Биографии известных психологов. Х

Х

Хайдеггер Мартин

Халл Кларк Леонард

Холл Гренвилл Стэнли

Хорни Карен

 

Хайдеггер Мартин

ХайдеггерХайдеггер (Heidegger) Мартин (1889–1976) — немецкий философ. Один из создателей и лидеров экзистенциальной философии. Д-р философии (1913), проф. Марбургского (с 1923) и Фрейбургского (с 1928) университетов. Занимался теологией, математикой и естествознанием, испытал воздействие философии Ф. Брентано, Вильгельма Дильтея, с 1916 г. работал ассистентом Э. Гуссерля. В 1927 г. опубликовал работу «Бытие и время», ставшую его основным философским произведением. Исследовал ряд актуальных проблем человеческого существования, в том числе вопросы бытия и его структуры, временности, конечности, смысла, заброшенности, одиночества, тревоги, заботы, страха, свободы, истины и др. В 1929 г. возглавил кафедру философии, которой до этого руководил Э. Гуссерль. В послевоенный период активно исследовал проблемы мира, техники, языка, происхождения метафизического способа мышления, истины бытия и др. Создал оригинальные теории и соответствующий категориально-понятийный аппарат. По приглашению Л. Бинсвангера неоднократно посещал его клинику, где излагал идеи своей философии психиатрам и психоаналитикам. Оказал влияние на развитие современной философии, психоанализа и других течений глубинной психологии, всего гуманитарного знания. Автор книг «Кант и проблема метафизики» (1929), «Введение в метафизику» (1953), «Что такое мышление?» (1954), «На пути к языку» (1959), «Ницше» (тт. 1–2, 1961) и др.  

Халл Кларк Леонард

ХаллХалл Кларк Леонард (1884–1952) — американский психолог. Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти. Наибольшую известность приобрел как теоретик необихевиоризма, автор математической гипотетико-дедуктивной теории обучения, в которой давалась своеобразная интерпретация учения И. П. Павлова об условных рефлексах, в частности понятия «подкрепление». Главным принципом обучения Халл считал редукцию потребности (уменьшение потребности в результате ее удовлетворения) — чем чаще и интенсивнее редуцируется (удовлетворяется) потребность, тем больше сила навыка. Халл отстаивал необходимость ввести в объяснение поведения «промежуточные переменные» (предложенные Э. Ч. Толменом), то есть факторы, опосредствующие двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная). Пытаясь подойти строго математически к анализу поведения, Халл вместе с тем не придавал существенного значения познавательным факторам и нейрофизиологическим механизмам («Система поведения», 1952).

Холл Гренвилл Стэнли

Холл Гренвилл СтэнлиХолл Гренвилл Стэнли (1846–1924) — американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики. С целью исследования детской психики Холл широко распространял вопросники, отвечая на которые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям  («Юность», 1904). Методика вопросников встретила резкую критику, поскольку строилась на признании достоверности высказываний детей о самих себе. Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов. В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества). Формирование психики детей трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен. Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали неприемлемые для современной науки выводы. Холл настаивал, в частности, на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистические, религиозные и другие стадии в своем развитии («Проблемы воспитания», 1911).

Хорни Карен

Хорни КаренХорни Карен (1885–1952) — американский психолог. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства — «коренной тревоге», которая возникает у ребенка из-за «изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире». Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность к самореализации. Эти положения легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных «стратегий» поведения, таких, как движение к людям, от людей, против людей.