Биографии известных психологов. Э

Э

Эббингауз Герман

Эльконин Даниил Борисович

Энджел Джеймс

Эренфельс Христиан фон

Эриксон Милтон Хиланд

Эриксон Эрик

 

Эббингауз Герман

ЭббингаузЭббингауз Герман (1850-1909) — немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги — искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Эббингауз экспериментально (на самом cебе) изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент забытого материала падает на период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т. д. Эббингаузу принадлежит ряд других важных работ по экспериментальной психологии, в частности по феноменологии зрительного восприятия. При изучении умственных способностей детей Эббингауз изобрел тест, носящий его имя.

Эльконин Даниил Борисович

ЭльконинЭльконин Даниил Борисович (1904–1984) — российский психолог. Развивая положение культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова (экспериментальный букварь). С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка («Детская психология», 1960; «Психология игры», 1978).

Энджел Джеймс

Энджел Джеймс (1869–1949) — американский психолог. Один из лидеров функциональной психологии, под которой им, как и другими представителями этого направления, понималось учение о психических операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания с этой точки зрения: аккомодация к новому, выживание в сложной среде. Организм действует, используя свои функции — внимание, память, мышление и др. как психофизическое целое, и поэтому психология не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, то есть интроспекцией. Большое внимание в его исследованиях уделялось мышечным приспособлениям, фактору потребности и генетическому методу.

Эренфельс Христиан фон

Эренфельс Христиан фон (1859–1920) — австрийский философ и психолог, представитель Австрийской (Грацской) школы. В психологии наиболее известен своей работой «О гештальт-качествах» (1890), в которой он ввел в психологическую науку понятие «гештальт-качество» и поставил проблему целостности в психологии. Решал, однако, эту проблему Эренфельс в духе элементаризма: целостность психического образа объяснялась автоматическим появлением в сознании еще одного нового (целостного) элемента, связывающего в единое целое исходные элементы этого образа (ощущения).

 

Эриксон Милтон Хиланд

Эриксон МилтонЭриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из самых популярных американских психотерапевтов XX в., гипнотизер. Написал более 140 работ по психотерапии. С 1948 г. жил и работал в г. Феникс, шт. Аризона. После 1967 г., в результате осложнений, вызванных полиомиелитом, оказался прикованным к инвалидной коляске. Эриксон — основатель и президент Американского общества клинического гипноза («American society of clinical hypnosis»), основатель и редактор журнала «American Journal of Clinical Hypnosis». Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии. В 1923 г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод «поднятия руки» («американский метод»).

Эриксон Эрик

Эриксон ЭрикЭриксон Эрик (р. 1902) — американский психолог, основатель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал бисоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.