Эббингауз
Герман
|
Эббингауз
Герман (1850-1909) — немецкий психолог. Под
впечатлением психофизики Фехнера
реализовал идею о количественном и
экспериментальном изучении не только
простейших психических процессов (ощущений),
но и памяти («О памяти», 1885). Исходным
материалом для этих исследований
послужили так называемые бессмысленные
слоги — искусственные сочетания
речевых элементов (двух согласных и
гласных между ними), не вызывающие
никаких смысловых ассоциаций. Составив
список из 2300 бессмысленных слогов,
Эббингауз экспериментально (на самом cебе)
изучал процессы заучивания и забывания,
разработав методы, позволявшие
установить особенности и
закономерности памяти. Вывел «кривую
забывания», показывающую, что
наибольший процент забытого материала
падает на период, следующий
непосредственно за заучиванием. Эта
кривая приобрела значение образца, по
типу которого строились в дальнейшем
кривые выработки навыка, решения
проблемы и т. д. Эббингаузу принадлежит
ряд других важных работ по
экспериментальной психологии, в
частности по феноменологии зрительного
восприятия. При изучении умственных
способностей детей Эббингауз изобрел
тест, носящий его имя.
|
Эльконин
Даниил Борисович
|
Эльконин
Даниил Борисович (1904–1984) — российский
психолог. Развивая положение культурно-исторической
теории в решении широкого круга проблем
детской психологии, выдвинул концепцию
периодизации психического развития
детей, основанную на понятии «ведущей
деятельности». Предложил эффективный
метод обучения ребенка чтению путем
звукового анализа слова (экспериментальный
букварь). С позиций культурно-исторической
теории провел психологический анализ
игры, выявив ее роль в процессе развития
ребенка («Детская психология», 1960; «Психология
игры», 1978).
|
Энджел
Джеймс
|
Энджел
Джеймс (1869–1949) — американский психолог.
Один из лидеров функциональной
психологии, под которой им, как и другими
представителями этого направления,
понималось учение о психических
операциях, выполняющих роль посредников
между организмом и средой. Главное
назначение сознания с этой точки зрения:
аккомодация к новому, выживание в
сложной среде. Организм действует,
используя свои функции — внимание,
память, мышление и др. как
психофизическое целое, и поэтому
психология не вправе ограничиться
областью сознания и данными субъекту
сведениями о нем, то есть интроспекцией.
Большое внимание в его исследованиях
уделялось мышечным приспособлениям,
фактору потребности и генетическому
методу.
|
Эренфельс
Христиан фон
|
Эренфельс
Христиан фон (1859–1920) — австрийский
философ и психолог, представитель
Австрийской (Грацской) школы. В
психологии наиболее известен своей
работой «О гештальт-качествах» (1890), в
которой он ввел в психологическую науку
понятие «гештальт-качество» и поставил
проблему целостности в психологии.
Решал, однако, эту проблему Эренфельс в
духе элементаризма: целостность
психического образа объяснялась
автоматическим появлением в сознании
еще одного нового (целостного) элемента,
связывающего в единое целое исходные
элементы этого образа (ощущения).
|
Эриксон
Милтон Хиланд
|
Эриксон
(Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из
самых популярных американских
психотерапевтов XX в., гипнотизер.
Написал более 140 работ по психотерапии. С
1948 г. жил и работал в г. Феникс, шт.
Аризона. После 1967 г., в результате
осложнений, вызванных полиомиелитом,
оказался прикованным к инвалидной
коляске. Эриксон — основатель и
президент Американского общества
клинического гипноза («American society of clinical
hypnosis»), основатель и редактор журнала «American
Journal of Clinical Hypnosis». Регулярно проводил
свои знаменитые семинары гипнотерапии и
короткой прямой психотерапии. В 1923 г.
разработал ряд методик гипнотерапии, в
том числе метод «поднятия руки» («американский
метод»).
|
Эриксон
Эрик
|
Эриксон
Эрик (р. 1902) — американский психолог,
основатель эго-психологии. В
противоположность тезису психоанализа
об антагонизме личности и общества
подчеркивал бисоциальную природу и
адаптивный характер поведения личности,
центральным, интегративным качеством
которой выступает психосоциальная
идентичность. Субъективно переживаемая
как «чувство непрерывной
самотождественности», психосоциальная
идентичность базируется на принятии
личностью целостного образа себя в
единстве с ее многообразными
социальными связями. Изменение
социокультурных условий существования
личности ведет к утрате прежней и
необходимости формирования новой
идентичности. Возникающие на этом пути
личностные затруднения могут привести к
тяжелому неврозу («потеря себя»). На
основании этого Эриксон делал вывод об
обусловленности массовых неврозов
глубокими потрясениями в жизни общества
на поворотах истории (войны, революции и
т. д.). Смысл терапевтической работы
усматривался в возвращении пациенту
утраченного чувства идентичности.
|