Тема 5. Психическая теория деятельности
Теория
План![]() 1. Общее понятие о деятельности и её структуре 2. Психологическая характеристика деятельности Вопрос №3. Основные виды деятельности Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии. Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие - меньшее. Выготский Л.С. и Леонтьев А.Н. ввели понятие ведущей деятельности. Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Леонтьев А.Н. в работе "Очерки психического развития ребёнка" выделяет три признака ведущей деятельности: 1) от ведущей деятельности зависят основные изменения в личности ребёнка на данном возрастном этапе, 2) ведущая деятельности определяет основные новообразования в познавательной сфере ребёнка, в психических процессах на данном возрастном этапе, 3) в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе. Дополняя понятие ведущей деятельности, Элькинин Д.Б. называет ещё один признак: в ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребёнка со взрослыми. Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых. |