Фабри
Курт Эрнестович (1923–1990) — российский
зоопсихолог, этолог, специализировался
в области зоологии позвоночных,
антропологии и сравнительной
психологии, ученик Н. Н.
Ладыгиной-Котс. Основная тематика его
работ — онтогенез поведения и психики
животных, эволюция психики, психическая
деятельность приматов, этологические и
биопсихологические предпосылки
антропогенеза. Фабри выполнены
оригинальные исследования импритинга у
птиц, существенно дополнившие
классические представления о природе
этого феномена («Основы зоопсихологии»,
1976; 1993). Он разрабатывал прикладные
аспекты зоопсихологии. Фабри удалось
выявить сходные (по форме, но не по
содержанию) признаки в развитии игры в
онтогенезе человека и высших животных.
|
Фестингер
Леон (1919 г. рожд.) — американский
психолог. Ученик и последователь К.
Левина, исходя из общей
методологической ориентации гештальт-психологии,
Фестингер выдвинул «когнитивного
диссонанса теорию». Толчком к ней
послужило изучение слухов,
распространившихся в результате
землетрясения в одном из
североамериканских штатов. Фестингер,
объясняя происхождение этих слухов и
причины повсеместной веры в них, сделал
вывод, что люди стремятся к внутренней
гармонии между получаемой информацией и
наличными мотивами их поведения. При
нарушении гармонии (диссонансе) индивид
стремится к редукции возникшей
напряженности путем изменения одного из
элементов, либо переосмысления
информации, либо сдвигов в интересах и
знаниях.
|
Фехнер
Густав Теодор (1801–1887) — немецкий физик,
психолог, философ. Стремясь обосновать с
помощью математических и
экспериментальных методов точку зрения,
согласно которой вся Вселенная
одушевлена, а материя —лишь теневая
оборотная сторона психического, Фехнер
опирался на установленную Э.
Г. Вебером зависимость между
ощущениями и раздражителями. Он
выдвигал идею создания особой науки
психофизики, предмет которой —
закономерные соотношения двух рядов
явлений: психических и физических,
связанных чисто функционально. Идеи
психофизики, изложенные в работе «Элементы
психофизики» (1860), оказали огромное
влияние на зарождающуюся
экспериментальную психологию.
Предложенные Фехнером психофизические
методы позволили применить язык
математики к описанию экспериментально
установленных корреляций между
ощущениями и вызывающими их физическими
агентами, а также вывести один из первых
психофизических законов, согласно которому
интенсивность ощущения пропорциональна
логарифму интенсивности раздражителя (закон
Вебера—Фехнера). В дальнейшем выявилось,
что этот закон не имеет универсального
характера и действителен только в
известных пределах, а также применим
только лишь к слуховым и зрительным
ощущениям. Тем не менее методы и идеи
Фехнера оказались плодотворными не
только для разработки психологии
отношений, но и для изучения памяти.
Значение работ Фехнера состояло во
внедрении новаторских экспериментально-математических
методов в исследование психических
процессов.
|
Франкл
Виктор Эмиль (1905–1997) — австрийский
психиатр и психолог. Автор концепции
логотерапии, согласно которой движущей
силой человеческого поведения является
стремление найти и реализовать
существующий во внешнем мире смысл
жизни. Человек не задает этот вопрос, а
отвечает на него своими реальными
поступками. Роль смысла выполняют
ценности — смысловые универсалии,
обобщающие опыт человечества. Франкл
описывает три класса ценностей,
позволяющих сделать жизнь человека
осмысленной: ценности творчества (в
первую очередь труд); ценности
переживания (в частности, любовь) и
ценности отношения (сознательно
вырабатываемая позиция в критических
жизненных обстоятельствах, которые
невозможно изменить). Осуществляя смысл,
человек осуществляет тем самым себя;
самоактуализация — это лишь побочный
продукт осуществления смысла. Совесть —
орган, который помогает человеку
определить, какой из потенциальных
смыслов, заложенных в ситуации, является
для него истинным. Франкл выделял три
онтологических измерения (уровня
существования) человека: биологическое,
психологическое и поэтическое, или
духовное. Именно в последнем
локализованы смыслы и ценности,
играющие определяющую по отношению к
нижележащим уровням роль в детерминации
поведения. Воплощением
самодетерминации человека выступают
способности: к самотрансценденции,
направленности вовне себя; к
самоотстранению; к принятию позиции по
отношению к внешним ситуациям и самому
себе. Свобода воли в понимании Франкла
неразрывно связана с ответственностью
за совершаемые выборы, без которой она
вырождается в произвол («Человек в
поисках смысла», 1979). Логотерапия
строится на осознании пациентом
ответственности за нахождение и
реализацию смысла своей жизни в любых,
даже критических жизненных
обстоятельствах.
|
Фрейд
Зигмунд (1856–1939) — австрийский психолог,
создатель психоанализа. Начав свои
исследования как физиолог и врач-невропатолог,
пришел к выводу, что источником многих
заболеваний являются неосознаваемые
больными комплексы, которые, будучи
вытесненными из сознания, вызывают
патологические симптомы (расстройства
движений, восприятий, памяти,
эмоциональной сферы и др.). На этом
основании решающую роль в организации
поведения придавал бессознательному
ядру психической жизни, образуемому
мощными влечениями, прежде всего —
сексуальными (либидо). В работах «Исследования
истерии» (1895, совместно с доктором И.
Брейером) и «Толкование сновидений» (1900)
выдвинул основные положения
психоанализа как концепции личности и
техники лечения нервно-психических
расстройств. Применяя гипноз, используя
методику расшифровки свободных
ассоциаций, сновидений и трансфера,
пришел к выводу, что избавление от
некогда пережитых в детстве травм путем
их осознания дает положительный
врачебный эффект. В психической жизни Ф.
выделял три уровня: бессознательный,
предсознательный и сознательный.
Бессознательное является источником
инстинктивного заряда мотивационной
энергии. Предсознательное содержит
психические акты и явления, которые без
особого напряжения могут быть осознаны
субъектом. Сознательное не является
пассивным отражением того, что
происходит в сфере бессознательного, но
находится с ним в неизменном конфликте,
вызванном необходимостью подавлять
сексуальные влечения. Первоначально эта
схема применялась к объяснению
клинических фактов, затем она была
перенесена на некоторые обычные
проявления психической жизни —обмолвки,
шутки, описки, провалы памяти и др. («Психопатология
обыденной жизни», 1901). Во всех случаях
предполагалось, что либидо прорывается
сквозь «цензуру» сознания и ищет
различные обходные пути, разряжаясь в
формах, являющихся внешне нейтральными
и случайными, однако имеющими для
личности смысл значимого символа и
симптома. Считалось, что в период
развития организма от младенчества до
зрелого возраста сексуальный инстинкт
претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная,
анальная, фаллическая). Задача
усматривалась в выявлении этих фаз, с
тем чтобы найти источник сексуальных
нарушений, вызывающих у личности невроз
в поздний период ее жизни. Особое место
отводилось «Эдипову комплексу».
Продолжая практику психотерапевта,
Фрейд обратился от исследования
индивидуального поведения к истории
человеческой культуры, полагая, что и в
ней (мифах, памятниках литературы и
искусства) воплощены сексуальные
комплексы («Тотем и табу», 1913; «Психология
масс и анализ человеческого Я», 1921). В
структуре личности Фрейд выделял три
взаимодействующих компонента: Оно, Я и
Сверх-Я, выступая против теорий,
отождествлявших личность с ее сознанием
и самосознанием или с ее
психофизиологическими особенностями. В
поздний период творчества Фрейд
сосредоточился на социокультурных
проблемах («Будущее одной иллюзии», 1927, «Цивилизация
и недовольные ею», 1929, «Моисей и
монотеизм», 1939).
|
Фромм
Эрих (1900–1980) — немецко-американский
психолог, один из представителей
неофрейдизма. Основную проблему
человеческого существования усматривал
в экзистенциальном противоречии,
которое состоит в нарушении
естественной, гармоничной связи
человека с природой и на этой основе с
другим человеком и с самим собой.
Тотальное отчуждение как
характеристика человеческого бытия
существует с момента разрыва этой
естественной связи. Вся активность
человека подчинена решению указанной
базовой проблемы — обретению единства с
миром и с самим собой. Единственно
адекватным ответом на проблему
человеческого существования является,
согласно Фромму, любовь — форма
человеческих отношений, позволяющая
человеку обрести подлинное «Я» («Искусство
любви», 1964). Путь к оздоровлению
современного общества, несовместимого с
гуманистическими требованиями
человеческой природы, лежит через
моральное обновление, духовное очищение
человека.
|