Шпильрейн
Исаак Нафтулович (1891 — предположительно
1937) — российский психолог; был незаконно
репрессирован, посмертно
реабилитирован. Один из организаторов
советской психотехники. Разрабатывал
проблемы утомления, упражнения,
диагностики профессиональной
пригодности, осуществлял
психологический анализ профессий. Ряд
работ посвящен вопросам рационализации
условий труда, промышленному
травматизму, деавтоматизации, связанной
с фактором утомления.
Профессиографические исследования
обобщены и освещены в книге под
редакцией Шпильрейна «Трудовой метод
изучения профессий» (1925). В последних
трудах (1931-1935) пытался построить общую
программу психотехнических
исследований и предложить теорию
психотехники.
|
Шпрангер
(Spranger) Эдуард (1882–1963) — немецкий философ,
психолог и педагог. Исходным принципом
психологии считал понимание как способ
непосредственного постижения
смыслового содержания явлений
объективного духа. Переживание связи
внутренней душевной жизни и ценностей
общественной духовной жизни
осуществляется в актах деятельности «Я»,
в к-рых реализуется определенная
ценностная система. В своем труде «Формы
жизни» (1914) Шпрангер отверг психологию
элементов, которая расчленяет
психический процесс на составные части,
и обосновал истинность подхода с
позиции рассмотрения душевного
процесса как некоторой целостности в
его смысловых связях с тем или иным
содержанием культуры. Основной задачей
духовно-научной психологии как одной из
наук о духе является исследование
отношения индивидуальной духовной
структуры человека к структуре «объективного
духа», и, соответственно, выявление
основных типов направленности
абстрактного человека, получивших у
Шпрангера обозначение «форм жизни».
Таких основных идеальных типов
индивидуальности, обусловленных
ориентацией на те или иные объективные
ценности, им было выделено шесть:
теоретическая (область науки, проблема
истинности), экономическая (материальные
блага, полезность), эстетическая (стремление
к оформлению, к самовыражению),
социальная (общественная деятельность,
обращенность к чужой жизни),
политическая (власть как ценность),
религиозная (смысл жизни). В каждом
человеке могут быть представлены
ориентации на все эти типы ценностей, но
в разной пропорции, какая-то из них при
этом будет доминировать. На основе
данной типологии личностей Г.
Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был
разработан тест изучения ценностей, а
также создан тест интересов Дж. Холланда.
|
Штерн
Вильям (1871–1938) — немецкий психолог.
Согласно Штерну, личность, под которой
он понимал не только человеческую
личность, но любой целостный объект,
представляет собой неделимую на
психическое и физическое единицу,
целостность которой объясняются ее
отдельные проявления и функции. Штерн
назвал эту концепцию «персоналистической
психологией» («Личность и вещь», 1906). Он
провел большой цикл экспериментальных
исследований по развитию восприятия,
речи, умственных процессов у детей;
разработал методы тестирования
способностей, выдвинув понятие о «коэффициенте
интеллекта», получаемого путем деления
«умственного возраста» на физический.
Заложил основы дифференциальной
психологии, исходя из принципа
конвергенции наследственных факторов и
условий социокультурной среды.
|