Тема 6. Познавательные процессы
Практика
Особенности
памяти младших школьников С
особенностями запоминания связаны
особенности восприятия и осмысливания
детьми различного учебного материала. Мы
уже знаем, что память заключается в
запоминании, сохранении и последующем
узнавании и воспроизведении того, что
было в прошлом опыте ребенка. Каждый
ученик запоминает и воспроизводит
материал по-разному. И не только лучше
или хуже, а именно по-своему, ибо
существуют большие индивидуальные
различия памяти. Она может быть хорошей
по отношению к одним предметам, явлениям
и плохой по отношению к другим.
Некоторые дети прекрасно запоминают
стихи и очень слабо - математические
формулы, правила, другие - наоборот. Одни
школьники могут быстро вспомнить
выученное и дать нужный ответ, другие не
могут скоро и легко воспроизвести то,
что когда-то запомнили. Такие дети
снижают темп урока, чем часто раздражают
учителя, но все-таки торопливость здесь
неуместна: Существуют
разные типы памяти. Словесно-логическая
память выражается в преимущественном
запоминании и воспроизведении
теоретических положений, словесных
формулировок. Образная память тесно
связана с воображением. Всем известно,
как по-разному пересказывают дети У
одних детей более развито зрительное
запоминание, они нуждаются в зрительном
восприятии того, что нужно запомнить.
Другие лучше запоминают то, что услышали
или сами прочитали вслух. В
процессе школьного обучения ребенку
нужна и словесно-логическая, и образная,
и слуховая, и зрительная память. Поэтому
важно знать, какая память у ребенка
слабее, чтобы развить ее. «Педагог,
желающий что-нибудь прочно запечатлеть
в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, -
должен позаботиться о том, чтобы как
можно больше органов чувств детей - глаз,
ухо, голос, чувство мускульных движений
и даже, если возможно, обоняние и вкус -
приняли участие в акте запоминания». Как
определить тип памяти? При
помощи самых разных упражнений. Так,
можно взять два ряда слов:
Школьникам
читают вслух через определенные
интервалы слова первого ряда (не
показывая их). Затем дети записывают
запомнившиеся слова. Через некоторое
время детям молча показывают одно за
другим слова второго ряда, а они
записывают то, что запомнили. После
этого производится сравнение: слова
какого столбика ученик запомнил лучше. Конечно,
по одному такому упражнению никаких
выводов делать нельзя. Для
обоснованного заключения о
преобладающем у ребенка типе памяти
нужно провести несколько упражнений.
Желательно, чтобы материал,
предлагаемый для запоминания, был
различный: можно использовать
столбики цифр, или ряды картинок, или
тексты разного содержания. При любом
типе памяти нужно стремиться к развитию
у детей прежде всего смыслового
запоминания, в основе которого лежит
установление смысловых, логических
связей внутри запоминаемого материала. Группе
учащихся 11-111 классов была предложена и
решена вместе с ними задача: «Кирпич
весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько
весит кирпич?» Через некоторое время
этой же группе была предложена подобная
задача: «Книга стоит 1 р. и половину
стоимости книги. Сколько стоит книга?» Приводим
рассуждение одного ученика: -
Книга стоит один рубль и половину
стоимости... А стоимость-то не знаем... Что-то
такое было... Один и половина одного...
Половина - это один и есть. Знаю! Книга
стоит 2 р., потому что полкниги стоят один
рубль. -
Ты решал когда-нибудь такую задачу? -
Решал что-то, забыл, о чем. -
О кирпиче? -
Да, как будто о кирпиче... Кирпич весил
один килограмм и полкирпича, теперь
вспомнил. Мальчик
запомнил принцип решения подобных задач,
а про кирпич задача или еще про что-нибудь
- это для него не так важно, он не
запомнил этого. Ту
же задачу решает другой ученик: -
Ты решал когда-нибудь похожую задачу? -
Нет. -
А задачу про кирпич помнишь? -
Да. - Вспомни
условие задачи и ее решение. - Не помню.
Два килограмма весил кирпич и еще там
полкирпича было. Как видим,
этот ученик запомнил лишь конкретные
данные, принципа решения он не запомнил. У одних
детей происходит смысловое, обобщенное
запоминание, у других - запоминание
отдельных деталей. Предложим
детям небольшой ряд чисел: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19,
22, 25. Запоминают его ученики по-разному.
Одни сразу улавливают закономерность:
цифры представляют собой
математический ряд, каждое число больше
предыдущего на три, - и мгновенно
запоминают все числа. Другие никакой
закономерности не улавливают, запоминают
только путем простого повторения, не
пытаясь найти какой-нибудь прием,
облегчающий этот процесс. Развить
память любого типа помогает
заинтересованность материалом (ребенок
запоминает не все в равной степени, а по
преимуществу то, что для него
существенно, важно), положительное
отношение к запоминаемому. Вообще
эмоции имеют большое значение в
запоминании. Хуже всего запоминается то,
что безразлично. То, что понравилось,
хочется запомнить. Желание запомнить,
активная позиция школьника
способствуют развитию его памяти.
Поэтому для развития памяти ребенка
полезны не только и не столько
специальные упражнения на запоминание,
а пробуждение интереса к знаниям, к
отдельным учебным предметам, развитие
положительного отношения к ним. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2003. |