Хайдеггер
(Heidegger) Мартин (1889–1976) — немецкий философ.
Один из создателей и лидеров
экзистенциальной философии. Д-р
философии (1913), проф. Марбургского (с 1923) и
Фрейбургского (с 1928) университетов.
Занимался теологией, математикой и
естествознанием, испытал воздействие
философии Ф. Брентано,
Вильгельма Дильтея, с
1916 г. работал ассистентом Э. Гуссерля. В
1927 г. опубликовал работу «Бытие и время»,
ставшую его основным философским
произведением. Исследовал ряд
актуальных проблем человеческого
существования, в том числе вопросы бытия
и его структуры, временности, конечности,
смысла, заброшенности, одиночества,
тревоги, заботы, страха, свободы, истины
и др. В 1929 г. возглавил кафедру философии,
которой до этого руководил Э. Гуссерль. В
послевоенный период активно исследовал
проблемы мира, техники, языка,
происхождения метафизического способа
мышления, истины бытия и др. Создал
оригинальные теории и соответствующий
категориально-понятийный аппарат. По
приглашению Л. Бинсвангера неоднократно
посещал его клинику, где излагал идеи
своей философии психиатрам и
психоаналитикам. Оказал влияние на
развитие современной философии,
психоанализа и других течений глубинной
психологии, всего гуманитарного знания.
Автор книг «Кант и проблема метафизики»
(1929), «Введение в метафизику» (1953), «Что
такое мышление?» (1954), «На пути к языку»
(1959), «Ницше» (тт. 1–2, 1961) и др.
|
Халл
Кларк Леонард (1884–1952) — американский
психолог. Экспериментально изучал
образование понятий, гипноз и внушение,
закономерности механической памяти.
Наибольшую известность приобрел как
теоретик необихевиоризма, автор
математической гипотетико-дедуктивной
теории обучения, в которой давалась
своеобразная интерпретация учения И.
П. Павлова об условных рефлексах, в
частности понятия «подкрепление».
Главным принципом обучения Халл считал
редукцию потребности (уменьшение
потребности в результате ее
удовлетворения) — чем чаще и
интенсивнее редуцируется (удовлетворяется)
потребность, тем больше сила навыка.
Халл отстаивал необходимость ввести в
объяснение поведения «промежуточные
переменные» (предложенные Э.
Ч. Толменом), то есть факторы,
опосредствующие двигательную реакцию (зависимая
переменная) на раздражитель (независимая
переменная). Пытаясь подойти строго
математически к анализу поведения, Халл
вместе с тем не придавал существенного
значения познавательным факторам и
нейрофизиологическим механизмам («Система
поведения», 1952).
|
Холл
Гренвилл Стэнли (1846–1924) — американский
психолог, один из основоположников
педологии, сторонник экспериментальной
педагогики. С целью исследования
детской психики Холл широко
распространял вопросники, отвечая на
которые дети должны были сообщать о
своих чувствах (в частности, моральных и
религиозных), о своем отношении к другим
людям («Юность», 1904). Методика
вопросников встретила резкую критику,
поскольку строилась на признании
достоверности высказываний детей о
самих себе. Впоследствии метод
вопросников был заменен методом тестов.
В объяснении психического развития
ребенка Холл опирался на
биогенетический закон, на основе
которого в детскую и педагогическую
психологию вводился принцип
рекапитуляции (сокращенного повторения
основных этапов развития человечества).
Формирование психики детей
трактовалось как фатальный переход от
одной фазы развития человеческого рода
к другой. Например, характер детских игр
объяснялся проявлением и «изживанием»
охотничьих инстинктов первобытных
людей, а игры подростка считались
воспроизведением образа жизни
воинственных племен. Из применения
биогенетического закона к психологии
детей следовали неприемлемые для
современной науки выводы. Холл
настаивал, в частности, на том, что детям
нужно предоставлять возможность
проходить через анимистические,
религиозные и другие стадии в своем
развитии («Проблемы воспитания», 1911).
|
Хорни
Карен (1885–1952) — американский психолог.
Разделяя основные положения
психоанализа о решающей роли
бессознательного, об антагонизме
природного и социального, Хорни
акцентировала значение воздействия
окружающей социальной среды на
формирование личности. Основу мотивации
человека она усматривала в чувстве
беспокойства — «коренной тревоге»,
которая возникает у ребенка из-за «изолированности
и беспомощности в потенциально
враждебном мире». Это чувство
заставляет человека стремиться к
безопасности, в нем заключена
потребность к самореализации. Эти
положения легли в основу неофрейдизма.
Каждый индивид может и хочет
совершенствовать свой личностный
потенциал, но когда это естественное
стремление блокируется внешним
социальным влиянием, возникает
невротический конфликт. Чтобы подавить
его, человек использует защитные
механизмы в виде определенных «стратегий»
поведения, таких, как движение к людям,
от людей, против людей.
|