Узнадзе
Дмитрий Николаевич
|
Узнадзе
Дмитрий Николаевич (1886–1950) — грузинский
советский психолог. Основатель теории
установки как общепсихологической
концепции, раскрывающей закономерности
развития и функционирования психики в
процессе целенаправленной активности
субъекта. Предпосылкой его теории был
философско-психологический анализ
трудов В. Соловьева, А.
Бергсона, Г. Лейбница.
Трактовал психологию как науку о
целостной духовной личности, мотивы и
поступки которой могут носить
неосознаваемый характер.
Экспериментально изучал закономерности
смены установок, разрабатывал вопросы
психотехники, педологии, возрастной и
педагогической психологии,
зоопсихологии. Особое внимание он
уделял исследованиям языка, образования
понятий, наименования, постижения
значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные
основы психологии установки», 1949).
|
Уотсон
Джон Бродес
|
Уотсон
Джон Бродес (1878–1958) — американский
психолог, основоположник бихевиоризма.
Выступая против взглядов на психологию
как науку о непосредственно
переживаемых субъективных явлениях,
предложил программу построения новой
психологии, предметом которой считал
поведение, а не сознание. Предпосылкой
этого подхода являлось положение о том,
что сознание не может быть изучено
объективно, так как оно якобы открыто
только для «внутреннего зрения» (интроспекции).
Из теории поведения исключались не
только факты сознания, но и
нейрофизиологические процессы,
поскольку они составляют предмет другой
науки — нейрофизиологии головного
мозга. «Старые» понятия об образах,
мыслях, идеях, чувствах Уотсон предложил
заменить понятиями о мышечных и
секреторных реакциях. Эмоции
отождествлялись им с реакциями
внутренних органов, мышление человека —
с работой голосовых мышц. Обучение,
согласно Уотсону, происходит путем «обусловливания»:
мышечная реакция в результате повторных
сочетаний связывается с определенным
стимулом, который в дальнейшем начинает
ее вызывать. Уотсон использовал учение И.
П. Павлова об условных рефлексах,
однако истолковал его чрезвычайно
односторонне, игнорируя роль процессов
и механизмов высшей нервной
деятельности в регуляции поведения («Обучение
животных», 1903). По Уотсону, законы
приобретения опыта у животных и
человека одни и те же, а сам опыт —
биологическое приспособление, лишенное
психологического смысла и содержания.
Работы Уотсона сыграли важную роль в
борьбе против интроспективной
психологии. Они стимулировали
разработку объективных методов
изучения психики, в том числе детской.
Однако ошибочность исходных
методологических посылок — отрицание
сознания как особой формы регуляции
поведения, сведение поведения к внешним
приспособительным актам,
отождествление принципов
жизнедеятельности человека и животных,
игнорирование нейромеханизмов и др. —
существенно ограничила позитивную
ценность учения Уотсона и обусловила
быстрый распад бихевиоризма.
|
Ухтомский
Алексей Алексеевич
|
Ухтомский
Алексей Алексеевич (1875–1942) — российский
физиолог. Развивал идеи И.
М. Сеченова о биологическом и
системном характере нервно-психических
актов, выдвинул учение о доминанте как
главном принципе работы нервных центров
и организации поведения. Это учение
противопоставлялось воззрению на мозг
как на комплекс рефлекторных дуг.
Согласно Ухтомскому, каждый наблюдаемый
двигательный эффект определяется
характером динамического
взаимодействия корковых и подкорковых
центров, актуальными потребностями
организма, историей организма как
биологической системы. Мозг следует
рассматривать как орган «предупредительного
восприятия, предвкушения и
проектирования среды». Для доминанты
характерна инертность, то есть
склонность поддерживаться и
повторяться, когда внешняя среда
изменилась и раздражители, некогда
вызывавшие эту доминанту, более не
действуют на центральную нервную
систему. Инертность нарушает нормальную
регуляцию поведения, когда становится
источником навязчивых образов и
галлюцинаций, но она же выступает в
качестве организующего начала
интеллектуальной активности. Ухтомским
была выдвинута концепция «оперативного
покоя», понимаемого не как
бездеятельность организма, а как
состояние, при котором он удерживает
неподвижность с целью детального
распознавания среды и адекватной
реакции на нее. Механизмом доминанты
Ухтомский объяснял широкий спектр
психических актов — внимание;
предметный характер мышления. Это «разделение
среды на предметы». Ухтомский трактовал
как процесс, состоящий из трех стадий:
укрепление наличной доминанты;
выделение только тех раздражителей,
которые являются для организма
биологически интересными; установление
адекватной связи между доминантой (как
внутренним состоянием) и комплексом
внешних раздражителей. Ухтомский считал,
что наиболее детально, отчетливо и
прочно закрепляется в нервных центрах
то, что переживается эмоционально (радость,
гнев и др.). В физиологическом плане
этому соответствует повышенная
мобильность нервных элементов,
обусловленная деятельностью
вегетативной и эндокринной систем,
выступающая предпосылкой более
прочного запечатления внешних
воздействий и их адекватного
воспроизведения. Эти выводы Ухтомского,
явившиеся обобщением большого
экспериментально-физиологического
материала, широко используются в
современной психологии, медицине и
педагогике.
|
Ушинский
Константин Дмитриевич
|
Ушинский
Константин Дмитриевич (1824–1870) — русский
педагог. Родоначальник педагогической
психологии в России. Разработал,
руководствуясь принципом народности,
систему идей, направленную на
всестороннее развитие и
совершенствование целостной личности
на основе воспитывающего обучения («Человек
как предмет воспитания», 1868–1869). В этой
системе важнейшее место отводилось
положению о том, что психические
качества человека формируются в
единстве с их нейрофизиологической
основой. Фундаментальной категорией
Ушинский считал «полурефлексы», к
которым относилось все многообразие
навыков и привычек. Обращение к этой
категории позволяло рассматривать
активность сознания (души) как фактор,
действующий соответственно
возможностям преобразуемого под его
влиянием организма. К усвоенным
рефлексам как результатам воспитания
Ушинский относил привычки. Благодаря им
ребенок приобретает способности,
которых он не имел от природы. При этом
на передний план Ушинский выдвигал
нравственный смысл привычек, в отличие
от простых навыков, возникающих путем
упражнения: «добрая привычка есть
нравственный капитал, положенный
человеком в свою нервную систему». Тем
самым нравственная детерминация,
заданная общими устоями жизни народа,
выступала как важнейший фактор
построения специфически человеческого
уровня нервно-психической активности
отдельной личности, основа ее
полноценного формирования. Большое
внимание Ушинский уделял развитию
психики в различные возрастные периоды,
соотнося специфические характеристики
этого развития с решением проблем
дидактики, построения учебного процесса
и организации воспитательных
воздействий на ребенка в единстве
физических, нравственных и умственных «параметров»
его жизнедеятельности.
|