Звучит Лунная фортепьянная соната №14 Людвига Ван Бетховена (1770-1827). Для отключения звука используется кнопка "Остановить":

Николай Иртеньев

о своём детстве

    Что я думаю о себе

    Что обо мне думают другие

    Мои увлечения

    Мои близкие

    Просто знакомые

    Важные события

Л.Н. Толстой и его герой

Художники о жизни Николая Иртеньева

Мир XIX и XXI века

Краеведческий кроссворд

Щёлкни левой кнопкой мыши на подчёркнутых словах для открытия следующих страниц!

Дополнительная

литература

 

  Толстой Л.Н.

Статья О.Е. Майоровой из "Энциклопедического словаря Кирилла и Мефодия"

 

Толстой Л.Н.

Статья С. Венгерова из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона"

 

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Статья из библиографического словаря

 

  Толстой о своём детстве

Из воспоминаний писателя

 

  Друг детей - Толстой

Из воспоминаний ученика яснополянской школы В. Морозова и , внука С. Толстого

 

Детство и отрочество

Статья-рецензия

Н.Г. Чернышевского

 

Толстой и дети

Статья К.Н. Ломунова

 

Трилогия молодого Толстого

Статья К.Н. Ломунова

 

Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого

Статья Б. Аверина

 

Детство, отрочество и юность в изображения Л.Н. Толстого

Статья Б. Аверина

 

Трилогия тревожных исканий

Статья А.В. Чичерина

 

"Мы не одни живём на свете..." (об автобиографической трилогии Л.Н. Толстого)

Статья М.В. Воловинской

 

Трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность"

Статья Н.Н. Скатова

 

Трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность"

Статья Е. Купреяновой

 

Молодой Толстой

Отрывок из книги Е. Купреяновой

 

Толстой Л.Н.

Отрывок из книги Поповкина А.И.

 

Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод

(1847-1862)

Отрывок из

книги Бурсова Б. 

 

Лев Толстой. Жизнь и творчество.

Отрывок из книги Линкова В.Я.,

Саакянц А.А.

 

(данные о литературных источниках в конце каждого текста)

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Толстой и его герой

 

Замысел мой был — описать историю не свою,

а моих приятелей детства, и оттого вышло

нескладное смешение событий их и моего детства.

Над автобиографической трилогией "Детство. Отрочество. Юность" Лев Николаевич Толстой работал в течение шести лет с 1851 по 1856 год.

Писатель предполагал написать роман под названием «Четыре эпохи развития» — о детстве, отрочестве, юности и молодости, но к сожалению замысел не был осуществлён полностью, последняя часть не была написана.

Образы трилогии Л.Н. Толстого имеют своих хорошо известных прототипов. Отец Николеньки — Иртеньев — столь верный портрет давнего друга семьи Толстых А.М. Исленьева, что он сам узнал себя и отнесся к своему изображению весьма благодушно. Не менее близки к своим прототипам и другие персонажи. Володя — это брат Л.Н. Толстого Сергей, Сонечка Валахина - это Соня Колошина, первая любовь Льва Николаевича. Дмитрий Нехлюдов в «Юности» — это его брат Митенька. Реальный воспитатель Л.Н. Толстого Сен-Тома представлен в повести в образе Saint-Jerome.

Домашний учитель немец Карл Иванович — это гувернер Рессель Федор Иванович, живший у Толстых в Ясной Поляне, а француженка Мими — это гувернантка, жившая у Исленьевых. Дочь её описана в «Детстве» под именем Катеньки (вторым прототипом Катеньки была Дунечка Темяшева, воспитывавшаяся в доме Толстых).

В первой редакции повести «Детство» под своими именами выступают дворецкий Фока, экономка Прасковья, дядька Николай...

Немало недоумений вызывал образ матери, maman, как её обычно называет Николенька. Толстая С.А. думала, что это образ вымышленный.

Лев Толстой не мог помнить своей матери Марии Николаевны Волконской, она умерла, когда ему не было еще и двух лет. Даже портрет её сохранился только один, и притом силуэт времен её детства. В то время ей было 9 лет. Но воспоминания и родных и слуг о любвеобильной, сдержанной, расположенной к музыке и книгам обаятельной женщине, эти воспоминания были живы. Они соединялись с образом любимой тетушки Татьяны Александровны Ергольской.

Признавая, что в «Детстве» изображена жизнь близких ему людей, Толстой тем не менее решительно отказывался видеть в повести свою автобиографию или семейную хронику. Действительно, перед нами каждый раз — не индивидуальный портрет, а выросший из многих наблюдений и размышлений — типический образ.

Не так уж важно, кого из окружавших его в ранние годы лиц и с какой степенью достоверности воспроизвел Толстой в том или другом образе своего цикла, центральный образ трилогии — образ Николеньки Иртеньева автобиографичен преимущественно со стороны своего психологического содержания. Именно в мыслях, чувствах, переживаниях Николеньки Толстой отразил пережитое и передуманное им самим в ранние годы жизни.

Трилогия написана в форме воспоминаний взрослого человека о ранних, далеких, безвозвратно ушедших годах своей жизни. Благодаря этой форме создается эстетическая ощутимость автобиографичности образа Николеньки, в действительности ни в какой мере не являющегося автопортретом автора. В этом и заключается прежде всего художественное своеобразие трилогии, её принципиальное отличие от художественно написанных автобиографий.

 

Ясная Поляна

 

По словам Н.Н. Гусева, биографа писателя,— «деревенский дом, описанный в повести,— это старый яснополянский дом, ныне не существующий».

 

 

 

 

 

 

Ясная Поляна находится в 15 км. от Тулы и ведет свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь её первых владельцев - Карцевых.

Усадьба пережила несколько этапов, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л.Н. Толстого князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого.

 

«Все, что строил мой дед, - говорил Л. Н. Толстой, - было изящно и не пошло и твердо, прочно, капитально. У него было очень тонкое эстетическое чувство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня музей-усадьба Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник.

Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых.