Петровским).

Франкл Виктор Эмиль

ФранклФранкл Виктор Эмиль (1905–1997) — австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности — смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация — это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть — орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и поэтическое, или духовное. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол («Человек в поисках смысла», 1979). Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых, даже критических жизненных обстоятельствах.

Фрейд Зигмунд

Фрейд ЗигмундФрейд Зигмунд (1856–1939) — австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (либидо). В работах «Исследования истерии» (1895, совместно с доктором И. Брейером) и «Толкование сновидений» (1900) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни —обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. («Психопатология обыденной жизни», 1901). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь «цензуру» сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фаллическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось «Эдипову комплексу». Продолжая практику психотерапевта, Фрейд обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы («Тотем и табу», 1913; «Психология масс и анализ человеческого Я», 1921). В структуре личности Фрейд выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Будущее одной иллюзии», 1927, «Цивилизация и недовольные ею», 1929, «Моисей и монотеизм», 1939).  

Фромм Эрих

Фромм ЭрихФромм Эрих (1900–1980) — немецко-американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи. Вся активность человека подчинена решению указанной базовой проблемы — обретению единства с миром и с самим собой. Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования является, согласно Фромму, любовь — форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я» («Искусство любви», 1964). Путь к оздоровлению современного общества, несовместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовное очищение человека.