Тард
Габриель
|
Тард
Габриель (1843–1904) — французский психолог,
социолог и криминолог. Под влиянием
получивших широкую популярность
исследований роли внушения и гипнотизма
выдвинул концепцию, согласно которой
основой социальных связей личности
служат три фактора: подражание,
изобретение и оппозиция (противодействие
инновациям). Среди этих факторов
доминирующим является подражание («Законы
подражания», 1890) как основа ассимиляции
индивидом установок, верований,
чувств других людей. Внушенные извне
мысли и эмоции определяют характер
душевной деятельности как в состоянии
сна, так и при бодрствовании. Групповое
поведение Тард трактовал как
гипнотизацию множества людей,
основанную на имитации, а само это
поведение как одну из форм
сомнамбулизма. Все, что человек умеет
делать, не учась на чужом примере (ходить,
есть и др.), относится к разряду
физиологических явлений, а обладание
какой-либо походкой, предпочтение
определенной еды и т. п. — результат
социальной жизни. В качестве
криминолога выступал против версии о
врожденном характере преступных
намерений и действий, считая их
продуктом отношений в общественной
среде.
|
Теплов
Борис Михайлович
|
Теплов
Борис Михайлович (1896–1965) — российский
психолог. В ранний период творчества
провел цикл исследований в области
психологии восприятия. В дальнейшем
занимался проблемами психологии
индивидуальных различий. Разработал
психологическую концепцию способностей
и продемонстрировал способы их
эмпирического анализа в конкретных
видах человеческой деятельности ( «Способности
и одаренность», 1941; «Психология
музыкальных способностей», 1940; «Ум
полководца», 1943 и др.). Используя
концепцию И. П. Павлова
о типах высшей нервной деятельности,
создал исследовательскую программу по
изучению физиологических основ
индивидуально-психологических различий
человека, которая способствовала
созданию нового междисциплинарного
направления — дифференциальной
психофизиологии («Проблемы
индивидуальных различий», 1961).
|
Термен
Льюис
|
Термен
Льюис (1877–1955) — американский психолог.
Один из основоположников учения о
психологических тестах. Развил идеи А.
Бине; разработал шкалу измерения
интеллекта (тест Бине—Tepмeнa), ставшую
стандартной. В период первой мировой
войны с целью массового обследования
новобранцев применял этот тест, а также
ряд других психометрических средств,
включив наряду с вербальными
невербальные задачи. Разработал и
реализовал программу
лонгитюдональности изучения большого
контингента одаренных детей.
|
Тёрстоун
Луис
|
Тёрстоун
Луис (1887–1955) — американский психолог.
Основное направление исследований —
применение статистики к решению
психологических проблем. Инициатор
разработки и использования в различных
областях психологии факторного анализа
(«Векторы психики», 1935), с помощью
которого исследовался большой массив
тестов, диагностирующих различные виды
способностей (как перцептивных, так и
интеллектуальных). Считал, что интеллект
построен из нескольких первичных
способностей: вербальной; перцептивной;
особой способности восприятия
пространства, памяти, рассуждения и
беглой речи. Наличие единого общего
фактора, характеризующего интеллект,
Тёрстоун отрицал. Он автор многих
процедур статистической обработки
психологических данных и шкал (в том
числе — шкалы установок, получившей
широкое применение в социальной
психологии). Большое внимание уделял
вопросам психологии творчества, в
частности измерению способностей к
инициативному и самостоятельному
решению задач, требующих высокого
уровня сообразительности.
|
Толмен
Эдуард Чейс
|
Толмен
Эдуард Чейс (1886–1959) — американский
психолог, теоретик необихевиоризма.
Разработал систему, соединявшую идеи
бихевиоризма, гештальтпсихологии и
фрейдизма. В противовес «строгому»
бихевиоризму Дж. Уотсона
доказывал, что поведение как животных,
так и человека построено не из единиц
типа «стимул — реакция», а из целостных
актов, которые включают мотив и цель,
различение свойств вещей и их
структурных отношений, построение и
проверку гипoтeз и т. п. Все эти
внутренние моменты объединялись
Толменом в понятие «промежуточные
переменные», то есть факторы,
действующие между непосредственными
стимулами (внешними и внутренними) и
итоговой реакцией. «Промежуточные
переменные» мыслились Толменом как
образования физические, а не
психологические. Исследования Толмена
внесли много нового в трактовку «классическим»
бихевиоризмом процесса обучения.
Преодолевая механистический взгляд на
упражнение и подкрепление, свойственный
бихевиоризму, Толмен показал, что
упражнение предполагает образование
познавательных структур, а роль
подкрепления может играть не только
удовлетворение потребности, но и
подтверждение ожидания. Процесс
научения происходит и тогда, когда
подкрепление отсутствует, например, при
исследовании животным ситуации
возможного действия («латентное
научение»). Несмотря на известный
прогресс по сравнению с предшествующими
зарубежными теориями обучения, в
концепции Толмена можно найти
методологические просчеты:
закономерности поведения животных и
человека отождествлялись,
нейромеханизмы игнорировались как «ненаблюдаемое»,
целенаправленность действия не
получала причинного объяснения («Целенаправленное
поведение у животных и человека», 1932).
|
Торндайк
Эдуард Ли
|
Торндайк
Эдуард Ли (1874–1949) — американский
психолог и педагог. Первая работа
Торндайка «Ум животных» (1898) явилась
важной вехой на пути внедрения
объективного метода в исследование
процесса научения. Помещая в «проблемные»
ящики — экспериментальные устройства
различной степени сложности —
подопытных животных (кошек, собак,
низших обезьян), Торндайк фиксировал
характер их двигательных реакций,
направленных на то, чтобы выйти из ящика
и получить подкрепление рефлекса. Ход
опытов и его результаты изображались
графически в виде кривых, на к-рых
отмечались повторные пробы и
затраченное время. Характер кривой (названной
им «кривой научения») дал Торндайкe
основание утверждать, что животное
действует методом «проб, ошибок и
случайного успеха». Весь процесс
научения трактовался как простое
установление связи между ситуациями и
движениями. Торндайк внес существенный
вклад в разработку проблемы навыков,
сформулировал ряд законов научения («закон
упражнения», «закон эффекта», «закон
готовности» и др.), носящих, по его мнению,
универсальный характер. Он отрицал
качественное различие между навыками
животных и человека. С механиcтичecки-биoлoгизаторских
позиций Торндайк разрабатывал проблемы
поведенческой психологии. Ему
принадлежит серия работ по психологии
обучения арифметике, алгебре, языку,
чтению. Для количественного определения
уровня психического развития он
разработал систему ментиметрических
приемов (тестов). Впоследствии Торндайк
внес ряд коррективов в модель научения,
признал, в частности, значение
сенсорного контроля для образования
навыков. Исследования Торндайка дают
основание утверждать, что он подготовил
возникновение бихевиоризма.
|
Тэджфел
Генри
|
Тэджфел
Генри (1920–1982) — английский психолог.
Автор теории социальной идентичности.
Согласно Тэджфелу, Я-концепция личности
может быть представлена в виде
когнитивной системы, регулирующей все
формы социального поведения. Она
включает в себя две основные подсистемы:
личностную идентичность и групповую
идентичность. Первая относится к
самоопределению человека в терминах его
физических, интеллектуальных и
нравственных черт. Вторая — в терминах
суммы его групповых членств —
этнической, социальной,
профессиональной и т. д. принадлежности.
Сдвиг от личностной идентичности к
групповой в сознании соответствует
сдвигу от межличностных форм
социального взаимодействия к
межгрупповым формам и наоборот. Важным
моментом концепции Тэджфела является
анализ четырех взаимосвязанных
когнитивных процессов (социальной
категоризации, социальной
идентификации, социального сравнения и
межгрупповой дискриминации), лежащих в
основе формирования как личностной, так
и социальной идентичностей. Особое
внимание Тэджфел уделял межгрупповым
формам поведения, в том числе
межгрупповым конфликтам, когнитивным
детерминантам напряженности и
предвзятости в отношениях между
группами. Основные положения концепции
социальной идентичности были
использованы для объяснения и
исследования крупномасштабных
социальных процессов — межэтнических
конфликтов, языковой дифференциации,
социальной справедливости и др. («Социальная
идентичность и межгрупповые отношения»,
1982).
|